Методическое представление
- Введение
- Методический паспорт
- Осуществление проекта
- Выводы
- Результат. Сценарий вечера, посвященного искусству эпохи Возрождения.
Введение
Метод проекта является составной частью обучения МХК, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учащихся.
Проект по типу деятельности информационный, по характеру предметно-содержательной области - культурологический, по характеру координации - открытая, явная координация, по характеру контактов - внутренний, средней продолжительности.
Методический паспорт учебного проекта.
Адресация: адресован учащимся 9 классов для более глубокого ознакомления с искусством эпохи Возрождения.
Цели образовательные и воспитательные.
- Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
- Воспитание у детей интереса к культуре, искусству эпохи Возрождения.
- Воспитание чувства прекрасного
Задачи учебно-педагогические.
- Постановка и формулировка темы своего доклада, личностная мотивация выбора.
- Организация деятельности учащихся индивидуальной и групповой.
- Формирование и развитие навыков научной и творческой работы.
- Сбор и систематизация материала.
Результатом явился вечер, посвященный деятелям искусства эпохи Возрождения. В работе принимали участие учащиеся 9 “В” и 8 “Г” классов.
Осуществление проекта.
Работа над проектом позволила подробно ознакомить учащихся и особенностями развития искусства эпохи Возрождения. Каждый ученик занимался поиском информации для своего доклада с последующим использованием материала для выступления группы. Учебный проект позволяет учитывать художественные вкусы учащихся, развивать личностную мотивацию учащихся и через нее раскрыть проблему новаторства в искусстве эпохи Возрождения.
Прошедшая в конце работы презентация подразумевала самоанализ деятельности учащихся, рассказ о том, с какими проблемами столкнулись учащиеся в ходе работы. В результате проведен вечер.
Для подготовки докладов ребята посетили Музей Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина. Работали в центральной городской библиотеке им. Горбунова, пользовались Интернетом. Работа над проектом заняла I и часть II четверти.
I этап включил в себя постановку проблемы, формулирование темы, выбор тем учащимися, посещение музея.
Роль учителя - направляющая.
II этап - поисковый. Ребята изучали литературу, собирали информацию о деятелях эпохи Возрождения. В зависимости от мотивации интереса к различным направлениям искусства эпохи Возрождения, учащиеся разделились на пять групп: “Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело”; “Возрождение в Италии. Боттичелли. Тициан”; “Возрождение в Нидерландах. Рембрандт и “Малые голландцы””; “Русское возрождение. Архитектура”; “Северное возрождение. Авторы сценария - 8 “Г”.
III этап. Исследовательская работа. Подготовка докладов. Роль учителя -- обучающая (консультационная).
IV этап. Презентация проекта прошла в форме устного отчета о проделанной работе с демонстрацией наиденных материалов, самоанализ учащихся.
V этап. Продукт проекта - вечер. Их имена в веках пребудут. На вечере вопросы викторины, составленной учителем. Ребята с легкостью отвечают на них, привлекая добытые самостоятельно знания.
Заключение.
В целом работа по проекту прошла успешно. Практически все ученики приняли участие в работе. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. Дети были вовлечены в различные виды деятельности, как индивидуальной, так и групповой.
Темы искусства не возможно, как правило, в ходе одного занятия. Это связано с объективными причинами. Метод проекта позволяет построить работу по изучению тем искусства, особенно таких объемных, как “Искусство эпохи Возрождения”; “Художественная культура Древней Греции” в течение продолжительного времени в разнообразной форме: экскурсии, работа над докладами, уроки в библиотеке.
Сценарий вечера “Их имена в веках пребудут” (искусство эпохи Возрождения”).
1.Сцены из трагедии В. Шекспира “Король Лир”
2. Доклады учащихся о деятелях эпохи Возрождения.
- Группа “Живопись эпохи Возрождения”. Гений Мадонны Леонардо да Винчи (особенности творчества). Рафаэль Санти.
- Группа Живопись. Творчество Боттичелли. Многогранный талант Тициана.
- Группа
1. Особенности скульптуры Микеланджело.
2. Литература эпохи Возрождения. Петрарка. (Сонеты
Шекспира и Петрарки)
IV. Группа. Театр Шекспира.
1. Северное возрождение. Творчество Рембрандта
V группа. Русское возрождение.
3. Викторина.
1) Конкурс “Позвольте представиться”
2) Конкурс “В поэтической мастерской”
3) Конкурс “Шедевры и авторы”.
I. Позвольте представиться.
- Это выдающийся итальянский поэт 13-14 вв., создатель итальянского литературного языка, оказал большое влияние на развитие европейской литературы (Данте).
- Он был не только другом Петрарки, но и автором “Декамерона”, “Жизни Данте”. (Боккаччо)
- Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком. Среди его живописных работ “Мадонна Бенуа”, “Мадонна Лита”.
- Ваятель, живописец, архитектор, автор живописного ансамбля площадью 600 м , включая более 300 фигур “Сикстинской кипеллы” (Микеланджело)
- Этого иностранного художника называли и “королем живописи” и “живописцем королей”. (Тициан).
II. В поэтической мастерской.
Определите автора следующих строк.
1. Земную жизнь пройдя до половины
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремлющий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу...
(Данте. “Божественная комедия”).
2. Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дом тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз.
(Петрарка)
3. “А что, Джотто, - сказал он, - вдруг бы нам сейчас повстречался человек, который никогда тебя не видел, - как ты думаешь; поверил бы он, что ты - лучший живописец в мире?”
“ Я думаю, мессер, что поверил бы в том случае, если бы взглянув на вас, поверил бы, что вы умеете читать по складам”
(Боккаччо. “Декамерон”)
4. Для мастера не может быть решенья
Вне мрамора, где прячется оно,
Пока в скульптуру не воплощено
Рукой, послушной воле вдохновенья
(Микеланджело)
5. Не занимай и не ссужай. Ссужая лишаемся мы денег и друзей.
(Шекспир. “Гамлет”).
III. Шедевры.
- “Бегство в Египет” — Джотто;
- “Пьетта” — Микеланджело;
- “Давид” — Микеланджело;
- “Мадонна Лита” — Леонардо;
- “Динарий Кесаря” — Тициан;
- “Святой Себастьян” — Тициан;
- “Рождение Венеры” — Боттичелли;
- “Давид” — Донателло;
- “Сикстинская капелла” — Рафаэль;
- “Мадонна в кресле”
- “Весна”, “Зима” — Верди;
- Фуга — Бах;
- Покровский собор
- “Купол Святого Петра” — Микеланджело;
Использованная литература:
- Конан Л.Н. “Культура, человек и картина мира”.
- Любимов Л. “Искусства Западной Европы”.
- Соболев П.В, “Художественная картина мира”.
- “Мир Леонардо” сборник статей.
- “Искусство итальянского возрождения” сборник статей.