Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов.
Наша школа с 2002 года работает в режиме эксперимента. Первая экспериментальная площадка работала над темой “Психолого–педагогические условия становления индивидуальности в адаптивной многопрофильной школе”.
Результаты этого эксперимента и необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение помогли определить тему работы новой опытно-экспериментальной площадки: “Становление индивидуальности учащихся адаптивной профильной школы в процессе подготовки к выбору профессионального образования и карьеры”.
Процесс обновления школьного образования, вовлечение нашего учебного учреждения в экспериментальную работу потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и некоторой реконструкции системы методической работы с кадрами.
В условиях эксперимента методическая работа должна быть ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.
Для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.
Методическая служба нашей школы включает следующие отделы:
- Информационно-ресурсный, где рассматриваются вопросы программного обеспечения, нормативно-правовой базы, организации методического банка данных.
- Консультативный отдел – это диагностика педагогических затруднений, возможностей, потребностей; а также наставничество.
- Методический отдел рассматривает вопросы самообразования учителей, повышения квалификации, курсовой подготовки.
- Опытно-экспериментальный отдел – инновационная деятельность, обобщение опыта.
- Аттестационный отдел отвечает за профессиональный рост педагога.
Нами разработана следующая структура методической службы школы.
- Педагогический совет
– высший орган коллективного
руководства методической работой. В состав
педагогического совета входят все педагоги
образовательного учреждения.
Функции Педагогического совета: планирование,
экспертиза, принятие решений.
- Заместители директора по учебно-воспитательной работе
– выступают в роли координаторов,
обеспечивают взаимодействие равнозначных
структурных компонентов методической службы
школы.
Заместители директора выполняют следующие
функции: планирование,
информационно-аналитическая деятельность,
педагогическая диагностика, первичная
экспертиза, выявление и распространение
передового педагогического опыта,
индивидуальное и групповое консультирование,
адресная помощь педагогам.
- Предметные группы (ПГ)
– в предметные группы объединяются педагоги одной образовательной области или нескольких смежных дисциплин. Предметная группа осуществляет проведение образовательной, методической и внеклассной работы, нацеленной на решение следующих задач:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- организация повышения квалификации учителей;
- отбор содержания и составление образовательных программ по предмету с учётом вариативности;
- совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально – технического обеспечения;
- утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах;
- взаимопосещение уроков по определённой тематике, организация открытых уроков;
- выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету;
- ознакомление с методическими разработками по предмету;
- организация и проведение предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов.
- руководитель предметной группы назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов данной группы. Функции руководителя предметной группы: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса по предмету, определение наставников для молодых специалистов, курирование аттестующихся педагогов.
В школе организованно 6 предметных групп:
- ПГ учителей математики и информатики;
- ПГ учителей начальных классов;
- ПГ учителей естественно-научного цикла;
- ПГ учителей лингвистики;
- ПГ учителей истории и обществознания;
- ПГ учителей технологии, ИЗО и физической культуры.
Помимо предметных групп, в структуру методической службы школы входят
- Экспериментальные лаборатории
– экспериментальные лаборатории объединяют педагогов, работающих над одной исследовательской темой. Причём это могут быть учителя, работающие в разных образовательных областях. Экспериментальная лаборатория создаётся для решения части задач, связанных с экспериментальной деятельностью школы. Среди них:
- Проведение педагогических экспериментов;
- Развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс, координация и стимулирование поиска эффективных технологий;
- Организация исследовательской работы педагогов, утверждение индивидуальных планов;
- Отчёты о самообразовании учителей;
- Оценка эффективности экспериментальной деятельности педагогов.
В данный момент в школе работают 4 экспериментальные лаборатории.
Лаборатория №1 работает над темой “Выбор как средство развития индивидуальности ученика, навыков его самоопределения, планирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры”. Экспериментальная работа основывается на использование в урочной и внеурочной деятельности форм, методов и приемов мотивации и стимулирования саморазвития учащихся, развитие индивидуальных креативных способностей, формирование рефлексивных качеств для развития личности школьника и его профессиональных интересов.
Лаборатория №2 работает над темой “Методическое обеспечение процесса профилизации адаптивной школы”. Основные направления работы: 1)диагностика профессиональных интересов старшеклассников; 2)проектирование индивидуального “Режима жизнедеятельности”; 3)развитие индивидуальных способностей в процессе профилизации школы.
Лаборатория №3 - “Психолого-педагогическое обеспечение процесса профилизации адаптивной школы” работает по направлениям: 1) диагностика профессиональных интересов учащихся, 2)выявление методических условий, способствующих развитию профессиональных интересов школьников, 3)психолого-педагогическая и методическая поддержка в развитии навыков принятия решения и самоопределения.
Лаборатория №4 - “Управленческий ресурс школы развития индивидуальности” работает над проблемой создания оптимальной модели управления школой, формирования новой организационной культуры школы, ориентированной на развитие и саморазвитие.
Руководители экспериментальных лабораторий назначаются приказом директора, в их функции входит: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса по теме эксперимента, курирование работы педагогов-исследователей.
Деятельность лабораторий по достижению поставленных целей контролирует:
- Руководитель научно-экспериментальной работой
– в его функции входит проектирование и координация экспериментальной деятельности педагогов, обеспечение взаимодействия работы лабораторий. А также планирование, информационно-аналитическая деятельность, контроль за ходом эксперимента, организация и проведение семинаров по распространению результатов экспериментальной деятельности.
- Социально-психологическая служба сопровождения:
– в её состав входят школьный психолог, учитель-логопед и социальный педагог. Основная задача службы – обеспечение высокопрофессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, педагогам, родителям. Служба выполняет следующие функции: сбор информации о проблеме, консультирование педагогов и родителей по запросам, диагностика учебно-воспитательного процесса.
- Методический совет является главным связующим звеном всех подструктур. В состав методического совета входят директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководитель научно – экспериментальной работой, руководители предметных групп и экспериментальных лабораторий.
Функции методического совета школы:
- Диагностическая (мониторинг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров);
- Информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных);
- Научно-исследовательская (координация научно-исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта);
- Организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов);
- Образовательная (внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ).
Взаимодействие методического совета с предметными группами, экспериментальными лабораториями, социально-психологической службой носит характер интегративного управления.
Предлагаемая нами модель методической службы позволяет организовать методическую работу на проблемно-диагностичекой основе, отследить и подробно проанализировать результаты работы. Делегирование полномочий позволяет стимулировать и создавать условия для методического совершенствования педагогов, обеспечить опережающую реакцию на проблему.
Субъекты образовательного процесса находятся в едином творческом поиске. Построение методической службы по предлагаемой нами схеме даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов и в выполнении разработанных рекомендаций, но и принимать активное участие в их разработке.