Задачи:
- Формирование у учащихся представлений о смысле традиций.
- Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
- Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.
- Совершенствование приемов обработки разных материалов.
- Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.
- Развитие координации движений, мелкой моторики.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности.
Оборудование и материалы: учебник Н.В. Конышевой “Секреты мастеров” 4 класс, цветная бумага, картон, клей, ножницы, разные материалы для оформления изделия, мультимедиа проектор, экран, презентация, выполненная в Power Point, фрагменты из кинофильма А. Роу “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Тема нашего сегодняшнего урока “Святочные личины. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Давайте подумаем. (Слайд №1.)
Что такое личины? (если вариантов нет, обратиться за помощью к учебнику). Личинами на Руси называли маски. А почему они святочные?. Их изготавливали на праздник Святки. Святки начинались в ночь перед Рождеством и длились до крещения. Как раз наш урок и приходится на эти праздничные дни. А какие еще праздники мы отмечаем в этот период?
2. Сообщение новых технико-технологических сведений.
Как, по-вашему, почему именно зимой на Руси отмечают столько праздников? И снова нам поможет учебник. (стр. 147) (Слайд №2.)
Русская зима длинна, морозна, снежна. Святочные недели приходятся на морозную зимнюю пору, когда хозяйственные дела крестьянина сводятся к минимуму. Конечно, в трудолюбивой семье и зимой не сидят сложа руки, но в святки можно было оставить все дела. Но для мастеров и рукодельниц зима – время неторопливой, усердной работы.
Так что же такое Святки? Давайте прочитаем в учебнике, стр.147. (Слайд №3).
Для молодежи Святки являлись порой игр, развлечений. А старики по яркости звезд, по количеству снега и другим приметам определяли, какая будет весна, а затем и лето. А кто-нибудь знает такие приметы?
Откуда же берут начало святочные гулянья и что они означают? (Слайд №4).
Ряжение – народный обычай. Проще всего было обменяться одеждой. Среди ряженых был хозяин леса – медведь в вывороченной шубе, или, тоже меховая, коза с рогами. Изображали старуху, горбатого старика. Ряженые в масках или лицами, перемазанными сажей шумными компаниями гуляли по улицам и вызывали всеобщее внимание и оживление. (Учебник.)
Еще на святки принято было колядовать. (Слайд №5).
“Коляда” - слово загадочное, и по сей день ему нет надежного объяснения. В Новгородской области колядой называли подарки, получаемые при хождении по дворам, на юге называют этим словом сам праздник Святки, а у жителей Смоленской области это слово означало “побираться, просить милостыню”. Колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбой по улицам, неся перед собой на шесте зажженный фонарь в виде звезды. Они останавливались у домов, заходили и пели колядки – песни, в которых прославляли хозяина со всем семейством, за что получали в награду угощение, или деньги. А потом устраивали посиделки. Ну а девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу. (Слайд №6).
Самое интересное, что святочные обычаи являются схожими у разных народов. Например, все то, что описал Н.В. Гоголь в своих произведениях “Вечера на хуторе близь Диканьки” соответствует духу народного быта северных русских деревень. Видимо, что-то главное, необъяснимое, является общим, родство наших народов, наши общие корни.
Внимательно посмотрите отрывки из видеофильма А.Роу “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Что общего вы нашли в проведении Святок на Украине и у нас? (Отметьте, какие маски использовали ряженые, какие песни исполняли). (Видео – Слайды №7, 8).
3. Анализ образца.
Вот и мы сегодня попробуем сделать маску. (Слайд №9)
Раньше их выполняли из бересты.
Кто помнит, что это за материал? Значит, она должна быть прочной. А какой материал будем использовать мы? (картон)
Но, вы помните, что картон очень плохо сгибается. А маска должна обладать свойством симметрии, поэтому нам придется сделать шаблон маски из бумаги. Но перед началом работы чуть-чуть отдохнем.
Физминутка (гимнастика для глаз).
4. Планирование работы.
Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, какой будет ваша маска. Какие предложения у вас будут по организации и планированию работы? (Слайд №.10.)
5. Организация рабочего места.
Чтобы нам было удобно работать, наведем порядок на рабочем месте. Материалы у нас находятся с левой стороны, а инструменты с правой.
6. Поэтапное выполнение работы.
Приступим к работе.
Возьмите белый лист бумаги, и сложите его пополам. Нарисуйте контур маски, как вы ее представляете.
Теперь для глаз нам нужно сделать прорези. Какие будут предложения?
Если вам нужно сделать прорези для носа и рта, подумайте, какую форму они будут иметь.
Шаблон маски готов.
Что теперь нам нужно сделать?
- выбрать картон,
- обвести шаблон,
- аккуратно вырезать маску.
И самое интересное мы оставили на последний этап, нам предстоит оформить нашу маску. Для этого можно использовать разные материалы. Постарайтесь, чтобы у вашей маски был свой характер, настроение. Попытайтесь сделать образ ярким и запоминающимся.
7. Самостоятельная работа.
Выполнение работы согласно задуманному проекту.
8. Итоги работы.
Итак, давайте подведем итоги нашей работы.
С какими праздниками мы познакомились?
Что такое Святки? Когда они бывают?
Как отмечают этот праздник?
Какие образы использовались в обрядах?
А какие маски у нас получились?