Я как учитель информатики вынуждена непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними.
В настоящее время все еще продолжается становление самой школьной информатики, уточняется ее структура, место в учебном плане общеобразовательной школы, активно развивается методическая система принципов и подходов к обучению. Также на организацию процесса обучения информатике и на ее содержание в каждой конкретной школе все еще влияет уровень оснащения компьютерного класса, наличие выхода в Интернет и другие условия.
Отрадно, что с каждым годом работать становиться интереснее, но в тоже время труднее. Школы, в том числе и сельские, получают многообразные средства обучения. На смену обычным меловым доскам пришли интерактивные, “интеллектуальные” доски. Эти доски незаменимы при проведении совещаний, мозговых штурмов, тренингов, семинаров и презентаций.
Как применять это “чудо техники” на уроках? Как ими пользоваться? Где найти готовые разработки для использования на уроках? Такие вопросы возникают, наверно, у каждого учителя, которому посчастливилось заиметь новинку.
В моем кабинете информатики есть интерактивная доска. Передо мной также возникли эти вопросы. И я пыталась найти ответы на них, привлекала коллег, специалистов. Хочется поделиться своими наработками с коллегами по предмету.
В нашей школе есть два типа досок SMART Board и Hitachi. Не буду рассматривать плюсы и минусы этих досок, хочу остановиться на возможностях для проведения уроков информатики.
Хочу рассказать о возможностях досок SMART Board. Первое что привлекает – наличие стандартной программы Notebook (SMART Board), которая позволяет создавать и редактировать страницы.
На каждый урок я создаю документ средствами программы Notebook, где записываю тему урока, определения, задания для выполнения в классе, домашнее задание и многое другое (все заготовки для урока). Также на доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске, а также эта заготовка останется сохраненной на следующий год. В нее по желанию можно внести изменения и корректировку для конкретного класса. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным.
Приведу пример, разработки урока для 5 класса по программе Босовой Л.Л. по теме урока 1: “Информация. Компьютер. Информатика”
рисунок 1
рисунок 2
рисунок 3
рисунок 4
рисунок 5
рисунок 6
рисунок 7
рисунок 8
рисунок 9
рисунок 10
рисунок 11
Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания. Учителю легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке, а значит достичь главной цели обучения 21 века: развитие личности ребенка.
Перечислю способы использования интерактивной доски на уроке информатики:
- объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;
- проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);
- защита проектов учащимися;
- создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски;
- проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;
- выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.
Далее хочу поделиться конспектом открытого проблемного урока, проведенного в 8 классе по теме: “Информационная культура”, с использованием интерактивной доски.
Конспект проблемного урока в 8 классе по теме: “Информационная культура человека”
Концептуальная цель преподавания информатики: развитие информационной культуры и алгоритмического мышления.
Аудитория: 8 класс
Тема урока: Информационная культура человека.
Стратегическая цель урока: развитие аналитического мышления.
Задачи:
- показать какое значение имеет информатика в жизни человека;
- сформировать у учеников понятие “информационная культура”;
- выявить признаки информационной культуры человека.
Проблема: незнание признаков наличия у человека информационной культуры
Проблемный вопрос: Чем определяется информационная культура человека?
Оборудование: компьютерный класс 10 компьютеров для учеников, проектор, интерактивная доска.
Комментарий к ходу урока. |
I. Оргмомент. Учитель приветствует детей, интересуется с каким настроением они пришли на урок. |
II. Повторение Для актуализации знаний учитель предлагает вместе вспомнить: Что изучает наука информатика? Что такое информация с точки зрения человека, техники, общества? Какие информационные процессы выполняет человек в своей деятельности? |
III. Работа на интерактивной доске.
Установить соответствие даты и события,
связанного с развитием информационного
общества.
Рисунок 12 |
IV. Изучение новой темы. Учитель ставит проблемный вопрос: “Чем определяется культура человека?” (Выслушать ответы учеников). Сделать вывод: Культура человека определяется: Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения. Личная культура человека определяется: Уровнем его умственного развития. Характером его профессиональной и творческой деятельности. (На доске записываются эти определения) |
Учитель конкретизирует вопрос: “Чем
определяется информационная культура
человека”? (Выслушать предположения учеников). Учитель: “ В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория – информационная культура. Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы”. (Соответствующие определения проецируются на доску). |
Учитель: “Создадим образ
человека, владеющего информационной культурой”.
Пояснение: Для создания образа будем использовать средства интерактивной доски – коллекцию рисунков из “Галереи изображений”. Учитель заранее должен заготовить рисунки из коллекции и отсканированные (если необходимо), разместив их в папку “Мое содержимое”. В центре доски разместить “образ культурного человека” в виде отдельной фигуры. В ходе рассказа – рассуждения к фигуре человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие характерные черты информационной культуры человека. В ходе работы над созданием образа культурного человека учитель задает вопросы, подводящие учащихся к решению проблемы. Например: Что должен уметь современный человек? Какими устройствами необходимо владеть каждому в информационном обществе? Какими средствами поиска информации нужно уметь пользоваться? Какие виды информации вы знаете и умеете ими владеть? Какими способами обработки информации вы знакомы? и другие. |
Учитель: Информационная
культура человека должна проявляться в
следующем: - в умении использовать различные технические устройства – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей. ( В это время к фигуре на доске добавить рисунок с компьютером, калькулятором и телефоном); - в способности владеть информационными технологиями (к фигуре на доске добавить окна программ из пакета Microsoft Office и окна графических редакторов или другие); - в умении поиска информации из газет, из компьютерных коммуникаций (добавить к фигуре на доске рисунки газет и окно программы – браузера); - в знании различных методов обработки информации (добавить к фигуре человека рисунки тетради с решением задачи, программу на языке программирования для решения этой же задачи, решение задачи в электронных таблицах); - в умении представлять информацию в понятном виде (добавить к фигуре человека рекламу чего либо); - в умении работать с различными видами информации: графической, текстовой, табличной, видео- , аудио – информацией (добавить к фигуре человека различные виды информации: рисунки, тексты, таблицы, звуковые файлы, видеоролики). Учитель: Посмотрите на доску мы с вами получили образ современного человека, владеющего информационной культурой. Пояснение: готовый образ необходимо заранее подготовить, распечатать и после его составления на доске раздать все детям, для того чтобы они его вклеили в тетрадь и сохранили. Например: Рисунок 13 |
V. Проведение физкультминутки. Можно провести комплекс упражнений для снятия усталости глаз, мышц шеи и спины. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. Голову слегка запрокиньте назад. Преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижмите подбородок к яремной ямке. Выполните упражнение не менее 5 раз. Голову и плечи держите прямо. Медленно поверните голову максимально вправо (5 раз). Столько же раз выполните движение влево. И.п. - сидя на стуле. Заведите руки за голову - вдох, максимально прогнитесь назад 3 - 5 раз, опираясь лопатками о спинку стула - выдох. |
VI. Закрепление темы: Выполним упражнение (устно). Ответьте на вопрос: В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой? Пояснение: Выслушать ответы учеников. Ученики должны аргументировать свой ответ. Скорее всего, после ответов всех учащихся окажется, что дети в малой степени владеют информационной культурой. И поэтому важно сделать следующий вывод: “Уроки информатики нацелены на формирование и повышения уровня информационной культуры”. |
VII. Практическое задание для выполнения на компьютере: Создайте рекламу какого-либо товара или услуги, используя возможности пакета Microsoft Office (программы, в которых будут создавать рекламу, ученики выбирают по своему усмотрению) |
VIII. Задание на дом. Напишите план-сочинение на тему: “Как стать культурным человеком?” |
IX. Подведение итогов и завершение
урока. Подведем итоги занятия. Что на занятии было главным? А что было интересным? Чему вы научились сегодня? Спасибо всем за урок. До свидания. |
Использованная литература:
- Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с. – (В помощь школьному учителю)
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 191 с.: ил.