Тема урока 1: “Проектирование базы данных”
Цели урока:
- выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществления их переноса в новых условиях$
- стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
- активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
- воспитание самостоятельности у учащихся, чувства коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
- развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи урока:
- Воспитательная – развивать познавательный интерес.
- Учебная – совершенствовать навыки проектирования БД.
- Развивающая – развивать умения выявления проблем, анализа, построения гипотез, обобщения, внимательности.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Вид: практикум.
План урока:
- Мотивация учебной деятельности.
- Постановка цели урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка проблемной ситуации.
- Преобразование иерархической структуры к реляционной.
- Обсуждение недостатков БД.
- Актуализация опорных знаний (нормализация).
- Определение главного ключа.
- Нормализация БД.
- Обсуждение полученных результатов.
- Определение базовой и подчиненных таблиц.
- Определение связей и их видов.
- Описание структуры БД.
Подготовительный этап:
Учащиеся самостоятельно формируют группы по 3-4 человека, в зависимости от наполняемости класса. В группах назначаются (выбираются) командиры. Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые таблицы для выполнения каждого этапа урока и схема БД. Заранее в тетрадях учащиеся делают заготовки таблиц (5 шт., размером 10 на 10 т.к. заранее им не известно условие задания) для дальнейшего заполнения их в ходе урока.
ХОД УРОКА
1. Мотивация.
Десятки тысяч лет человечество накапливало знания, но лишь сегодня, в начале двадцать первого века, мы начинаем заниматься их обработкой и сортировкой. И точкой отсчета для новой, информационной эпохи стал именно момент появления первых баз данных.
База данных – детище нового времени. Потому, что создать некий ее аналог во внекомпьютерной реальности не получится, без компьютера можно написать книгу и начертить таблицу, нарисовать картину – все, что угодно, кроме базы данных.
До баз данных существовали картотеки – но это было совсем не то, ибо сведения на карточках были мертвы и неизменчивы.
Собственно говоря, о базе данных, на деле мы подразумеваем два различных объекта. Саму базу – сырой и необщительный материал, громадный массив информации. И программу, средство управления базами данных (СУБД), которая и даст нам возможность воспользоваться этим информационным богатством. Способностью за доли секунды извлекать из большого массива информации НУЖНЫЕ данные в НУЖНОМ виде, и заключается революционность СУБД, победное шествие которых мы и наблюдаем сегодня. Без собственной базы данных не обходится сегодня ни одна корпорация, ни одно учебное заведение или госучреждение.
Мир СУБД велик и практически безграничен, поскольку базы данных применяются сегодня везде – от крупной корпорации и сети Интернет до небольшого “домашнего” офиса. Говорить о мощных промышленных СУБД мы не будем, однако познакомившись с пакетом MS Access, вы тем самым заложите основы своей успешной карьеры. Ибо разработчики и программисты СУБД сегодня без работы не остаются.
Сегодня мы и займемся разработкой БД
2. Цель нашего занятия: спроектировать БД учебного учреждения для дальнейшего ее описания в СУБД MS Access.
3. Актуализация опорных знаний.
Но прежде чем мы приступим к нашей деятельности нам необходимо вспомнить основные понятия, на которые мы будем опираться при проектировании. На доске заготовлены листы с вопросами, по мере ответов они убираются с доски. Опрос проходит по группам, а в них по цепочке.
Вопросы:
- Что называется БД?
- Какие модели БД вы знаете?
- Какая БД называется реляционной?
- Из каких элементов состоит таблица? Что содержат запись и поле?
- Какие основные типы полей вы знаете?
- Что такое первичный (главный ключ) БД?
4. Постановка проблемной ситуации:
Нашей группе поступил заказ: разработать БД для курсов иностранных языков. Обсудив заказ с менеджером курсов, мы получили данные, с которыми оперирует организация в виде схемы. Разъяснить схему (приложение 1);
На столах разложены схемы
Но в таком виде мы их обработать не сможем, обсудите и преобразуйте иерархическую структуру БД к табличному виду. (Учитель во время выполнения данного задания консультирует )
5. Преобразование иерархической структуры в реляционную структуру.
В результате преобразования получается таблица 1 (приложение 2). Ребята по группам проверяют таблицы друг друга. Таблицы вывешиваются на доске и обсуждаются.
6. Обсуждение недостатков БД.
(Полученная БД обладает рядом недостатков, очевидна некоторая избыточность: повторение даты рождения и адреса одного и того же человека, фамилии преподавателя и номера группы). Основной недостаток такой БД - возможность нарушения достоверности данных. Для избавления от недостатков БД должна быть нормализованной.
7. Актуализация опорных знаний. (Нормализация)
Скажите, в каком случае БД считается нормализованной? (Фронтальный опрос)
БД является нормализованной, если выполнены следующие условия:
- каждая таблица имеет главный ключ;
- все поля таблицы зависят только от главного ключа целиком (а не от его части и не от других полей);
- в таблицах отсутствуют группы повторяющихся значений.
8. Определение главного ключа.
Учащиеся обсуждают в группах и предлагают ключ, аргументируя свое предложение. В результате обсуждения выбирается главный ключ.
Главный ключ: “Фамилия” + “дата посещения”.
9. Нормализация БД. Аргументирование результатов.
В результате нормализации получается
многотабличная база данных (приложение
3).
Определение базовой и подчиненных таблиц.
По группам устно.
10. Создание БД в MS Access.
Ребята создают структуру этой базы данных в программе MS Access. Создают форму для заполнения БД, вводят в нее сведения. Придумывают и создают 2–3 запроса различной сложности.
11. Подведение итогов.
Тема урока 2:
Разработка Базы данных “Курсы иностранных
языков” в среде MS Access
Цели урока:
- выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществления их переноса в новых условиях;
- стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
- воспитание самостоятельности у учащихся;
- формирование целостного представления по работе с БД.
Задачи урока:
- Воспитательная – развивать познавательный интерес.
- Учебная – совершенствовать навыки разработки БД в MS Access.
- Развивающая – развивать умение анализировать и систематизировать, применять раннее полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Вид: практикум.
Работа со связанными таблицами.
Создадим спроектированную на прошлом уроке базу данных “Курсы иностранных языков”, Она состоит из трех таблиц – “Учащиеся”, “Преподаватели”, “Обучение”.
Определим типы полей в каждой таблице.
В первой таблице: “Учащиеся”
Поле |
Тип поля |
Номер группы | числовой |
Фамилия | текстовый |
Имя | текстовый |
Адрес | текстовый |
Дата рождения | Дата |
Оценка за курс | числовой |
Во второй таблице: “Преподаватели”
Поле |
Тип поля |
Номер группы | числовой |
Название курса | текстовый |
Преподаватель | текстовый |
Добавим в таблицу еще одно поле “Оценка за курс”
В третьей таблице: “Обучение” добавим поле Оценка за курс
Поле |
Тип поля |
Фамилия | текстовый |
День занятия | текстовый |
Название курса | Текстовый |
Учащиеся самостоятельно создают БД в MS Access, используя результаты работы на прошлом уроке по проектированию БД и задания:
Создание таблиц:
первую с помощью мастера;
Таблица “Учащиеся”:
Номер группы | Фамилия | Имя | Адрес | Дата рождения | Оценка за курс |
2 | Иванова | Елена | Ленина 76-45 | 25.08.90 | 5 |
2 | Орлова | Ирина | Щетинкина 20-3 | 02.03.91 | 4 |
1 | Дуров | Евгений | Чертыгашева 106-68 | 14.01.90 | 4 |
3 | Быкова | Елизавета | Некрасова 23-65 | 08.03.92 | 5 |
Для заполнения поля Номер группы в таблице “Учащиеся” сделайте так, чтобы режиме таблицы можно выбирать номера из списка: Выберите в режиме конструктора таблицы поле “Номер группы” и укажите тип “мастер подстановок”. В качестве таблицы источника данных выберите “Преподаватели” и поле “Номер группы”.
Для заполнения третьей таблицы “Обучение” сделаете так, чтобы подстановка в поле Фамилия выполнялась из двух полей, то есть выводила фамилию и имя. Для этого выберите поле “Фамилия”, щелкните на вкладке “Подстановка”, выберите Список -“Источник строк” и щелкните кнопку с многоточием справа. Откроется построитель запросов. В качестве источника выберите таблицу “Учащиеся” и вместо поля “Фамилия” введите строку [Фамилия]&” ”&[Имя].
Для заполнения поля “Название курса” также используйте мастер подстановки аналогичного поля из таблицы “Преподаватели”
Дополнительное задание.
Измените ввод в поле “Оценка за курс”, чтобы вместо цифр выставлялось “отлично”, “хорошо” и т. д. Для этого создайте отдельную таблицу и используйте мастер подстановок. При создании таблицы учтите, что существует четыре варианта оценки: “5 – отлично”, “4 – хорошо”, “3 – удовлетворительно”, “2 – неудовлетворительно”.
Создание запросов.
Создание формы.
Создайте удобную форму для ввода информации. Для этого вызовите мастера форм и задайте следующие поля:
- из таблицы “Обучение” – название курса, оценка за курс;
- из таблицы “Учащиеся” – фамилия, имя;
- из таблицы “Преподаватели” – преподаватель.
Выберите представление данных по учащимся, с использованием подчиненной формы.
Дополнительное задание.
- Откройте форму студенты в режиме конструктора. Подгоните “вручную” размеры формы.
- Создайте свою навигационную панель. Для этого перейдите в режим конструктора, вызовите панель элементов. Выберите элемент “Кнопка” и поместите его внутрь формы, установите действие “Первая запись”, подберите картинку.
- Сделайте еще 4 кнопки – “Предыдущая запись”, “Следующая запись”, “Последняя запись”, “Добавить запись”.
- Подведение итогов, оценивание.