Тема. Изменение глаголов по временам.
Цели: формирование умения изменять глаголы по временам, определять время глаголов; развивать умение подбирать однокоренные слова, подбирать антонимы к словам; обогащать лексикон младших школьников новыми словами и понятиями о добре и доброте, расширять представления детей об этих словах как с позиции нравственного смысла, так и с позиций грамматических.
Ход урока.
I. Постановка темы и целей урока.
Ребята, прислушайтесь, вы не слышите чьих то шагов?
Ученик читает стихотворение.
Доброта.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- И откуда, - спросишь ты, -
В доме столько доброты?
Сегодня мы с вами должны выяснить, откуда приходит в наш дом, в наш мир доброта. И еще будем учиться изменять глаголы по временам.
II. Чистописание.
Прописывается слово “ДОБРОТА”
Учитель обращает внимание на написание букв д, б, р.
- Найдите в слове доброта орфограммы.
- Пропишите это слово и постарайтесь почувствовать его вкус.
- Как вам кажется, каким по вкусу должно быть это слово? (сладким, воздушным, нежным, тающим во рту).
III. Словарная работа.
- Подберите к слову ДОБРОТА однокоренные слова. (Добрейший, бодренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро).
- Какой корень в этих словах?
- Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней. Об этом вам расскажет Лена.
Ученик рассказывает о словах найденных в словаре.
- В школьном словаре образования слов русского языка Михаила Трофимовича Баранова я нашла слова состоящие из двух корней: доброволец, добродушие, доброжелатель, добросовестный, доброкачественный, добропорядочность, добросердечный.
- Какие слова вы запомнили из рассказа Лены? Выпишем 3 слова и выделим в них корни.
IV. Подбор антонимов.
Добр…, слово дом п..строит, ........ слово дом .........
Вставьте пропущенные буквы.
К выделенным словам подберите антонимы, вставьте их на место пропусков и у вас получится пословица.
Запись пословицы с комментированием.
Найдите глаголы и определите их время.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
V. Первичное восприятие текста.
Сегодня мы прочитаем рассказ Е. Пермяка. Слушайте его внимательно и постарайтесь представить главного героя этого рассказа.
Учитель выразительно читает текст. Карточки с текстом у детей на столах.
1. Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все
боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей
он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым
рожи корчил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту
Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф
загонял. Даже своей бабушке грубил.
2. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не
было. И этим он очень гордился. Гордился, да не
долго.
3. Настал такой день, когда мальчики не захотели с
ним играть. Оставили его - и всё. Он к девочкам
побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от
него отвернулись.
4. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу
убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть. А
кот на шкаф забрался и недобрыми глазами на
мальчика смотрит. Сердится.
5. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда
там! Ёжик давно в другой дом жить перебежал.
6. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка
даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая
в уголке, чулок вяжет да слезинки
утирает.
7. Наступило самое страшное из самого страшного,
какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один - одинёшенек!
Е. Пермяк
VI. Работа над содержанием рассказа.
- Какие чувства у вас возникли?
- Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?
- Почему Вова остался один на свете?
- Подберите варианты заглавия к данному рассказу.
- Е. Пермяк назвал этот рассказ “Самое страшное”.
VII. Упражнение в совершенствовании умений определять время глагола.
1. Прочитайте, какие плохие поступки совершил Вова.
Подчеркните глаголы в этом отрывке, определите время. Что ещё указывает на прошедшее время глагола?
2. В 3, 4, 5 абзацах найдите глаголы в неопределённой форме. Измените по временам. Два глагола коллективно , 2 глагола самостоятельно.
Н.ф | Н.в. | П.в. | Б.в. |
играть | играет | играл | будет играть |
поиграть | поиграл | поиграет | |
выманить | выманил | выманю | |
жить | живу | жил | буду жить |
Физминутка.
А) Для глаз.
Б) Расслабление
- Положите голову на парту, расслабьтесь. Представьте: по классу тихо ходит доброта и касается вас своей тёплой, нежной рукой. И от ее прикосновения тает маленькая льдинка злобы и зависти, спрятавшаяся в сердце. Душа наполняется теплотой, раскрывается, как прекрасный бутон ландыша, и потоки яркого света освещают вам путь.
- Почувствовали теплоту?
3. Выпишите выделенные словосочетания, укажите время глагола.
Убежал на улицу, забрался на шкаф, смотрит на мальчика, сидит в уголке, вяжет чулок, утирает слезинки.
4. Самостоятельная работа по карточкам.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте время глаголов.
П..ля опустели. Цв.ты исчезли. Жёлтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранятся невредимыми. В..сной они выгл..нут на свет.
VIII. Подведение итога.
Откуда же к нам приходит добро?
Учитель читает стихотворение.
Что бы в жизни не ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла,
Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный, нерадостный труд
За десяток счастливых минуту
Всё же вы не слабейте душою,
Как придёт испытаний пора, -
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
Где бы сердце вам жить ни велело,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой,
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой.
Это стихотворение неизвестной монашки Новодевичьего монастыря.
Пока вы молоды, добры, сильны не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро!
IX. Домашнее задание.
- Согрело ли ваши сердце слово доброта?
- Я предлагаю вам начать составлять энциклопедию одного слова “ДОБРОТА”. Начнём мы ее с пословиц о доброте. Подберите 3 пословицы, найдите глаголы и укажите время глаголов, если он стоит в неопределённой форме, то обозначьте это.
Тема. Проверка безударных окончаний имен сущ. 1, 2, 3-го склонения.
Цели:
- Закрепить способ проверки безударных окончаний имен существительных.
- Развивать умение проверять безударные окончания двумя способами.
- Повторить несклоняемые имена существительные.
- Закреплять умения разбирать предложение по членам и составлять схему.
- Расширять представление о доброте с позиции нравственного смысла.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы (два варианта), таблица “Безударные окончания имен существительных”, таблица “Проверка безударных окончаний имен существительных”, таблица “Несклоняемые имена существительные”, “Веселые уроки радионяни” песенка о несклоняемых именах существительных, учебник “Русский язык 4 класс” Рамзаева Т.Г.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжаем работу над правописанием безударных окончаний имен существительных.
- Послушайте стихотворение.
Доброе слово.
От слова незлого,
От доброго слова
Развеялось горе, словно полова,
А слово-то было в два слога всего.
В два слога коротких, и кротких, и кратких,
И вдруг доброта воспиталась на грядках,
Взошла среди зла и несчастья всего.
Надежней и крепче не надо заслона.
От острого счастья я млел и шалел.
А все потому,
Что кто-то два слова, в каждом два слога,
не пожалел.
(Б. Слуцкий)
Полова – отбросы, получаемые при молотьбе пшеницы, состоят из обломков колосьев и стеблей.
- Что способно поддержать человека в трудную минуту, спасти от зла и несчастья, утешить.
- Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что сделал людям хоть каплю добра.
II. Грамматический разбор предложений.
Народная пословица гласит (читаем хором):
Добрый портной с запасом кроит.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе слово и кошке приятно.
- Как вы понимаете их смысл?
- Разберите первые две пословицы по членам предложения и составьте схемы (работа предлагается по вариантам).
Устно проверяется работа, два ученика составляют схему на доске.
Добрый портной с запасом кроит. | Доброе дело и в воде не тонет. |
III. Повторение правила проверки безударных окончаний имен сущ.
Определите падеж и склонение выделенных сущ, выделить окончание, указать ударное или безударное (коллективная работа).
Т. 1
Добрый портной с запасом кроит.
П.1
Доброе дело и в воде не тонет.
Д.1
Доброе слово и кошке приятно.
- Какие окончания имен сущ нужно проверять, ударные или безударные?
- Почему их нужно проверять?
- Какие безударные окончания нужно проверять? (-и, -е в Р.п., Д.п., П.п.)
- Какие нужно запомнить? (в Т.п. 1скл. -ой, -ей; 2 скл. -ом, -ем.)
- Расскажите о способах проверки безударных окончаний сущ.
Проверка безударных окончаний сущ. |
|
1. Определить падеж сущ. | 1. Определить скл. сущ. |
2. Определить склонение. | 2. Сопоставить его со словом-ключом. |
3. Вспомнить окончание сущ. этого падежа в нужном падеже. | 3. Слово-ключ поставить в том же падеже. |
IV. Первичное восприятие текста.
Прочитайте на карточках текст.
Было у матер.. семь дочерей и сын. Однажды поехала она к сыну, который жил далеко от дома, и вернулась только через месяц.
Не успела она ступить на порог, как дочери наперебой заговорили:
Я тосковала по тебе так, как тоскует мак по
солнечному теплу, - сказала старшая.
Я ждала тебя так, как сухая земля ждет капл..
воды, - подхватила другая.
Я плакала по тебе так, как плачет птенец по
улетевшей матер.., - сказала третья.
Мне было так тяжело без тебя, как пчел..
без цветка, - щебетала четвертая.
Ты снилась мне как снится роз.. роса на
рассвете, - проговорила пятая.
Я ожидала тебя, как вишневый сад соловушку, -
пропела шестая.
Младшая дочь ничего не сказала. Она разула мать и
молча принесла ей воды вымыть с доги пыль.
(В. Сухомлинский)
VI. Работа над содержанием.
- Какие сравнения подобрали дочери, рассказывая матери о том как скучали?
- Красивые сравнения?
- Почему же младшая дочь ничего красивого не сказала?
- Кто по-настоящему любил свою мать?
- Какой вывод можно сделать? (Добрые слова должны подкрепляться добрыми делами)
VII. Упражнение в проверке безударных окончаний имен сущ.
1. В выделенных словосочетаниях вставить пропущенные безударные окончания, проверяя их ударением.
Было у матери, ждет капли, плачет по матери, тяжело как пчеле, снится розе.
2. Упражнение 181.
Поставьте в скобках сущ в нужном падеже, написав правильно окончание.
В Москве - П.п., Москва - 1 скл.
Тула, Калуга, деревня – 1скл. Следовательно окончание -е
1-3 предложения с объяснением
4, 5 – по вариантам.
3. Несклоняемые имена сущ.
Но не все сущ попали в эти мешки, чемодан с некоторыми словами остался в стороне.
Что это за слова, которые не попали ни в одно склонение вам подскажет песенка.
Дети слушают песню. “Веселые уроки радионяни” песенка о несклоняемых именах существительных.
- Какие слова не попали ни в одно склонение?
- Назовите эти слова (метро, кенгуру, кино, пальто, кашне (шейный платок, шарф), шоссе, шимпанзе, кафе, домино, какаду, фортепьяно, пенсне)
4. Самостоятельная работа по карточкам.
I вариант Яблоки на (ветка) ______________ Дотянулся до (ветка) ___________ Подошёл к (ветка) _____________ Купался в (речка) _____________ Спал на (кроватка) _____________ Дремал на (кровать) _____________ |
II вариант Сорвал с (ветка) _______________ Прыгал по (ветка) _______________ Гулял у (речка) _______________ Плыл по (речка) _________________ Лежал на (печь) _________________ Испекли в (печка) _______________ |
VIII. Подведение итога.
Наш урок подходит к концу. Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы: чередование зла и добра. У каждого человека свой путь к доброте.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Доброта всегда приносит радость окружающим людям.
Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
Люди стремятся к добру и ненавидят зло.
Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.
На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром.
Делайте же добро.
Список литературы:
- Газета “Начальная школа”, статья “Доброта начинается с детства” 40/2000
- Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя.-М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.