Новые подходы к оплате труда педагогов в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Администрирование школы


Центр детского творчества – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке дополнительных образовательных услуг, Центр детского творчества выбрал приоритетным направлением деятельности до 2010 года инновационную деятельность в следующих аспектах:

- формирование компетентностей, значимых для становления гражданской позиции молодых красноярцев: креативной, коммуникативной, социальной;

- выстраивание индивидуальных траекторий творческого развития одаренных детей;

- предъявление образовательного результата воспитанников Центра социуму;

- формирование творческого потенциала дошкольников;

- социально значимая деятельность детских общественных объединений;

- работа с образовательными и другими учреждениями района, города, края, родителями, представителями бизнеса и власти как одно из условий становления творческого сообщества ЦДТ.

Итак, Центр – учреждение дополнительного образования, в связи с этим и относятся к нему как к дополнительному на всех уровнях, начиная от Министерства образования:

- нет субвенций, нет подушевого финансирования (деньги не идут “за ребенком”);

- у учреждений дополнительного образования нет мотивации участия в инновации правительства - в национальном проекте “Образование”

  • мы не включены в проект информатизации ОУ,
  • не прописаны критерии для участия УДО в конкурсе лучших учреждений (1 млн. рублей),
  • педагоги дополнительного образования не могут участвовать в конкурсе лучших учителей (100 тыс. рублей).

В связи со всем изложенным, естественно, возникают проблемы в управлении. Вот некоторые из них:

- в должностные обязанности педагогов не входит разработка проектов и программ, а необходимость в этом есть;

- инновации не могут быть профинансированы из бюджетных средств;

- в штатном расписании нет должностей, обеспечивающих инновационную, проектную деятельность (например, проектировщиков, менеджеров), и директор не может принять тех людей, которые нужны для обеспечения инновационной деятельности в рамках штатного расписания.

Гипотеза: если труд педагога будет оплачиваться в зависимости от степени его участия в процессе развития ЦДТ, то деятельность будет личностно значима для педагога, и соответственно иной будет продуктивность его деятельности.

Цель: разработать новый механизм стимулирования инновационной деятельности педагогов.

Возможные управленческие шаги по снятию проблем:

- поиск дополнительных источников финансирования;

- грамотное расходование бюджета, который в ЦДТ формируется из:

  • Базовой части фонда оплаты труда и
  • Стимулирующей части, которая, в свою очередь, представлена:

- Частью надтарифного фонда;

- Средствами от оказания платных образовательных услуг – есть заказ потребителя, и мы проводим маркетинговые исследования, создавая востребованные потребителем программы;

- Грантовыми средствами – это проекты и образовательные программы, участвующие в объявленных конкурсах, а нашей задачей является поиск этих конкурсов;

- И, наконец, добровольными пожертвованиями родителей и спонсорской помощью, хотя бизнес не готов открыто финансировать образование, так как это слишком долгосрочный проект. Вот почему мы вынуждены искать новые механизмы: мы не просим деньги, а предлагаем сотрудничество через презентацию образовательных программ или результатов освоения этих программ (концерты, выставки).

Инноватика здесь в том, что предметом договора с потребителями должны стать проекты и новые образовательные программы, созданные самими педагогами. А эта деятельность, естественно, должна быть оплачена.

В настоящее время образовательное пространство ЦДТ представлено следующим образом:

- классические программы дополнительного образования, и для нас важным является результат освоения программы и его предъявление на разных уровнях;

- и поле инноватики (проекты, образовательные программы нового поколения), а значит – иная, другая деятельность, результат которой может быть отсроченным. Важно поощрять педагогов “здесь и сейчас”, то есть стимулировать сам процесс, не дожидаясь результата.

На теоретическом уровне вроде бы все понятно, но как только возникает необходимость нормировать инновационную деятельность, появляются трудности:

- отсутствие нормативно – правовой базы;

- отсутствие рычагов управления по формированию штатного расписания;

- и самое главное – психологическая неготовность педагогов включиться в инновационный процесс.

Какие управленческие шаги по снятию проблем предприняты Центром уже сегодня?

1. Организованы переговорные площадки:

  • Педагогические советы, где обсуждались вопросы создания развивающей среды, модели современного дополнительного образования, анализировались проблемы и перспективы развития Центра в условиях современного рынка образовательных услуг, изменения содержания дополнительного образования, взаимодействия Центра с социумом, и последний педсовет был посвящен презентации инновационных образовательных продуктов педагогам и бизнес-партнерами Центра.
  • Круглые столы,
  • Творческие группы.

Так например, в ходе педагогического совета “Инновационные подходы к дополнительному образованию детей” педагоги получили возможность самоопределения по трем позициям, отражающим степень включенности каждого их них в инновационное поле Центра:

Позиция

Деятельность

Стимул

Позиция А – “Работник - специалист” - решает узкие и конкретные профессиональные задачи.

работает по лицензированной ОП, утвержденной АНМС

Может получить рейтинговые баллы за высокие результаты работы по ОП (% в зависимости от уровня предъявления результатов)

Позиция В – “Автор-профессионал” - творчество, авторство в отношении локальных профессиональных задач

- может стать разработчиком собственной новой программы или проекта, не привлекая к их реализации других педагогов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания или разрабатывать конкретный элективный курс, поэтому он готов включиться в инновационные процессы с этим содержанием. Ему требуется четкая задача с понятными границами, сроками, результатами.

- может подключиться к авторскому проекту в качестве исполнителя, может взять на себя определенный пласт, направление работы и вести его от этапа постановки задач до этапа внедрения и мониторинга. Он запрашивает конкретные формулировки задач и даже инструкции по выполнению от авторов.

-Может получить рейтинговые баллы за разработку, эффективную реализацию инновационной программы.

- получает баллы в зависимости от степени участия в реализации проекта.

Позиция С – “Автор-проектировщик”, “Соавтор-проектировщик” - творчество

- может стать руководителем группы, разрабатывающей межпредметный проект, или входить в ее актив, включаться с самого начала разработки. Проект должен объединять разных людей (детей, родителей, учреждения, педагогов и др.), т.е. быть масштабным, а в идеале сетевым. Автор отслеживает эффективность работы, сотрудничает с другими участниками проекта, совместно с координационным советом вовремя корректирует планы и ситуацию.

-получает рейтинговые баллы в зависимости от успешности и продуктности продвижения по проекту.

В диаграмме четко прослеживается, насколько поменялись позиции педагогов: если позиция А (Работник – специалист) до педсовета занимала лидирующее положение (70%), то после него это лишь - 34 %.

9% позиции В (Автор – профессионал) сменились на 16%.

И самый убедительный показатель – позиция С (Автор-проектировщик): 50% педагогов хотели бы занимать данную позицию (увеличение на 29%).

2. Созданы новые институты как места появления новых норм.

  • Большой совет, состоящий из представителей родительской, педагогической общественности, ученического самоуправления, бизнес – партнеров (в качестве экспертов и переговорщиков с властью)
  • Координационный совет по проектной деятельности (координация деятельности проектных групп)
  • Координационный совет по рейтинговой оценке деятельности педагогов (КСР).
  • Менеджерский центр (осуществляющий PR–акции, продвижение проектов, поиск грантовых конкурсов и других источников финансирования).

3. Разработан оценочный лист, по которому, на наш взгляд, может проводиться рейтинговая оценка эффективности деятельности педагогов. Критерии оценки разработаны с учетом разноплановых интересов педагогов и позволяют сотруднику самоопределиться, в какой области можно получить наибольшее количество баллов.

Оценочный лист эффективности деятельности педагога дополнительного образования ЦДТ №3

До 20 числа последнего месяца каждого квартала учебного года (ноябрь, февраль, май) педагог производит самооценку продуктивности деятельности за 3 проработанных месяца и вносит ее в матрицу рейтинговой оценки. Причем, оплата по итогам работы за март - май производится с сентября по ноябрь текущего года. Итоги работы за летний период должны быть предъявлены педагогом куратору соответствующего направления до 10 августа и эти баллы суммируются с результатами за март – май.

Матрица, заполненная после указанного срока, к рассмотрению не принимается.

Руководство деятельностью КСР осуществляет директор. Членами КСР являются кураторы направлений: организационно-содержательного – заместитель директора по УВР, методического и инновационного – заместитель директора по НМР, результативного – педагог-организатор Центра и председатель Большого совета ЦДТ.

В течение указанного периода члены КСР отслеживают продуктивность деятельности педагогов, осуществляя сбор информации по своему направлению.

Заседания КСР проводятся один раз в квартал. На заседании выводится средний балл самооценки педагога и оценки члена КСР и определяются рейтинговые позиции педагогов.

В течение следующего квартала педагоги получают за 1 место в рейтинге 100% надбавку к окладу, за 2 место – 80%, за 3 место – 60%. Педагоги, позиции которых согласно рейтингу находятся в непосредственной близости от 3 места в разрыве до 10 баллов, получают 30% надбавку.

Критерии показателей могут изменяться поквартально в соответствии с планом работы Центра на учебный год.

Главное содержание рейтинговой оценки – личностный рост педагога. Если педагог не занимает никакого места в рейтинге, но динамика его профессионального развития прослеживается явно, по итогам учебных полугодий он получает премиальные выплаты, стимулирующие его продвижение.

Мы уверены, что при таком подходе к оплате труда должны произойти серьезные изменения в сознании педагогов: в современном мире или ты мобилен, меняешься, или выпадаешь из контекста. Мы готовы встречаться и обсуждать эти и другие вопросы со всеми, кто готов обсуждать их с нами.