Уроки комплексного применения знаний "Проектирование и разработка базы данных в MS Access"

Разделы: Информатика


Тема урока 1: “Проектирование базы данных”

Цели урока:

  • выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществления их переноса в новых условиях$
  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
  • воспитание самостоятельности у учащихся, чувства коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  • развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развивать познавательный интерес.
  2. Учебная – совершенствовать навыки проектирования БД.
  3. Развивающая – развивать умения выявления проблем, анализа, построения гипотез, обобщения, внимательности.

Тип урока: комплексного применения знаний.

Вид: практикум.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Постановка цели урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Постановка проблемной ситуации.
  5. Преобразование иерархической структуры к реляционной.
  6. Обсуждение недостатков БД.
  7. Актуализация опорных знаний (нормализация).
  8. Определение главного ключа.
  9. Нормализация БД.
  10. Обсуждение полученных результатов.
  11. Определение базовой и подчиненных таблиц.
  12. Определение связей и их видов.
  13. Описание структуры БД.

Подготовительный этап:

Учащиеся самостоятельно формируют группы по 3-4 человека, в зависимости от наполняемости класса. В группах назначаются (выбираются) командиры. Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые таблицы для выполнения каждого этапа урока и схема БД. Заранее в тетрадях учащиеся делают заготовки таблиц (5 шт., размером 10 на 10 т.к. заранее им не известно условие задания) для дальнейшего заполнения их в ходе урока.

ХОД УРОКА

1. Мотивация.

Десятки тысяч лет человечество накапливало знания, но лишь сегодня, в начале двадцать первого века, мы начинаем заниматься их обработкой и сортировкой. И точкой отсчета для новой, информационной эпохи стал именно момент появления первых баз данных.

База данных – детище нового времени. Потому, что создать некий ее аналог во внекомпьютерной реальности не получится, без компьютера можно написать книгу и начертить таблицу, нарисовать картину – все, что угодно, кроме базы данных.

До баз данных существовали картотеки – но это было совсем не то, ибо сведения на карточках были мертвы и неизменчивы.

Собственно говоря, о базе данных, на деле мы подразумеваем два различных объекта. Саму базу – сырой и необщительный материал, громадный массив информации. И программу, средство управления базами данных (СУБД), которая и даст нам возможность воспользоваться этим информационным богатством. Способностью за доли секунды извлекать из большого массива информации НУЖНЫЕ данные в НУЖНОМ виде, и заключается революционность СУБД, победное шествие которых мы и наблюдаем сегодня. Без собственной базы данных не обходится сегодня ни одна корпорация, ни одно учебное заведение или госучреждение.

Мир СУБД велик и практически безграничен, поскольку базы данных применяются сегодня везде – от крупной корпорации и сети Интернет до небольшого “домашнего” офиса. Говорить о мощных промышленных СУБД мы не будем, однако познакомившись с пакетом MS Access, вы тем самым заложите основы своей успешной карьеры. Ибо разработчики и программисты СУБД сегодня без работы не остаются.

Сегодня мы и займемся разработкой БД

2. Цель нашего занятия: спроектировать БД учебного учреждения для дальнейшего ее описания в СУБД MS Access.

3. Актуализация опорных знаний.

Но прежде чем мы приступим к нашей деятельности нам необходимо вспомнить основные понятия, на которые мы будем опираться при проектировании. На доске заготовлены листы с вопросами, по мере ответов они убираются с доски. Опрос проходит по группам, а в них по цепочке.

Вопросы:

  1. Что называется БД?
  2. Какие модели БД вы знаете?
  3. Какая БД называется реляционной?
  4. Из каких элементов состоит таблица? Что содержат запись и поле?
  5. Какие основные типы полей вы знаете?
  6. Что такое первичный (главный ключ) БД?

4. Постановка проблемной ситуации:

Нашей группе поступил заказ: разработать БД для курсов иностранных языков. Обсудив заказ с менеджером курсов, мы получили данные, с которыми оперирует организация в виде схемы. Разъяснить схему (приложение 1);

На столах разложены схемы

Но в таком виде мы их обработать не сможем, обсудите и преобразуйте иерархическую структуру БД к табличному виду. (Учитель во время выполнения данного задания консультирует )

5. Преобразование иерархической структуры в реляционную структуру.

В результате преобразования получается таблица 1 (приложение 2). Ребята по группам проверяют таблицы друг друга. Таблицы вывешиваются на доске и обсуждаются.

6. Обсуждение недостатков БД.

(Полученная БД обладает рядом недостатков, очевидна некоторая избыточность: повторение даты рождения и адреса одного и того же человека, фамилии преподавателя и номера группы). Основной недостаток такой БД - возможность нарушения достоверности данных. Для избавления от недостатков БД должна быть нормализованной.

7. Актуализация опорных знаний. (Нормализация)

Скажите, в каком случае БД считается нормализованной? (Фронтальный опрос)

БД является нормализованной, если выполнены следующие условия:

  • каждая таблица имеет главный ключ;
  • все поля таблицы зависят только от главного ключа целиком (а не от его части и не от других полей);
  • в таблицах отсутствуют группы повторяющихся значений.

8. Определение главного ключа.

Учащиеся обсуждают в группах и предлагают ключ, аргументируя свое предложение. В результате обсуждения выбирается главный ключ.

Главный ключ: “Фамилия” + “дата посещения”.

9. Нормализация БД. Аргументирование результатов.

В результате нормализации получается многотабличная база данных (приложение 3).

  1. Определение базовой и подчиненных таблиц.
  2. Определение связей и их видов.
  3. Описание структуры БД.
    По группам устно.

10. Создание БД в MS Access.

Ребята создают структуру этой базы данных в программе MS Access. Создают форму для заполнения БД, вводят в нее сведения. Придумывают и создают 2–3 запроса различной сложности.

11. Подведение итогов.

Тема урока 2:
Разработка Базы данных “Курсы иностранных языков” в среде MS Access

Цели урока:

  • выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществления их переноса в новых условиях;
  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  • воспитание самостоятельности у учащихся;
  • формирование целостного представления по работе с БД.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развивать познавательный интерес.
  2. Учебная – совершенствовать навыки разработки БД в MS Access.
  3. Развивающая развивать умение анализировать и систематизировать, применять раннее полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Тип урока: комплексного применения знаний.

Вид: практикум.

Работа со связанными таблицами.

Создадим спроектированную на прошлом уроке базу данных “Курсы иностранных языков”, Она состоит из трех таблиц – “Учащиеся”, “Преподаватели”, “Обучение”.

Определим типы полей в каждой таблице.

В первой таблице: “Учащиеся”

Поле

Тип поля

Номер группы числовой
Фамилия текстовый
Имя текстовый
Адрес текстовый
Дата рождения Дата
Оценка за курс числовой

Во второй таблице: “Преподаватели”

Поле

Тип поля

Номер группы числовой
Название курса текстовый
Преподаватель текстовый

Добавим в таблицу еще одно поле “Оценка за курс”

В третьей таблице: “Обучение” добавим поле Оценка за курс

Поле

Тип поля

Фамилия текстовый
День занятия текстовый
Название курса Текстовый

Учащиеся самостоятельно создают БД в MS Access, используя результаты работы на прошлом уроке по проектированию БД и задания:

Создание таблиц:

  • первую с помощью мастера;
  • вторую в режиме заполнения таблицы;
  • третью в режиме конструктора;
  • проверьте правильность созданных ключевых полей;
  • свяжите таблицы по ключевым полям (пиктограмма “Схема данных”);
  • добавьте таблицы, с помощью мыши перетащите одно поле на другое и получите между ними связь;
  • заполните таблицы: “Преподаватели”, “ Учащиеся”, “Обучение”.

Таблица “Учащиеся”:

Номер группы Фамилия Имя Адрес Дата рождения Оценка за курс
2 Иванова Елена Ленина 76-45 25.08.90 5
2 Орлова Ирина Щетинкина 20-3 02.03.91 4
1 Дуров Евгений Чертыгашева 106-68 14.01.90 4
3 Быкова Елизавета Некрасова 23-65 08.03.92 5

Для заполнения поля Номер группы в таблице “Учащиеся” сделайте так, чтобы режиме таблицы можно выбирать номера из списка: Выберите в режиме конструктора таблицы поле “Номер группы” и укажите тип “мастер подстановок”. В качестве таблицы источника данных выберите “Преподаватели” и поле “Номер группы”.

Для заполнения третьей таблицы “Обучение” сделаете так, чтобы подстановка в поле Фамилия выполнялась из двух полей, то есть выводила фамилию и имя. Для этого выберите поле “Фамилия”, щелкните на вкладке “Подстановка”, выберите Список -“Источник строк” и щелкните кнопку с многоточием справа. Откроется построитель запросов. В качестве источника выберите таблицу “Учащиеся” и вместо поля “Фамилия” введите строку [Фамилия]&” ”&[Имя].

Для заполнения поля “Название курса” также используйте мастер подстановки аналогичного поля из таблицы “Преподаватели”

Дополнительное задание.

Измените ввод в поле “Оценка за курс”, чтобы вместо цифр выставлялось “отлично”, “хорошо” и т. д. Для этого создайте отдельную таблицу и используйте мастер подстановок. При создании таблицы учтите, что существует четыре варианта оценки: “5 – отлично”, “4 – хорошо”, “3 – удовлетворительно”, “2 – неудовлетворительно”.

Создание запросов.

  1. Выведите список учащихся, сдавших экзамены на оценку "отлично".
  2. Выведите список учащихся, чьи Фамилии начинаются с буквы “Б”.
  3. Выведите список учащихся, чьи Фамилии начинаются с букв М–Я.

Создание формы.

Создайте удобную форму для ввода информации. Для этого вызовите мастера форм и задайте следующие поля:

  • из таблицы “Обучение” – название курса, оценка за курс;
  • из таблицы “Учащиеся” – фамилия, имя;
  • из таблицы “Преподаватели” – преподаватель.

Выберите представление данных по учащимся, с использованием подчиненной формы.

Дополнительное задание.

  1. Откройте форму студенты в режиме конструктора. Подгоните “вручную” размеры формы.
  2. Создайте свою навигационную панель. Для этого перейдите в режим конструктора, вызовите панель элементов. Выберите элемент “Кнопка” и поместите его внутрь формы, установите действие “Первая запись”, подберите картинку.
  3. Сделайте еще 4 кнопки – “Предыдущая запись”, “Следующая запись”, “Последняя запись”, “Добавить запись”.
  4. Подведение итогов, оценивание.