Движение составляет основу любой детской деятельности. “Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями ”[1]. Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.
Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития, до 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии, к старшему возрасту до 70% [2].
Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) [2] свидетельствует, что показатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10–15% по сравнению с нормально видящими, а показатели роста ниже на 5–7%, чем у здоровых сверстников. Это происходит по причине не достаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентацией детей с нарушением зрения.
Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии.
Например, при косоглазии, миопии ребёнок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.).
Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления различных нарушений (плоскостопие, деформация нижних конечностей).
Дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников (в 3–4 раза чаще отклонений в физическом развитии).
В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям [2].
В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения.
Известно, что любое статическое положение для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста не является комфортным, если оно достаточно длительно и связано с монотонными движениями. Это может вызвать ненужные напряжения некоторых мышц ребёнка, снизить эмоциональный фон занятий. Поэтому необходимо искать пути повышения двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях по развитию зрительного восприятия.
Правильная организация коррекционных занятий улучшает психическое и физическое развитие детей, их двигательную активность.
В этой работе сделаем акцент на движении, как связующем звене комбинированного занятия тифлопедагога.
Мы поставили задачу – создать новую форму комплексного тифлопедагогического занятия с оригинальным содержанием, основанном на различных двигательных действиях ребёнка.
Согласно такой установке произойдет повышение двигательной активности детей на коррекционном занятии тифлопедагога.
Это актуально: во-первых, у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения); во-вторых, повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений.
Изучая новинки коррекционно-методической литературы, обратили внимание на замечательную методику М.А.Мишина, Е.В.Козловой под названием “Упражнения с карточками” с использованием сетки и прищепок при проведении тифлопедагогического занятия в сочетании с двигательной активностью детей с нарушением зрения.
Взяв за основу методику М.А.Мишина, мы составили серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения конспекты занятий с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, позволяют повысить двигательную активность, поддерживают интерес к выполнению задания.
Предлагаем несколько игр-упражнений.
Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки.
1. “Жмурки с прищепками”.
Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.
Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой – голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.
2. “Быстрые пальчики”.
Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.
Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.
3. “Собираем урожай”.
Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений.
Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе).
4. “Бабушкины помощники”.
Тема: овощи – фрукты.
Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительной функции, классификация овощей и фруктов по форме (продолговатая и круглая).
Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам. Одному ребёнку дают поднос продолговатой формы, другому – тарелку круглой формы. Они снимают с сетки карточки с изображением овощей и фруктов соответствующей форме их посуды.
5. “Собираем букет из цветов”.
Тема: цветы, деревья.
Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики, ориентировки, упражнение в выделении лишнего предмета (по цвету, по форме, по размеру, по названию).
Ребёнок находит на сетке (по словесно инструкции вверх левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.) из 4-х картинок с изображением цветов одну лишнюю и снимают с сетки, собирает свой букет цветов.
6. “Весенний (осенний) веночек”.
Тема: цветы, листья.
Цель: зрительное внимание, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, повышение двигательной активности детей, выкладывание веночка в определенной последовательности (по образцу)
Ребёнок продолжает закреплять на сетке цветы (листья) в определенной последовательности (по образцу) т.е. плести веночек. Выполняет из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге.
7. “Соберем автомобиль”.
Тема: транспорт.
Цель: собрать и сложить из геометрических фигур по образцу целое изображение (грузовую машину), развивать зрительные функции.
Ребёнок рассматривает схему грузовой машины (образец из геометрич.фигур). На сетке (заводе) висят геометрич.фигуры (детали на 2–3 – больше, чем необходимо по образцу) ребёнок отправляется “на завод” и набирает необходимые детали для сборки машины (можно собрать самолет, корабль, легковой автомобиль).
8. “Знатоки транспорта”.
Тема: транспорт.
Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, классификация транспорта по назначению.
Карточки с изображением транспорта (варианты в цветовом изображении, в контурном, в силуэтном) висят на сетке (верхняя часть – воздушный транспорт, средняя часть сетки – наземный транспорт, нижняя часть сетки – водный транспорт). “Самоделкин” готовится к поступлению в школу “Водителей всех видов транспорта” ребёнок проверяет правильно ли “Самоделкин” сдал экзамен, находит ошибки и исправляет их.
9. “Что движется быстрее?”
Тема: транспорт.
Цель: развитие зрительной функции, зрительного пространственного ориентирования, повышение двигательной активности, выделение транспорта по скорости движения.
Ребёнок выбирает карточки со стола с изображением транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого) – велосипед, машина, самолет, ракета и т.п. Карточки берет по одной и располагает на сетке снизу вверх
Варианты: расстояние от стола к сетке ребенок прыгает на 2-х ногах, на 1-й ноге, возвращается спиной вперед.
10. “Помоги маме развесить бельё”.
Цель: Развитие согласованности деятельности рук детей, тренироваться прикреплять предмет (одежду кукол) на вертикальную сетку, развитие пространственной ориентировки.
У ребёнка в одной руке прищепка, в другой – один предмет одежды кукол, он “прикрепляет” (развешивает) его на сетке.
Варианты: упражняться в квалификации – одежда для мальчиков, для девочек; головные уборы; зимняя – летняя одежда. Кто быстрее; в любом месте на сетке; как можно выше (ниже); на среднем уровне; в правой (левой) части сетки…
11. “Ветерок”.
Цель: Учить выполнять дыхательные упражнения.
Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока – один вдох, три выдоха).
12. “Волшебная палочка”.
Цель: Развитие глазомера, координация движений.
Карточки висят на сетке другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений).
13. “Собери картинку”.
Цель: Собрать и составить из частей целое изображение.
Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картинку.
14. “Забавное зеркало”.
Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой.
Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли).
15. “Доставалочка”.
Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук.
Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза – с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3–4 секунды.
16. “Запомни и найди”.
Цель: Развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микро- и макро- пространстве.
Ребёнок переворачивает карточку на столе, запоминает её, и идёт искать такую же на сетке. Находит, снимает и сравнивает с лежащей на столе (от стола к сетке можно: допрыгать, проползти на четвереньках, перешагивая через препятствия).
Перечисленные игры-упражнения – это фрагменты из разных интегрированных занятий по развитию зрительного восприятия с использованием сетки и прищепок, которые позволили повысить двигательную активность для детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога. (Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия смотреть в приложении № 1).
Другой интересный метод с использованием гимнастического катка, предложенный Мишиным М.А., я использую в качестве глазо-двигательной гимнастики, физкультминутки, активизации зрительных функций и развития зрительно-двигательно-пространственной ориентировки.
Предлагаю несколько игр-упражнений.
Оборудование: гимнастический каток, схема движения.
1. “В гости к бабушке”.
Цель: упражнять прослеживающую функцию зрения, корригировать нарушение осанки, упражнять в наклонах.
Ребёнок прокатывает каток по линии слева направо и в обратном направлении (дорожки из сплошной линии и из точек). В процессе данного упражнения дети многократно приседают, потягиваются, наклоняются в разные стороны и делают вращательные движения в суставах рук.
2. “Фотографы”.
Цель: та же, развивать зрительную память и внимание.
Ребёнок прокатывает каток по линии и старается запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся ему на пути. В конце он сообщает, какие фотографии сделал.
3. “Веселый поезд”.
Цель: та же, развитие зрительного внимания.
Дети (3–4) двигаются друг за другом, прокатывая каток по линии, изображая поезд с вагонами, и напевают песню “Мы едем, едем, едем…”
Игры-упражнения с гимнастическим катком позволили расширить арсенал коррекционных упражнений, проводя их в новой, интересной для детей форме.
В детском саду мной оборудована сенсорная комната, в которой наряду с развитием зрительного восприятия, ощущений использую игры-упражнения, способствующие развитию движений, ориентировке в пространстве.
Игры-упражнения проводятся в затемненной комнате. Оборудование: фонарик, кубики, дорожки, канат.
- “Перейди через ручеёк по бревнышку” – ребёнок проходит босиком по канату, освещая себе путь фонариком.
- “Не провались в болото” – ребёнок проходит по дорожке, наступая на нарисованные следы, освещая себе путь фонариком.
- “Полоса препятствий” – ребёнок перешагивает через кубики разной высоты, освещает себе путь фонариком.
- Игра-развлечение “Поймай зайчика” – в сенсорной комнате в темноте по полу “бегут” огоньки от светящегося шара. Ребёнок “ловит” руками (наступает ногами) лучики света.
Таким образом, мне удалось создать сеть интегрированных занятий для детей с нарушением зрения, в которых задачи формирования зрительного восприятия и интеллектуального развития тесно связаны с двигательной активностью детей.
Таблица сравнительных результатов двигательной активности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на занятиях тифлопедагога.(%)
Занятие |
Исследуемые параметры |
|||||
Время общих движений детей | Время активности детей, поддержание интереса | Время, затраченное на развитие мелкой моторики | Время ориентировки в большом пространстве | Скорость выполнения заданий | Снижение утомляемости | |
Традиционное | 25 |
60 |
35–60 |
25 |
60–90 |
60 |
Интегрированное | 80 |
90 |
80 |
80 |
40–90 |
90 |
Как эти занятия повлияют на общее физическое развитие детей, т.е. на формирование осанки, скорость выполнения движений, ловкость и т.д. – это уже следующий этап моей исследовательской работы.