Цель:
- познакомить учащихся с произведениями К. И. Чуковского;
- помочь увидеть их простоту, понять глубину содержания;
- учить плавному слоговому чтению;
- развивать правильную выразительную речь;
- развивать дружелюбие в общении;
- воспитывать способность сопереживать, сострадать.
Оборудование:
- мультимедиа проектор,
- диск CD – R
Ход урока.
I. (Музыка) Психологическая установка.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной (Читаю по одной строк, дети повторяют).
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю.
Учитель: - Кто хочет учиться?
- Какое настроение сегодня у вас?
II. Речевая разминка.
Учитель: Давайте разговаривать
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Доскажи строчку.
Ря – ря – ря – синие моря.
Рю – рю – рю – репку я варю.
Арь – арь – арь – у нас новый букварь.
Ру – ру – ру – коза грызёт кору.
Ры – ры – ры – летят комары.
Рок – рок – рок – начался урок.
Учитель: Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
- Проворонила ворона воронёнка – (переживаете, сообщаете кому – то, спрашиваете).
III. Зазвонил телефон.
Учитель: Кто звонит?
Слон.
Учитель: Ребята, он хочет спросить у вас.
- Какой сегодня день недели?
- Какое сегодня число и месяц?
- Какая погода сегодня?
Учитель: При помощи чего мы общаемся?
Дети: Мы общаемся при помощи речи.
Учитель: Какая бывает речь?
Дети: Речь бывает устная и письменная.
Учитель: Из чего состоит речь?
Дети: Из предложений.
Учитель: А сейчас мы поговорим о…..
Дети прислушайтесь и ответьте, что вы слышите?
Дети: (Бой часов. Свисток милиционера. Гудок автомобиля. Зудение комара. Фырканье ежа).
Учитель: Может ли человеческий голос воспроизвести эти звуки?
Дети: Да.
Учитель: Так о чём же мы будем говорить?
Дети: О звуках.
Учитель: Правильно о звуках и буквах. В чём отличие звуков и букв.
Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем (Приложение).
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Учитель: Сколько гласных звуков?
Дети: 6.
Учитель: Назовите.
Дети: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Учитель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Они произносятся при свободном прохождении воздуха через рот.
Учитель: Ещё звуки, какие бывают?
Дети: Согласные.
Учитель: Как они произносятся?
Дети: При произнесении выходящего воздуха мешает преграда: губы, зубы и язык.
Учитель: Правильно. (Приложение). Какие бывают буквы?
Дети: Гласные и согласные. Гласных 10, согласных 21 и Ь, Ъ, которые не имеют звука.
Учитель: Правильно. (Приложение). А теперь дайте характеристику звукам [ч], [и], [к].
Дети: Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Звук [и] – гласный, придаёт мягкость согласному.
Звук [к] – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким.
Учитель: Эти звуки обозначают буквами К, И, Ч (Приложение). Запомните эти буквы.
IV. Учитель: К нам пришёл Мойдодыр. Ребята, он любит чистоту и порядок. Сейчас он узнает, всё ли в порядке в ваших знаниях. Отгадайте загадку.
Чёрные, кривые
От рождения все немые
Только встанут в ряд
Сразу заговорят? (Буквы)
V А что тут делает бабочка? Она, оказывается, несла на урок слово. Но при полёте рассыпала буквы. Давайте соберём.
Дети: Айболит.
VI. Учитель: Ну, вот пришла и коза. Растопырила глаза. Ничего не поймёт. Что мы здесь делаем. А мы проводим игру “Звёздный час”.
Ребята, прочтите какое слово напечатано? . СОЛНЫШКО. Найдите в этом слове другие слова. Назовите их.
Дети: Сок, нос, сон, косы, шок, сын, лоно.
VII. Учитель:. Смотрит Крокодил и не может сообразить. Какое слово подойдёт к схеме.
- Воробей.
- Телефон.
- Медведь.
VIII. Сообщение темы и цели.
Учитель: У нас побывали (слайд) Слон, Мойдодыр, Бабочка, Коза, Крокодил. Скажите, у какого писателя, сказочника они встречаются? Вы с ними знакомы? А теперь вспомните те три буквы. Они вам помогут ответить на мой вопрос.
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Учитель: Правильно. Мы сегодня познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского и его произведениями.
Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик.
Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг).
IX. Рассказ учителя об авторе и его произведениях.
Учитель: К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить.
Посмотрите на него. Высокий рост, длинные руки, щеточка усов, смеющиеся глаза. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал, и отец стал рассказывать сказку:
“Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил”.
Так он успокоился.
Появилась его старая – престарая сказка “Крокодил”.
Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться (слайд). Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.
“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!”
Вы догадались, из какого это произведения?
Дети: Мойдодыр.
Учитель: Как – то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было “Федорино горе”.
X. Чтение стихов детьми по карточкам наизусть.
Учитель: Кто знает из вас наизусть отрывки из произведений Корнея Ивановича Чуковского? (Дети рассказывают).
Учитель: У вас на столах карточки, прочтите про себя, затем вслух. (Дети читают “цепочкой” стихи).
XI. Работа по “Азбуке” с. 222 – 223.
XII. Чтение про себя произведений К. И. Чуковского (на парте лежат книги автора).
XIII. Учитель: А сейчас проведём игру “Найди владельца. Чья это вещь?”
- мыло,
- полотенце,
(“Мойдодыр” - вещи грязнули.))
- блюдце
- ножи
("Федорино горе”)
- книжки
- шоколад
(“Телефон”, для слона)
- термометр
(“Айболит”)
- деньги
(“Муха Цокотуха”)
XIV. Словесное рисование картины.
Учитель: Ребята, опишите картину, которую вы нарисовали бы с помощью этих слов. ).
- бабушка
- забор
- корыто
- кочерга
- блюдце
- коза
XV. Итог урока.
- Кому понравился урок?
- Что запомнилось?
- О чём вы расскажите дома?
- С творчеством, какого сказочника вы познакомились?
- С какими произведениями познакомились? (Слайд- выставка книг).
XVI. Дополнительно: с. 86 - 87 “Читаем сами”.