Цель: Познакомить детей с новым жанром устного народного творчества – сказкой.
Задачи:
- Закрепить ранее изученный материал.
- Развивать устную речь детей, внимание, логическое мышление; развивать навыки чтения.
- Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, честность, гостеприимство.
- Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: иллюстрации к сказке, пословицы.
Ход урока:
1. Артикуляционная гимнастика.
а) За алыми губами за белыми зубами жил-был Весёлый Язычок. Его домиком был рот. Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он посмотрел на небо, посмотрел на землю, посмотрел направо, налево и побежал делать зарядку: лёг на коврик и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, посмотрел на часы и увидел, что пора идти на урок.
- А вы взяли с собой в школу язычок?
Приготовили язычки к работе.
б) Работа со звукорядом.
А О У Ы И Э
- напугайте звуком о;
- спросите звук у;
- похвастайся звуком и;
- мы эхо.
2. Повторение.
а) Мы подготовили речевой аппарат, продолжим разминку.
- Я предлагаю поиграть в игру “Пятый лишний”
И О Д А Э
- Что заметили лишнее? Обоснуй ответ. Дай характеристику звуку, который она обозначает. (Согласный, звонкий, парный, твердый.)
- Исследуй второй ряд.
А О У Я Ы
- Что заметили? (Я – хитрая, даёт 2 звука)
- Исследуй третий ряд.
С Б Т Ж Х
- Что заметили интересного? (ж – обозначает только твёрдый звук; по другому признаку: все буквы имеют парный звук, а у звука х парного звонкого не бывает.) Молодцы!
3. Проверка домашней работы.
- А сейчас я хочу послушать как вы читали дома?
- С какой песенкой познакомились на прошлом уроке?
- Давайте прочитаем эту песенку по ролям.
- Ребята, кто написал эту песенку? Какая она? (народная)
Русский народ очень талантлив, богат на выдумки.
Физминутка
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с устным народным творчеством, познакомимся с новым жанром.
- Посмотрите на картины, сделайте открытие. Докажите свой ответ.
- Откройте учебники на стр. 122, прочтите название сказки.
- Знаете ли вы, кто такой журавль? (большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей)
- Какой бывает лиса в сказках? (хитрая, умная, обманщица)
- Вспомните, кого обманула лиса в сказках? (колобка, петушка)
- После прочтения сказки узнаем, подтвердилась ли эта мысль?
5. Изучение нового материала.
а) Словарная работа.
- Перед вами слова. Давайте их прочитаем.
ГОСТЕПРИИМСТВО (радушный приём, доброжелательность).
Подбери близкое слово.
ГОСТЕПРИИМНЫЙ (человек, который любит гостей).
- Кого называют гостеприимным?
- А вы гостеприимны?
КУВШИН (посуда с узким горлышком).
(иллюстрация)
б)) Чтение сказки учителем.
- Что хочется вам сказать по прочитанному? Чем хочешь поделиться?
в) Повторное чтение сказки “по цепочке”.
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Кто найдёт в тексте. Как сказано в сказке?
- Почему она размазала кашу по тарелке? Этот момент изображён на картине.
- Удался ли план лисы? Найди этот эпизод в тексте.
- Сделайте выводы. Так какая была лиса? (жадная, негостеприимная)
- Почему журавль положил обед в кувшин с узким горлом? (он обиделся)
- Стоило ли лисе ждать хорошего поступка от журавля? (не делай зла, добро придёт с добра).
6. Работа с пословицей.
- Прочитайте запись на доске: Как аукнется, так и откликнется.
- Что заметили?
- Подходит ли она к сказке?
- Можно ли её считать выводом?
- А они были настоящими друзьями? (нет, настоящие друзья поделятся последним, не хитрят, не обманывают).
7. Работа в парах.
- Пообщайтесь друг с другом.
- Найдите пословицы, которые подходят к данной сказке.
Не потчуй меня тем, что я не ем.
Каков мастер, такова и работа.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Каков гость, таково и угощение.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
8. Итог урока.
- Я прошу сделать выводы по данному уроку.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- Что узнали нового?
- Чему научились?
- Какие выводы сделали лично для себя?