Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Например:
- сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам,
- сделать подборку фразеологизмов на определенную тему составить словарик фразеологизмов,
- сделать подборку примеров на определенную тему из художественной или учебной литературы,
- изготовление учебных пособий (схем, опор, таблиц), составление кроссвордов по теме и др.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме и др.
Цели:
Научить обрабатывать, обобщать информацию, полученную из учебной, научно-популярной литературы. Выработать умение формулировать проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся), решать проблемы на основании выдвинутых гипотез.
Задачи:
развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): Учитель объявляет тему урока и задает проблемный вопрос.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ученики высказывают свои предположения)
Учитель обобщает: при употреблении ПРЕДЛОГОВ возникает ряд вопросов, связанных с их значением, стилистической окраской. И сегодня мы попытаемся их разрешить. Для этого мы вместе соберем информацию о предлогах, обработаем ее с точки зрения языковой нормы и проведем исследование. А результатом будет мини-проект “Речь в защиту предлога ИЗ”
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
I. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. (Запись на доске.)
Встретиться по возвращени(и, ю) из командировки; принять решение по выяснени(и, ю) обстоятельств; по здравому рассуждени(и, ю); получить права по достижени(и, ю) совершеннолетия; получить посылку по предъявлени(и, ю) паспорта; поздравим лично по приезд(е, у).
Понаблюдайте,в каком значении употребляется в них предлог "ПО"?
(В значении ПОСЛЕ. Употребление предлога ПОСЛЕ носит нейтральный характер; ПО - книжный характер.)
II. Продолжаем собирать информацию о предлогах, выберите предлоги (речевая разминка).
- Можно ли прийти домой с улицы?
- Можно ли прийти домой со школы?
- Можно ли принести с магазина мясо?
- Можно ли принести со двора ведро?
(Предлоги В, НА - синонимы, им соответствуют антонимичные пары ИЗ, С; говорим: на улицу - значит - с улицы.
Значение предлогов В, НА - внутрь чего-либо, пространственные.)
Правильно ли "в этой связи"?
Какие части речи путают говорящие таким образом?
(Надо "в связи с…", то есть с тем, что было только что сказано…)
Можно ли так сказать:
"Благодаря снежным заносам движение прервано", "Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника"?
(Предлог БЛАГОДАРЯ не потерял еще своего первичного значения по связи с глаголом БЛАГОДАРИТЬ.)
Как же лучше сказать?
(Движение прервано из-за /ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ/ заносов).
В городском транспорте можно услышать: "оплатить за проезд", "уплатить за проезд".
Сопоставьте, какой вариант предпочтительнее с точки языковой нормы?
(В литературном языке принята беспредложная конструкция "оплатить что? проезд" и предложная конструкция "уплатить за проезд").
III. Это была речевая разминка перед более сложной работой, исследовательской работой. Всмотритесь в текст, что заметили?
1. Иду я со школы и вижу очередь возле книжной лавки, которая была большая и заинтересовавшая меня. 2. Я подошел более ближе, спросил, кто крайний, и выяснил, что дают. 3. Оказалось, что нужно заиметь лотерейный билет и с ним, если выиграешь, приобрести книгу или произведение. 4. Но настроение было у меня очень замечательное, я был уверен в то, что достанется повесть Бакланова "Альпийская баллада". 5. Получив билет, мне вручили желающую книгу.
(Текст требует правки, поскольку каждое предложение таит в себе несколько ошибок. Попробуем вместе откорректировать текст. Можно работать в группах или индивидуально).
В первом предложении три ошибки:
1 - иду из школы;
2 - придаточное определительное может быть
отнесено и к очереди и к лавке, значит нужно
переделать так, чтобы недоразумения не было;
3 - союз "и" связывает глагол и причастие.
Три ошибки и во втором предложении:
1 - или "более близко" или "ближе", т.е.
или простая или составная форма сравнительной
степени;
2 - спросил, кто последний;
3 - выяснил, что продают.
В третьем предложении четыре ошибки:
1 - нужно приобрести билет;
2 - вместо "с ним" написать "по нему",
3 - заменить слово “приобрести”, т.к. оно уже есть
у нас;
4 - убрать слово "произведение".
В четвертом предложении фактическая ошибка: "Альпийскую балладу" написал Василь Быков. Убрать союз "но", убрать слово "очень", заменить указательное местоимение "то" на "том" (уверен в том).
В пятом предложении две ошибки:
1 - добавочное действие и основное должны
относиться к одному предмету, следовательно,
здесь деепричастный оборот нужно заменить
придаточным предложением;
2 - заменить действительное причастие
страдательным.
Как же грамотно должен звучать текст? (читает ученик).
Иду я из школы и возле книжной лавки вижу большую, заинтересовавшую меня очередь. Я подошел ближе, выяснил, что продают, и спросил, кто последний. Оказалось, что нужно приобрести литературный билет и по нему, если выиграешь, купишь книгу. Настроение у меня было замечательное, я был уверен в том, что мне достанется повесть Василя Быкова "Альпийская баллада". Когда я получил билет, мне вручили желаемую книгу.
В этом тексте не так много предлогов. И все же сможете вы их распознать? (Анализ исследования).
IV. Продолжим наблюдение. Укажите случаи ошибочного употребления падежных форм имени существительного с предлогом (Доска).
Наперекор - родителям, старших, судьбе.
согласно - приказа, распоряжению, данных..
благодаря - заботой, внимания, старанию.
Что вы скажете о предлогах СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, БЛАГОДАРЯ с точки зрения происхождения?
(Это производные предлоги: СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР образовались из наречий, а БЛАГОДАРЯ - из деепричастия).
V. Предлагаю выборочную работу: один ученик записывает сочетания с производными предлогами; другой - с омонимичными частями речи. Класс работает в тетрадях в двух колонках.
в течение года; договориться насчет похода; задача на подобие треугольников; остаться, несмотря на уговоры; средства переведены на счет; в течении реки; мчался, не смотря под ноги; задача наподобие предыдущей; впоследствии вернуться обратно; быть дома вследствие дождя.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
В начале урока звучали примеры ошибочного употребления предлога С
"прийти со школы, с магазина, вернуться с Москвы." В ходе исследования мы пришли к выводу: грамотный человек будет говорить: "из школы, из магазина, из Москвы".
Попробуйте написать мини-проект Речь в защиту предлога ИЗ. Или сочинение-миниатюру о предлоге в любом жанре: сказки, интервью. Те, у кого сейчас нетворческое настроение, вспомните производные предлоги, которые пишутся раздельно, слитно, и составьте с ними предложения.
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
Работы учеников.
Речь в защиту предлога “ИЗ”
ученицы 7 класса
ЦИРКУНОВОЙ Ксении
Я считаю, что предлог "ИЗ" помогает нам правильно употреблять в своей речи словосочетания. Порой мы даже не замечаем услышанные нами грубые речевые ошибки как в речи детей, так и взрослых. Например, говорят "с магазина", хотя нужно "из магазина", т. к. мы пришли из здания, а не спустились с него. Всегда нужно стараться не допускать таких ошибок и говорить правильно.
Речь в защиту предлога " ИЗ"
и "С"
ученика 7 класса
ТРОФИМОВА Вадима
В русском языке существуют предлоги "ИЗ" и "С", которые постоянно путают между собой. Некоторые ученики говорят: "Я пришел со школы". Это неправильно, так как получается, что ученик слез со школы. А правильно говорят: "Я пришел из школы". У этих предлогов есть синонимы и антонимы. Предлогу "ИЗ" синоним "С", а антоним "В" и "НА". Для того чтобы не путать предлоги, надо воспользоваться простым правилом: "Если в предложении указано точное место, то пиши предлог "ИЗ", а если нет - то "С". Например: "Он приехал с севера. Но приехал из Москвы".
Речь в защиту предлога "ИЗ"
ученицы 7 класса
СОЛОДЧУК Александры
Для чего нужен предлог "ИЗ"?
Во-первых, предлог "из" нужен для того, чтобы правильно говорить, чтобы не путать его с предлогом "с". Например: пришел из школы, вышел из дома. А не "пришел со школы, вышел с дома".
Во-вторых, предлог "из" нужен для того, чтобы в мире не сократилось разнообразие предлогов. Так, например, исчезнет предлог "из" и за ним исчезнут предлоги тесно связанные с ним: "с", "на", "в".
Говорите правильно, размышляйте, и тогда вы поймете, зачем же нужен предлог "из".
Д.З. - Закончить творческую работу дома.
Литература:
- Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников пятых-девятых классов. Путешествие в страну слов. – М: Издательский дом “Дрофа”, 1995. – с.168.
- Хазанова А. С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство в двух частях. – М: Владос, 1995. - Ч. 2. – с. 23.
- Сочинение. Практическое пособие. – М: “Московский лицей”, 1996. – с.16.