Урок математики в 3-м классе по теме "Час. Минута"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с часами, историческими сведениями о происхождении часов.
  • Развивать внимание, умение слушать, запоминать, мышление, воображение, интерес к предмету.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Оборудование:

Оборудование SPECTRA - Verlag “Часы”

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с единицами времени такими, как: час, минута. Перед нами поставлены цели: познакомиться с часами, узнать об их происхождении, а также развивать внимание, умение слушать, память, мышление.

-А сейчас устный счет.

Устный счет.

Математический диктант.

(Дети записывают только ответы)

  1. Найдите сумму чисел 26 и 49.
  2. Первый множитель 9, второй – неизвестен, произведение – 36. Чему равен второй множитель?
  3. На сколько 36 больше 4?
  4. Из 75 вычесть 38.
  5. Найдите частное чисел 56 и 8.
  6. Во сколько раз 42 больше 7?
  7. Найдите произведение чисел 13 и 3.
  8. Найдите разность чисел 84 и 37.
  9. Сколько нужно прибавить к 42, чтобы получить 60?
  10. Сколько нужно вычесть из 56, чтобы получилось 39?

 Изучение нового материала.

- Ребята, в каждом доме, конечно, есть часы. И, скорее всего, их несколько.  Будильник, который помогает не проспать школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. На кухне можно увидеть и песочные часы. Первые часы были солнечными. Но ведь солнце ярко светит не всегда. И тогда придумали измерять время водяными часами. Появились они в Древней Греции. Когда зародилось христианство, но знание точного времени стало просто необходимым, ведь все молитвы и службы идут по часам. Монахи придумали размечать свечи на равные доли и измерять время горением свечи. Кстати, минуты тогда не считали. Мы не знаем точно, когда появились механические часы. Некоторые считают, что еще в Древней Греции. В 14 веке появились карманные часы. Первые упоминания о механических часах относятся к концу 6 века. Современные механические часы созданы в 1657 году голландским ученым Х. Гюйгенсом. Сейчас наиболее распространены кварцевые и электронные часы.

(Используется оборудование SPECTRA - Verlag “Часы”,)

У учителя и на партах у учащихся оборудование “Часы”.

-Часы служат для измерения времени. Рассмотрим циферблат часов. На нем нанесено 12 крупных делений, помеченных  цифрами от 1 до 12. Между двумя соседними крупными делениями нанесено 5 мелких делений.

  • -На сколько мелких делений разделен циферблат? (5х12=60)

За 1 час большая (минутная) стрелка делает полный оборот, маленькая (часовая) стрелка за это время передвигается на одно крупное деление.

  • - На сколько мелких делений передвигается минутная стрелка за 1 час?
  • - На сколько крупных делений передвигается минутная стрелка за 1 час?
  • - На сколько мелких делений передвигается часовая стрелка за 1 час?

- В одном часе 60 минут. 1ч = 60 мин

  • - За сколько минут делает полный оборот минутная стрелка?
  • -За сколько минут передвигается на 1 крупное деление минутная стрелка? (60:12=…)
  • -За сколько минут передвигается на 1 мелкое деление минутная стрелка?
  • -За сколько минут передвигается на 1 крупное деление часовая стрелка?
  • -За сколько часов делает полный оборот часовая стрелка?

-Ребята, поставьте часовую стрелку на делении 8, а минутную на делении 12. Часы показывают 8 часов ровно. 

Физкультминутка.

Работа по учебнику.

 Стр. 12 № 4 За сколько минут делает пол-оборота минутная стрелка? Выразите это время в часах.

За сколько минут делает четверть оборота минутная стрелка? Выразите это время в часах.

Стр. 13 № 6 Установи на модели часов стрелки так, чтобы они показывали: 8ч 50 мин; 10ч 30 мин; 11ч 55 мин; 1ч 10мин.

(Используется оборудование “Часы”,)

Закрепление материала.

Запишите, сколько минут составляют:

1/2ч =… 1/6ч =…

1/4ч =… 1/3ч =…

Сережа лег спать в 9 ч вечера, а проснулся в 7 ч утра следующего дня. Сколько часов спал Сережа?

Спектакль закончился в 21 ч 40 мин. Когда он начался, если продолжался 3 ч 30 мин?

Итог урока.

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- С какими единицами времени мы сегодня познакомились?

- Что такое часы?

- Как вы думаете, выполнили мы поставленные перед нами цели?