Цели:
- Познакомить учащихся с часами, историческими сведениями о происхождении часов.
- Развивать внимание, умение слушать, запоминать, мышление, воображение, интерес к предмету.
- Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование:
Оборудование SPECTRA - Verlag “Часы”
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с единицами времени такими, как: час, минута. Перед нами поставлены цели: познакомиться с часами, узнать об их происхождении, а также развивать внимание, умение слушать, память, мышление.
-А сейчас устный счет.
Устный счет.
Математический диктант.
(Дети записывают только ответы)
- Найдите сумму чисел 26 и 49.
- Первый множитель 9, второй – неизвестен, произведение – 36. Чему равен второй множитель?
- На сколько 36 больше 4?
- Из 75 вычесть 38.
- Найдите частное чисел 56 и 8.
- Во сколько раз 42 больше 7?
- Найдите произведение чисел 13 и 3.
- Найдите разность чисел 84 и 37.
- Сколько нужно прибавить к 42, чтобы получить 60?
- Сколько нужно вычесть из 56, чтобы получилось 39?
Изучение нового материала.
- Ребята, в каждом доме, конечно, есть часы. И, скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. На кухне можно увидеть и песочные часы. Первые часы были солнечными. Но ведь солнце ярко светит не всегда. И тогда придумали измерять время водяными часами. Появились они в Древней Греции. Когда зародилось христианство, но знание точного времени стало просто необходимым, ведь все молитвы и службы идут по часам. Монахи придумали размечать свечи на равные доли и измерять время горением свечи. Кстати, минуты тогда не считали. Мы не знаем точно, когда появились механические часы. Некоторые считают, что еще в Древней Греции. В 14 веке появились карманные часы. Первые упоминания о механических часах относятся к концу 6 века. Современные механические часы созданы в 1657 году голландским ученым Х. Гюйгенсом. Сейчас наиболее распространены кварцевые и электронные часы.
(Используется оборудование SPECTRA - Verlag “Часы”,)
У учителя и на партах у учащихся оборудование “Часы”.
-Часы служат для измерения времени. Рассмотрим циферблат часов. На нем нанесено 12 крупных делений, помеченных цифрами от 1 до 12. Между двумя соседними крупными делениями нанесено 5 мелких делений.
- -На сколько мелких делений разделен циферблат? (5х12=60)
За 1 час большая (минутная) стрелка делает полный оборот, маленькая (часовая) стрелка за это время передвигается на одно крупное деление.
- - На сколько мелких делений передвигается минутная стрелка за 1 час?
- - На сколько крупных делений передвигается минутная стрелка за 1 час?
- - На сколько мелких делений передвигается часовая стрелка за 1 час?
- В одном часе 60 минут. 1ч = 60 мин
- - За сколько минут делает полный оборот минутная стрелка?
- -За сколько минут передвигается на 1 крупное деление минутная стрелка? (60:12=…)
- -За сколько минут передвигается на 1 мелкое деление минутная стрелка?
- -За сколько минут передвигается на 1 крупное деление часовая стрелка?
- -За сколько часов делает полный оборот часовая стрелка?
-Ребята, поставьте часовую стрелку на делении 8, а минутную на делении 12. Часы показывают 8 часов ровно.
Физкультминутка.
Работа по учебнику.
Стр. 12 № 4 За сколько минут делает пол-оборота минутная стрелка? Выразите это время в часах.
За сколько минут делает четверть оборота минутная стрелка? Выразите это время в часах.
Стр. 13 № 6 Установи на модели часов стрелки так, чтобы они показывали: 8ч 50 мин; 10ч 30 мин; 11ч 55 мин; 1ч 10мин.
(Используется оборудование “Часы”,)
Закрепление материала.
Запишите, сколько минут составляют:
1/2ч =… 1/6ч =…
1/4ч =… 1/3ч =…
Сережа лег спать в 9 ч вечера, а проснулся в 7 ч утра следующего дня. Сколько часов спал Сережа?
Спектакль закончился в 21 ч 40 мин. Когда он начался, если продолжался 3 ч 30 мин?
Итог урока.
- Ребята, наш урок подошел к концу.
- С какими единицами времени мы сегодня познакомились?
- Что такое часы?
- Как вы думаете, выполнили мы поставленные перед нами цели?