Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают декоративное оформление реального предмета быта (разделочные доски, подносы, игрушки и т.д.) в определенном, известном им стиле, используя технику аппликации, представляют их классу, аргументируя выбор стиля и названия работы. Оформление выставки.
Цели: воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России; формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие умения составлять план предстоящей работы; развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов; воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов.
Учебно-педагогическая задача: используя ранее полученные знания техники различных видов декоративной росписи, изобразить реальный предмет. Дать название своей работы. Представить свою работу, обосновав выбор стиля и данное название.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь.
Тип группы: бригада по 4 человека.
Время: 3 четверть, февраль.
Оборудование: компьютер; мелодии с записью инструментальной музыки; отличительные флажки для каждой бригады; инструкционные карты по правилам работы с ножницами и правилам рабочего человека; схема “Звездочки обдумывания”; карточки-заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности.
Работа над проектом.
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.
Работа над проектом была разбита на этапы:
1 этап: подготовка (уроки ИЗО – 9 учебных часов, кл. час)
Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учеников начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.
Методическое пособие должно познакомить учащихся с историей края, в котором появился данный вид росписи, с его традициями, техникой исполнения. Должны быть представлены элементы росписи, приемы выполнения тех или иных ее фрагментов.
Рассказ учителя о народном творчестве с показом фильма, просмотром альбомов с репродукциями различных видов декоративной росписи.
2 этап: планирование
Определив задачи, учащиеся делятся на бригады:
1-я бригада занимается изучением и освоением хохломской росписи;
2-я бригада занимается изучением и освоением городецкой росписи;
3-я бригада занимается изучением и освоением жостовской росписи;
4-я бригада занимается изучением и освоением гжельской росписи;
5-я бригада занимается изучением и освоением полхов-майданской росписи;
6-я бригада занимается изучением и освоением росписи дымковской игрушки.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.
Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.)
3 этап: исследование
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями той или иной росписи. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, краски. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.
4 этап: результаты и выводы
Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих расписных изделий, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы.
(Вся работа ведется под наблюдением учителя.)
5 этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в рисунках и поделках.
6 этап: оценка результатов
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.
7 этап: заключение
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись изделий).
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура России.
1. Сообщение темы урока.
- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?
- А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?
- На уроках изобразительного искусства мы с вами со многими изделиями народных мастеров знакомились. Я буду вам загадывать загадки, а вы называйте отгадки:
- На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)
- Птицы яркие летают, и купавки расцветают. (Городецкая роспись)
- Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)
- Где расписывают игрушки-таратушки? (В Полхово-Майдане)
- Чёрный конь бежит – вся земля дрожит. (Городец)
- Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)
- А где возникла декоративная роспись по металлу? (Жостово)
- “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжеля)
Открывается доска, на которой представлены образцы декоративно-прикладного искусства.
- Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке нашей задачей будет изготовить методическое пособие для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.
3. Создание творческих бригад.
- Поэтому, сегодня наш класс – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша – необычная. Сегодня здесь собрались мастера из Хохломы и Жостово, Гжеля и Городца, Полхова-Майдана и Дымки.
Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.
- Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?
Чтоб работа закипела
Приготовим все для дела.
Будем шить и мастерить –
Все должно в порядке быть!
Правила рабочего человека.
С ножницами не шути
Зря в руках их не крути.
И держа за острый край
Другу их передавай.
- Итак, мы приступаем. Каждая группа будет делать только одну поделку, разработав свой творческий проект. Что же такое – творческий проект? Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”.
В разработке своего проекта вам поможет “Звездочка обдумывания”:
- Я помогу вам составить алгоритм нашей проектной деятельности:
Физкультминутка.
- Отдохнули? А теперь за работу.
Учитель продолжает на доске составление алгоритма (со слов “материалы, инструменты, безопасность труда).
- Выберите материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.
4. Изготовление проекта.
Звучит инструментальная музыка, дети изготавливают поделку.
5. Защита, обоснование проекта.
Представитель каждой группы выходит к доске и, пользуясь “Звездочкой обдумывания”, защищает свой проект. Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия, и поделка вешается на доску.
6. Подведение итогов.
- Красивые получились поделки?
- В какой технике выполняли поделки? (Аппликация)
- Где можно использовать эти поделки? Для чего? (Так расписать настоящие поделки из дерева)
- Сегодня на уроке нашей задачей было начать готовить методическое пособие для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи. Когда мы будем учиться в следующих классах – продолжим эту работу.
- Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы каждой росписи, по технологическим – оригинальны и рациональны. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.
И, конечно же, учтены экономические критерии. Поделки доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.
Я думаю, что задачи урока мы выполнили, ваши поделки помогут другим ребятам познакомиться с различной техникой росписи, вы проявили свою фантазию, творчество.
Спасибо за работу.
Звучит музыка
7. Уборка рабочего места.
Вот закончился урок
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери
И порядок наведи!