Цели урока:
обучающая:
- выведение формулы площади круга, обучение применения формулы.
развивающая:
- развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, формировать наглядно-образное мышление.
- развитие кругозора, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики.
воспитательная:
- воспитание ответственности, аккуратности и самостоятельности, умение работать в группе.
Оборудование:
- для каждой группы правильные 5-угольники, 6-угольники, 8-угольники, 12-угольники;
- слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Подготовка к семинару: Тема семинара объявляется за два дня до его проведения. Учащиеся класс делятся на 4 группы, выбирается руководитель.
Теоретический материал:
- повторить понятие “Площади”, формулы площадей известных фигур, как определить площадь “сложных фигур”.
Творческое задание – выполнить чертеж “сложной фигуры”, выполните необходимые построения и измерения и вычислите площадь фигуры. Задание можно выполнить в “бумажном” и “электронном варианте”.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Наш урок сегодня необычный. Каждый из вас выступит на уроки и в роли исследователя и в роли практика. А начнем наш урок с задачи:
(Слайд № 1. См. приложение)
Анализ решения задачи учениками:
- “Арена – круг”.
- Находим площадь арены.
- Находим вес краски (m=S*0,2).
Можем ли мы определить площадь круга? Объявляется тема урока. (Слайд № 2)
Повторим, площадь, каких фигур вы умеете находить? (Слайд № 3)
Как найти площадь “сложных фигур”? (Слайд № 4)
Как же все-таки можно определить площадь круга? Может быть экспериментально, практически или логически (вывод формулы). (Слайд № 5).
Для вывода формулы можно воспользоваться результатами задачи исследование.
Работа в группах: каждая группа выбирает одну из предложенных фигур.
Обозначается задача:
1.“Найти s фигуры”.
Проводится исследование, алгоритм решения задачи учащиеся записывают в тетради. Результаты работы заносятся в таблицу. (10 мин). Если ребята быстро справляются с одной фигурой, можно выполнить расчеты для остальных фигур. (Слайд № 6)
(Таблица заполняется поэтапно с предварительной проверкой результатов измерения и с использованием эффекта анимации)
Обозначаются задачи:
2. “Измерь радиус окружности и вычисли ее длину”.
3. “Сравните вычисленные периметры с длиной окружности”.
Результаты таблицы помогают сделать вывод:
Если число сторон правильного многоугольника увеличивать, то высота равнобедренного треугольника стремится к радиусу описанной окружности. Соответственно периметр правильного многоугольника стремится к длине окружности. (Слайд № 7). Можно проделать и другое рассуждение. (Слайд № 8)
Для запоминания формулы есть забавный диалог двух учеников. (Слайд № 9)
Можно ли теперь найти площадь арены и рассчитать количество необходимой краски?
Все группы решают задачу, предложенную в начале урока (решение проверяется устно). (Слайд № 10, 11, 12)
Группы выбирают задачу практического содержания и представляют ее решение. (Слайд № 13, 14, 15)
Итог урока:
- Какой момент урока является ключевым и необходим для запоминания?
- Насколько важна изученная тема?
- На каком этапе семинара вам было сложнее всего?
- Есть ли “поле деятельности” для творчества?
Домашнее задание: Слайд № 6, 17.