Урок обучения грамоте в 1-м классе "Буквы Г и К. Закрепление пройденного. Русская народная сказка «Лиса и журавль»"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить детей с новым жанром устного народного творчества – сказкой.

Задачи:

  1. Закрепить ранее изученный материал.
  2. Развивать устную речь детей, внимание, логическое мышление; развивать навыки чтения.
  3. Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, честность, гостеприимство.
  4. Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: иллюстрации к сказке, пословицы.

Ход урока:

1. Артикуляционная гимнастика.

а) За алыми губами за белыми зубами жил-был Весёлый Язычок. Его домиком был рот. Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он посмотрел на небо, посмотрел на землю, посмотрел направо, налево и побежал делать зарядку: лёг на коврик и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, посмотрел на часы и увидел, что пора идти на урок.

- А вы взяли с собой в школу язычок?
Приготовили язычки к работе.

б) Работа со звукорядом.

А О У Ы И Э

- напугайте звуком о;
- спросите звук у;
- похвастайся звуком и;
- мы эхо.

2. Повторение.

а) Мы подготовили речевой аппарат, продолжим разминку.

- Я предлагаю поиграть в игру “Пятый лишний”

И О Д А Э

- Что заметили лишнее? Обоснуй ответ. Дай характеристику звуку, который она обозначает. (Согласный, звонкий, парный, твердый.)

- Исследуй второй ряд.

А О У Я Ы

- Что заметили? (Я – хитрая, даёт 2 звука)

- Исследуй третий ряд.

С Б Т Ж Х

- Что заметили интересного? (ж – обозначает только твёрдый звук; по другому признаку: все буквы имеют парный звук, а у звука х парного звонкого не бывает.) Молодцы!

3. Проверка домашней работы.

- А сейчас я хочу послушать как вы читали дома?

- С какой песенкой познакомились на прошлом уроке?

- Давайте прочитаем эту песенку по ролям.

- Ребята, кто написал эту песенку? Какая она? (народная)

Русский народ очень талантлив, богат на выдумки.

Физминутка

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с устным народным творчеством, познакомимся с новым жанром.

- Посмотрите на картины, сделайте открытие. Докажите свой ответ.

- Откройте учебники на стр. 122, прочтите название сказки.

- Знаете ли вы, кто такой журавль? (большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей)

- Какой бывает лиса в сказках? (хитрая, умная, обманщица)

- Вспомните, кого обманула лиса в сказках? (колобка, петушка)

- После прочтения сказки узнаем, подтвердилась ли эта мысль?

5. Изучение нового материала.

а) Словарная работа.

- Перед вами слова. Давайте их прочитаем.

ГОСТЕПРИИМСТВО (радушный приём, доброжелательность).

Подбери близкое слово.

ГОСТЕПРИИМНЫЙ (человек, который любит гостей).

- Кого называют гостеприимным?

- А вы гостеприимны?

КУВШИН (посуда с узким горлышком).

(иллюстрация)

б)) Чтение сказки учителем.

- Что хочется вам сказать по прочитанному? Чем хочешь поделиться?

в) Повторное чтение сказки “по цепочке”.

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Кто найдёт в тексте. Как сказано в сказке?

- Почему она размазала кашу по тарелке? Этот момент изображён на картине.

- Удался ли план лисы? Найди этот эпизод в тексте.

- Сделайте выводы. Так какая была лиса? (жадная, негостеприимная)

- Почему журавль положил обед в кувшин с узким горлом? (он обиделся)

- Стоило ли лисе ждать хорошего поступка от журавля? (не делай зла, добро придёт с добра).

6. Работа с пословицей.

- Прочитайте запись на доске: Как аукнется, так и откликнется.

- Что заметили?

- Подходит ли она к сказке?

- Можно ли её считать выводом?

- А они были настоящими друзьями? (нет, настоящие друзья поделятся последним, не хитрят, не обманывают).

7. Работа в парах.

- Пообщайтесь друг с другом.

- Найдите пословицы, которые подходят к данной сказке.

Не потчуй меня тем, что я не ем.
Каков мастер, такова и работа.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Каков гость, таково и угощение.
Семь раз отмерь, один раз отрежь

8. Итог урока.

- Я прошу сделать выводы по данному уроку.

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- Что узнали нового?

- Чему научились?

- Какие выводы сделали лично для себя?