Цели урока:
- Повторить теорию с помощью презентаций.
- Сформировать навык решения задач по нахождению площади поверхности цилиндра, конуса, усеченного конуса.
- Закрепить решение несложных задач и вопросы теории.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал (модели цилиндра, конуса, усеченного конуса), бланки с математическим диктантом, линейка, карандаш, презентация “Цилиндр”, “Конус”.
План урока.
- Организационный момент.
- Историческая справка.
- Презентация.
- Практическая работа.
- Математический диктант.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент
Учитель: Тема нашего урока “Цилиндр и конус”. Для того чтобы наш урок прошел интересно, наглядно, теорию мы повторим с помощью презентации.
II этап. Историческая справка
Слово цилиндр происходит от греческого слова , что означает “валик”, “каток”. Конус в переводе с греческого “konos” означает “сосновая шишка”. С конусом и цилиндром люди знакомы с глубокой древности. В 1906 году была обнаружена книга Архимеда (287–212 гг. до н.э.) “О методе”, в которой дается решение задачи об объеме общей части пересекающихся цилиндров. Архимед приписывает честь открытия этого принципа – Демокриту (470–380 гг. до н.э.) – древнегреческому философу-материалисту. С помощью этого принципа Демокрит получил формулу для вычисления объема пирамиды и конуса.
Много сделала для геометрии школа Платона (428–348 гг. до н.э.). Платон был учеником Сократа (470–399 гг. до н.э.). Он в 387 г. до н.э. основал в Африке Академию, в которой работал 20 лет. Каждый, входящий в Академию, читал надпись: “Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии”. Школе Платона с частности принадлежит: а) исследование свойств призмы, пирамиды, цилиндра и конуса; б) изучение конических сечений.
Большой трактат о конических сечениях был написан Аполлонием Пергским (260–170 гг. до н.э.) – учеником Евклида (III в. до н.э.), который создал великий труд из 15 книг под названием “Начала”. Эти книги издаются и по сей день, а в школах Англии по ним учатся до сих пор.
III этап. Презентация
Учитель: Ученик № 1 расскажет нам все о цилиндре с помощью презентации “Цилиндр”.
Презентация “Цилиндр” (приложение 1).
Учитель: Ученик № 2 и помощью презентации “Конус” расскажет нам все о конусе. Все что вам необходимо, записывайте в тетрадь.
Презентация “Конус” (приложение 2).
IV этап. Практическая работа
Учитель: Работа в парах. У вас на столе модели цилиндра, конуса, усеченного конуса. Сделав необходимые измерения, вычислите площади полных поверхностей этих фигур.
Ученики № 3, № 4, № 5 идут к доске и показывают свое решение.
V этап. Математический диктант
Учитель: Математический диктант (под копирку).
Математический диктант № 3 “Цилиндр, конус”
Г–11 (Атанасян)
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Ребят сдают работы. На экране высвечиваются правильные ответы. Учащиеся проверяют на оставшихся листах ответы (слайд 1).
VI этап. Подведение итогов.
Учитель сообщает результаты диктанта
Оценка “5” – все выполнено верно.
Оценка “4” – допущено не больше одной ошибки.
Оценка “3” – допущено не боле двух ошибок.
Оценка “2” – допущено больше трех ошибок.
VII этап. Задание на дом
Дается задача № 555 “Геометрия 10–11” (авторы Л.С. Атанасян и др.) (слайд 2).