Цели:
Оборудование: рисунок аквариума, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблица круговорот веществ в аквариуме; микроскопы, таблички с названиями “профессий” живых обитателей аквариума, книги об обитателях аквариума.
ХОД УРОКА
I.- Доброе утро. Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость познания и радость общения.
II. Актуализация знаний.
- Что такое экосистема?
- Назовите “профессии” живых обитателей экосистемы.
- С какими экосистемами мы познакомились?
- Почему в природе одна экосистема может постепенно перейти в другую?
- Почему экосистема поля называется искусственной?
III. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.
- На уроке мы будем работать в 4-х группах:
- историки-аквариумисты;
- исследователи живых организмов аквариума трех профессий: производителей, потребителей, разрушителей. В течение урока создадим проект аквариума – маленькой искусственной экосистемы.
IV. Работа над темой урока.
1. Слово историкам.
Ученик: В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.
Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок.
В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.
Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб.
2. Работа по учебнику стр. 60, задание № 2.
- Рассмотрите иллюстрацию аквариума. Назовите неживые части экосистемы аквариума.
Сообщения детей:
Грунт – это мелкий гравий просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтоватого-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток.
Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли.
Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять трое суток.
3. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “производителей”.
Ученик: – Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле – это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.
- Слово о производителях:
а) Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года.
б ) Роголистник темно-зеленый. Распространен в умеренно-теплых областях всего земного шара в стоячих и медленно текущих водах. Растет быстро, нетребователен к условиям содержания. Его можно выращивать как плавающим в толще воды, так и высаженным в грунт. Растение очень легко размножается делением стебля. Чтобы получить отросток достаточно маленького кусочка стебля.
4. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “потребителей”.
- Слово о потребителях:
а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.
б ) Сомик (материал в учебнике) родина – водоемы Южной Америки.
в) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.
г) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.
5. - Кто является в аквариуме разрушителями?
- Слово о разрушителях:
а) Катушка красная. Ее размер достигает двух см. раковина имеет окраску от розовато-серого до темно-красного оттенка.
Красные катушки подъедают остатки корма, упавшего на дно, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, хорошо очищают стенки аквариума от обрастаний водорослями, уничтожают остатки гниющих растений.
б) В аквариумной воде огромное количество бактерий. Если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.
Человек регулирует биологические процессы с помощью технических приспособлений: лампы для освещения, компрессора для подачи кислорода в толщу воды, нагревателя воды для поддержания температуры.
6. - А чем питаются рыбы, моллюски?
Рачки: Циклопы, дафнии. Их человек может выловить сачком в пруду в летнее время, хранить в обычной стеклянной банке. Это прекрасный корм для обитателей аквариума, которые являются “потребителями”. Также можно кормить сушеными рачками, которых можно приобрести в специальных зоомагазинах.
7. Мир аквариума разнообразен и многочисленен.
8. Все живые организмы мы разделили по профессиям: производители, потребители, разрушители.
- Какой круговорот веществ они осуществляют в этой маленькой экосистеме, рассмотрим:
Учебник стр. 61, № 3, таблица- заполнение. Самостоятельная работа в группах.
Обобщение.
“Профессия” живых организмов |
Дают другим организмам |
Получают от других организмов |
Производители | Кислород, пищу – органические вещества | Углекислый газ, неорганические вещества |
Потребители | Углекислый газ, пищу – органические вещества | Кислород, пищу – органические вещества |
Разрушители | Неорганические вещества, углекислый газ | Кислород, органические вещества |
9. Подведем итог. В аквариуме живыми организмами поддерживается круговорот веществ. Значит, это экосистема. Почему искусственная?
Решим задачи для аквариумиста.
Стр. 60. Лена и Миша – по ролям читают.
- Кого из обитателей экосистемы Лена забыла поселить в аквариум?
Стр. 63, № 4
- Почему так нельзя содержать рыбок?
V. Итог. - Что дают человеку знания аквариума?
- Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.
- Поднимите руку те, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания.
Домашнее задание: стр. 60–63, № 2, 5; нарисовать маленькую искусственную экосистему: террариум для крокодила, черепахи, для змеи.