Тип урока: обобщающий.
Оборудование: учебник русского языка для 4-го класса Т. Г. Рамзаевой, часть 2, учебно-методический сборник тестовых заданий по русскому языку, журнал “Классный”, справочник “Умей учиться”.
Цели:
- обобщить знания о глаголе, как части речи;
- повторить отличия одного времени от другого;
- обобщить инструментарий определения спряжения глаголов;
- закрепить алгоритм правильного написания безударных личных окончаний глагола;
- развивать орфографическую зоркость;
- прививать любовь к чтению посредством знакомства с детскими журналами.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующее начало
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
II. Обобщение знаний о глаголе, как части речи
У. - И так, что же вы сейчас сделали?
Д. - Мы сели, посмотрели.
Учитель записывает на доске слово “сели”.
У. - К какой части речи относится это слово? Докажите.
Д. – Это глагол, т.к. отвечает на вопрос что сделали? и обозначает действие предмета.
У. - Какова же тема сегодняшнего урока?
Д. - Глагол.
У. - Верно ли утверждение, что глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы делает? что сделает и обозначает признак предмета?
Д. - Нет, неверна вторая часть утверждения, т.к. глагол обозначает действие предмета.
У. - Что знаете о глаголе?
Дети отвечают, пользуясь опорной таблицей.
III. Проверка домашнего задания (стр. 89, упр. 455)
У. - С какими глаголами встречались в домашнем упражнении?
Д. - С глаголами неопределенной формы. Доказывают свое высказчвание.
У. - Что необходимо было вспомнить, чтобы выполнить упражнение?
Д. - Необходимо было вспомнить спряжение глаголов.
Дети озвучивают правило.
У. - Что мы сейчас делали?
Д. - Мы проверяли домашнее задание.
У. - Поставьте глагол “проверяли” в глагол н.в., 1 л., мн.ч., укажите спряжение.
Д. - Проверяем, глагол 1-го спряжения, т.к. окончание -ем.
В течение этого времени несколько учеников выполняли упр.454, определяли спряжение, выделяли окончания глаголов. Фронтальная проверка выполненного ими задания с повторением алгоритма определения спряжения.
IV. Определение спряжения глаголов по данным окончаниям
У. - Назовите первый звук в слове глагол? Парный ему звук?
Д. - Звуки [к].
У. - Какой буквой он обозначаются на письме?
Д. – Буквой к.
У. - Я задумала слово: Это существительное 1-го склонения из 7 букв, буква “к” встречается два раза, это домашнее животное.
Д. – Это слово кошечка.
У. – У кого дома есть кошки? Какие они? Заглянем в рубрику “А знаете ли Вы?”
На доске текст. Текст был написан заранее с пропущенныим орфограммами, которые вставил ученик. Прочитываем текст, проверяем, правильно ли ученик вставил орфограммы.
Все кошки замечательные охотники. Присмотришься к домашней кошке, она не растеряла своих диких повадок.
Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке, затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях.
У. – Найти глаголы, определить время, лицо, число, спряжение.
Дети находят глаголы: присмотришься, затаивается, подкрадывается.
У. – В каком глаголе не определяется спряжение? Почему?
Д. – Глагол растеряла. Это глагол прошедшего времени.
V. Закрепление алгоритма правильного написания безударных личных окончаний глагола
У. – А знаете ли вы, что для маленьких котят необходимы игры? От как об этом написано в журнале “Классный”.
Чтение текста учителем.
Игры очень полезны для пушистиков, как для вас занятия спортом. Привяжем к веревке бумажку, и пусть котенок за ней погоняется. Хорошо, если сделаешь для киски доску, обитую плотной тканью. Об нее котик точит коготки. Когда котенок уснет, пусть он спит, сколько хочет – ведь котята растут и развиваются именно во сне.
У. – В какие игры любят играть ваши котята?
У. – Я сейчас прочитаю текст еще раз, а вы постарайтесь запомнить глаголы.
Повторное чтение учителем текста.
Дети называют глаголы: привяжем, погоняется, сделаешь, поточит, уснет, спит, хочет, растут, развиваются.
Учитель предлагает записать эти глаголы. Вспоминаем алгоритм правильного написания безударных личных окончаний глагола. Памятка на с.92.
Ученик записывает глаголы с доказательством выбора окончания. Окончание выделяется.
VI. Рефлексия
Учитель предлагает прочитать скороговорку, записать ее.
Кошка крошка на окошки, ты кашку кушаишь по крошки.
У. – Проверка. Что заметили?
Д. – В скороговорке допущены ошибки в окончаниях существительных (на окошке, это существительное 1-го склонения, в п.п., по крошке, это существительное 1-го склонения, в д.п.), в окончании глагола (кушаешь, это глагол н.в., 2 л., 1-е спр.)
У. - Придумать словосочетание существительного с глаголом, определить окончание глагола.
VII. Тестирование с последующей самопроверкой
Укажите глаголы 1-го спряжения:
А) пилить Б) водить В) мерить Г) свистеть
Укажите глаголы 2-го спряжения:
А) гулять Б) мерзнуть В) играть Г) садить
Найдите глагол-исключение из правил:
А) играть Б) читать В) дышать Г) сверкать
Найдите глагол-исключение из правил:
А) светлеть Б) вертеть В) зеленеть Г) белеть
Укажите глаголы 2-го спряжения:
А) копать Б) тянуть В) прятать Г) бросить
Определить, в каких словах пишется в окончаниях
-и:
1 се. м 2. встрет.м 3. свяж.м 4. увид.м
А) 1,2 Б) 1,3 В) 3,4 Г) 2,4
Определить, в каких словах пишется в окончаниях
-е:
1 перебира.м 2. слыш.м 3. чу.м 4. усво.м
А) 1,2 Б) 3,4 В) 1,3 Г) 2,3
VIII. Итог урока
У. – Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
IX. Домашнее задание
C. 92 памятка, упр. 460 или упр. 457.