Урок русского языка по теме "Временные формы глагола" в 4-м классе. "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщающий.

Оборудование: учебник русского языка для 4-го класса Т. Г. Рамзаевой, часть 2, учебно-методический сборник тестовых заданий по русскому языку, журнал “Классный”, справочник “Умей учиться”.

Цели:

  • обобщить знания о глаголе, как части речи;
  • повторить отличия одного времени от другого;
  • обобщить инструментарий определения спряжения глаголов;
  • закрепить алгоритм правильного написания безударных личных окончаний глагола;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • прививать любовь к чтению посредством знакомства с детскими журналами.

ХОД УРОКА

I. Мобилизующее начало

    Мы за парты тихо сели
    И на доску посмотрели.

II. Обобщение знаний о глаголе, как части речи

У. - И так, что же вы сейчас сделали?

Д. - Мы сели, посмотрели.

Учитель записывает на доске слово “сели”.

У. - К какой части речи относится это слово? Докажите.

Д. – Это глагол, т.к. отвечает на вопрос что сделали? и обозначает действие предмета.

У. - Какова же тема сегодняшнего урока?

Д. - Глагол.

У. - Верно ли утверждение, что глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы делает? что сделает и обозначает признак предмета?

Д. - Нет, неверна вторая часть утверждения, т.к. глагол обозначает действие предмета.

У. - Что знаете о глаголе?

Дети отвечают, пользуясь опорной таблицей.

III. Проверка домашнего задания (стр. 89, упр. 455)

У. - С какими глаголами встречались в домашнем упражнении?

Д. - С глаголами неопределенной формы. Доказывают свое высказчвание.

У. - Что необходимо было вспомнить, чтобы выполнить упражнение?

Д. - Необходимо было вспомнить спряжение глаголов.

Дети озвучивают правило.

У. - Что мы сейчас делали?

Д. - Мы проверяли домашнее задание.

У. - Поставьте глагол “проверяли” в глагол н.в., 1 л., мн.ч., укажите спряжение.

Д. - Проверяем, глагол 1-го спряжения, т.к. окончание -ем.

В течение этого времени несколько учеников выполняли упр.454, определяли спряжение, выделяли окончания глаголов. Фронтальная проверка выполненного ими задания с повторением алгоритма определения спряжения.

IV. Определение спряжения глаголов по данным окончаниям

У. - Назовите первый звук в слове глагол? Парный ему звук?

Д. - Звуки [к].

У. - Какой буквой он обозначаются на письме?

Д. – Буквой к.

У. - Я задумала слово: Это существительное 1-го склонения из 7 букв, буква “к” встречается два раза, это домашнее животное.

Д. – Это слово кошечка.

У. – У кого дома есть кошки? Какие они? Заглянем в рубрику “А знаете ли Вы?”

На доске текст. Текст был написан заранее с пропущенныим орфограммами, которые вставил ученик. Прочитываем текст, проверяем, правильно ли ученик вставил орфограммы.

Все кошки замечательные охотники. Присмотришься к домашней кошке, она не растеряла своих диких повадок.

Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке, затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях.

У. – Найти глаголы, определить время, лицо, число, спряжение.

Дети находят глаголы: присмотришься, затаивается, подкрадывается.

У. – В каком глаголе не определяется спряжение? Почему?

Д. – Глагол растеряла. Это глагол прошедшего времени.

V. Закрепление алгоритма правильного написания безударных личных окончаний глагола

У. – А знаете ли вы, что для маленьких котят необходимы игры? От как об этом написано в журнале “Классный”.

Чтение текста учителем.

Игры очень полезны для пушистиков, как для вас занятия спортом. Привяжем к веревке бумажку, и пусть котенок за ней погоняется. Хорошо, если сделаешь для киски доску, обитую плотной тканью. Об нее котик точит коготки. Когда котенок уснет, пусть он спит, сколько хочет – ведь котята растут и развиваются именно во сне.

У. – В какие игры любят играть ваши котята?

У. – Я сейчас прочитаю текст еще раз, а вы постарайтесь запомнить глаголы.

Повторное чтение учителем текста.

Дети называют глаголы: привяжем, погоняется, сделаешь, поточит, уснет, спит, хочет, растут, развиваются.

Учитель предлагает записать эти глаголы. Вспоминаем алгоритм правильного написания безударных личных окончаний глагола. Памятка на с.92.

Ученик записывает глаголы с доказательством выбора окончания. Окончание выделяется.

VI. Рефлексия

Учитель предлагает прочитать скороговорку, записать ее.

Кошка крошка на окошки, ты кашку кушаишь по крошки.

У. – Проверка. Что заметили?

Д. – В скороговорке допущены ошибки в окончаниях существительных (на окошке, это существительное 1-го склонения, в п.п., по крошке, это существительное 1-го склонения, в д.п.), в окончании глагола (кушаешь, это глагол н.в., 2 л., 1-е спр.)

У. - Придумать словосочетание существительного с глаголом, определить окончание глагола.

VII. Тестирование с последующей самопроверкой

Укажите глаголы 1-го спряжения:
А) пилить Б) водить В) мерить Г) свистеть

Укажите глаголы 2-го спряжения:
А) гулять Б) мерзнуть В) играть Г) садить

Найдите глагол-исключение из правил:
А) играть Б) читать В) дышать Г) сверкать

Найдите глагол-исключение из правил:
А) светлеть Б) вертеть В) зеленеть Г) белеть

Укажите глаголы 2-го спряжения:
А) копать Б) тянуть В) прятать Г) бросить

Определить, в каких словах пишется в окончаниях :
1 се. м 2. встрет.м 3. свяж.м 4. увид.м
А) 1,2 Б) 1,3 В) 3,4 Г) 2,4

Определить, в каких словах пишется в окончаниях :
1 перебира.м 2. слыш.м 3. чу.м 4. усво.м
А) 1,2 Б) 3,4 В) 1,3 Г) 2,3

VIII. Итог урока

У. – Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

IX. Домашнее задание

C. 92 памятка, упр. 460 или упр. 457.