Литературный час. А.Пичков "Птицы прилетели"

Разделы: Начальная школа


 

Цель: продолжить работу над творчеством А.И.Пичкова

Задачи:

  • познакомить со стихотворением А.И.Пичкова «Птицы прилетели»
  • совершенствовать навыки чтения
  • работать над выразительным чтением
  • учить чувствовать, передавать настроение в стихах
  • воспитывать интерес и любовь к родной земле

Оборудование:

портрет А.Пичкова, книги - «Далеко Сарнэ моя живет», «Розовый куст», шаблоны птиц и волн, плакат с напечатанным
стихотворением и индивидуальные карточки со стихотворением.

1. Оргмомент.

- Готовность к уроку (дежурный)
- Тема, цель.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по творчеству (показ портрета ) кого? (А.Пичкова)
Познакомимся с одним из его стихотворений. Будем учиться читать его выразительно.

Вводная беседа.

Свою беседу мы построим на знаниях, которые вы получили во время внеклассного мероприятия, которое мы проводили в Доме культуры вместе с библиотекарем Фроловой Ю.А.

- Кто помнит, как оно называлось ?
«Алексей Ильич Пичков – поэт земли ненецкой»

- Почему поэт земли ненецкой?
(Родился, вырос, работает в нашем ненецком округе)

- Кто помнит где родился Алексей Ильич? ( В тундре)

- Кем работали его родители? (Оленеводами)

- Как называется деревня, где прошло детство Алексея Пичкова? (Шойна).

А.И.Пичков учился в Ленинградском пединституте и там начал писать стихи. Свои первые стихи он поместил в книгу под названием «Далеко Сернэ моя живет». А сегодня мы познакомимся вот с этой – «Розовый узор» и будем работать над стихотворением «Птицы прилетели».

I. Работа над стихотворением.

1. Первичное чтение учителем наизусть

На озера сели птицы,
Сели птицы отдыхать
На озера сели птицы,
Волн высоких не видать.
Выйду я из чума:
Что так много шума?
На озерах птиц не счесть,
Негде солнцу в воду сесть

( во время чтения двух последних строчек учитель вывешивает напечатанное стихотворение на доску).

2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Чем понравилось стихотворение?

3. Чтение вслух (читает ученик)
- Какое время года изображено?

Да, думаю, весну все ребята ждут с особым нетерпением. И потому, что за весной придет лето с большими каникулами и оттого , что весной все пробуждается и земля наша расцветает.
- Докажите строчками из стихотворения, что птиц прилетело много

4. В каждом стихотворении есть рифма, вы это знаете. А кто может объяснить, что же такое рифма?

Рифма – это созвучное окончание двух или нескольких строк.

- Давайте найдем рифму в первом куплете.

- Птицы – не конец фразы, просится продолжение
- Отдыхать, не видать – вот основная рифма этой строки

( рифма выделяется зеленой линией)

Чтение первого куплета – по строчкам, по предложениям

- Если рифма во втором куплете? Кто нашел?
- Рифма здесь другая. Рифмуется по две строчки.

"Выйду я из чума" – действие одного человека.
"Что так много шума?"– вопрос- действие, потому что шума не может быть без действия.

( выделить рифму чума - шума – зеленой линией )

- Почему вопрос? Да потому, что я только еще выхожу, а не вышел из чума и
я не знаю еще отчего там шум. Давайте спросим?

( Чтение двух первых строк хором).

- А в следующих строчках автор говорит о том, отчего происходит шум.

"На озерах птиц не съесть". Как это?

(видимо-невидимо, очень много, вся тундра в птицах, ковер из птиц)

- А как может солнце в воду садиться?

(закат уходит за горизонт, а линия горизонта проходит по воде)

Вывод.

В этом стихотворении, таком маленьком, разная рифма, а так сочинять или придумывать не все умеют. И это говорит о слоге Алексея Пичкова, об его умении так своеобразно передать свои чувства в стихах.

- Какое стихотворение по настроению?

II. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- А чтобы передать свое настроение, надо прочесть стихи с выражением. Давайте вспомним - какие «инструменты» выразительного чтения вы знаете?

Дыхание.

- Каким оно должно быть?

( ответы детей – оно связано с голосом; слабое дыхание не дает хорошо звучать голосу; надо следить за осанкой – спина ровная, плечи и шея не напряжены)

Голос

- Что можете сказать о нем?

( ответы детей – это звуки, которые мы издаем при разговоре; у всех свой голос; бывает высокий и низкий; еще и противный, даже страшно становится; его можно повысить и понизить)

Физминутка «Прислушайся к своему голосу»

Коллективная работа в игровой форме с движениями над фразой Я читаю выразительно.
Нужно сказать по разному эту фразу в зависимости от знака в конце предложения.

Я читаю выразительно.
Я читаю выразительно!
Я читаю выразительно?

1. Проговаривание хором.
2. Проговаривание по колонкам.
3. Проговаривание по колонкам с движениями и добавлением

Да, ты читаешь выразительно!

Первая колонка, поворачиваясь ко второй, спрашивает

- Я читаю выразительно?

Вторая колонка отвечает:

Да, ты читаешь выразительно!

Затем аналогичное задание выполняется вновь, но задание колонкам меняется.

Вывод.

У каждого свой голос. Его надо беречь. Голосом выражают чувства.

- А теперь я проверю ваше внимание.

(чтение первого куплета учителем)

- Какие слова я прочитала с повышением голоса, а какие с понижением?

(начало с повышением, середина, конец с понижением)

- Кто сможет это показать сам?

- Послушайте дальше ( чтение второго куплета)

- Кто сможет поставить стрелки над предложениями и пояснить почему так?

- Давайте прочтем стихотворение по колонкам, первый куплет вторая колонка, а второй куплет - первая колонка.

Чтение

- Мы говорили о дыхании и голосе. А кто вспомнит третий, очень важный «инструмент» чтения?

Дикция.

- Как вы понимаете это слово?

( ответы детей – четкое произношение звуков и слов ;.. чтобы язык был твердый; вспоминать как надо произносить звуки, помнить куда язык надо поставить,…губы были красивые, с улыбкой…)

  • Чтение стихотворения шепотом, учитывая правила правильного чтения.
  • Чтение стихотворения в парах с заданием «перекличка»

( один ученик читает первую строчку, второй читает следующую, первый третью, второй четвертую и так далее).

- У А.Пичкова в таком маленьком стихотворении много знаков препинания. Давайте расставим паузы, которые нам помогут при чтении.

(ученики ставят паузы, с пояснением на доске и на индивидуальных карточках)

На озера сели птицы, !!
( очень устали )
Сели птицы отдыхать.!!
( нужен большой отдых, можно и поспать)
На озера сели птицы,!
(уже не так много, может и отдохнули в пути, опоздали они)
Волн высоких не видать.!!
( их много, куплет закончился)
Выйду я из чума: !!!
( он еще в чуме, …но услышал шум и хочет проверить…)
Что так много шума?!!!
( сам не знает у кого спрашивает,…)
На озерах птиц не счесть,!
(дух захватило, каждый год видит, а всегда красиво и интересно…)
Негде солнцу в воду сесть!!
( куда ни глянет, везде птицы разные; значит весна пришла; новая жизнь будет; и стихи закончились)


- Кто хочет проверить себя в выразительном чтении?

(индивидуальное чтение - 2- 3 чел)

- Ребята, чье чтение вам больше понравилось и почему?

III. Оформление стихотворения.

- А теперь ребята, попробуем оформить стихотворение, то есть изобразить то, о чем говорит в стихах Алексей Ильич Пичков.У вас на партах есть шаблоны; вот их и используем для работы.

- Что вам напоминают шаблоны ? (волны и птицы)

- Давайте попробуем изобразить первую и вторую строчку
(читаем их хором)

- Где лучше показать озеро?

- Для чего птицы сели?
(отдыхать)

- Какие птицы уже отдыхают?
( те, что сложили крылья)

- Их и используем/
(дети идут к доске и с помощью учителя, прикрепляют волны и сидящих птиц)

Читаем хором еще две строчки.

- Как покажем – волн высоких не видать?
( еще добавим птиц)

- Давайте теперь ответим на вопрос автора?

(вопрос Что так много шума? – читает учитель, дети дают ответ хором последними строчками стихотворения)

- Ну вот видите, что у нас получилось.

- Нравится ли вам?

IV. Итоги урока.

Если вам оно понравилось выучите его наизусть и расскажите своим друзьям и близким, стараясь при этом, чтоб оно понравилось и им. То есть как вы его должны прочитать?

(выразительно, но я уже его выучил, можно расскажу)

- Давайте послушаем Максима (читает)

( еще четыре ученика выразили желание рассказать стихотворение, но оценки поставлены только двум)

- Вам понравилось стихотворение, это видно по вашему настроению. У А.Пичкова их много в этом сборничке, можно выучить их к конкурсу.

- Так кто такой А.И.Пичков?
( поэт, ненецкий, наш земляк, он живет в Нарьян-Маре и пишет стихи хорошие о нашем крае).