Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "русская сказка «Кот и лиса»"

Разделы: Начальная школа


 

Урок: литературное чтение.

Тема урока: Русская сказка «Кот и лиса»

Цель урока:

  • Создание условий для развития познавательных способностей учащихся средствами литературного чтения.

Задачи:

  • Формировать навык грамотного, внимательного чтения, развивать умение анализировать художественное произведение
  • Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся
  • Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  • Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?

На доске открывается запись:

УРОК:

Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный

  • Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

На доске открывается запись:

УЧЕНИКИ:

Активные
Думающие
Работоспособные
Внимательные
Дисциплинированные

- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть?
- Начнем урок с нашей речевой разминки.

  • Речевая разминка.

2. Упражнения для артикуляции.

«Песенка для губ»

ли-ли-ли – птицы прилетели
жи-жи-жи – галки и стрижи
ки-ки-ки – лебеди и утки
жи-жи-жи – чибисы, стрижи.

Работа со скороговоркой.
Мы ели, ели, ершей у ели –
Их еле-еле у ели доели.

  • прочитать про себя четко, работая губами.
  • Читать тихо с нарастанием
  • Читать громко с переходом на тихое чтение.

- Скороговорка – относится к какому жанру? (устное народное творчество)

- А какие вы еще знаете жанры устного народного творчества? (сказки)

  • А что вы знаете о сказках, мы узнаем, поработав в группах.

3. Актуализация знаний и включение в деятельность.

(проводится в группах)

4 группы получают карточки, читают, пересказывают друг другу, выбирают, кто будет отвечать от группы.

  • Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.
  • Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.
  • Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.
  • Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей.

5 группа работает по карточке «Что такое сказка?» (составляет из бревнышек полосок ответы на вопросы):

  • что такое сказка? (жанр устного народного творчества)
  • какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)
  • по авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные)
  • кто умело рассказывал сказки? (сказители)
  • назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания)
  • что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом)

Выслушиваются представители от групп, подводится мини-итог по теме «Что такое сказка».

Упражнения для развития беглости чтения.

  • Упражнения для расширения поля зрения.

Дети читают слова, а глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.


*
сок
носки
каток

*
клетка
ива
место
магазин

*
свекла
носки
голос
кукла

*
лампа
тарелка
выдра
сова
газета
пруд
вьюга

4. Новая тема.

1 этап.

Работа с текстом до чтения.
После выполнения упражнения дети читают слова: кот, лиса, волк, медведь.

  • Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня в таблицы? (они встретятся нам в сказке, это ключевые слова).
  • Как вы думаете, какова тема урока? (работа со сказкой)
  • Как называется сказка? (Кот и лиса)
  • Знаете ли вы какие-нибудь сказки, где главный герой – кот? Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)
  • А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая)
  • А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (прогнозирование) – проблемный вопрос!!!
  • Прочитаем сказку и проверим свои предположения. По ходу работы над сказкой будем заполнять опорный конспект на доске. На доске висят таблички:
  • автор и его произведение
  • герои сказки
  • язык сказки

- Еще не читая сказки, что мы уже можем заполнить на доске? (Автор и его произведение. Вывешиваем слово «народная»).

2 этап.

Чтение сказки вслух учащимися по абзацам и комментарии по ходу чтения.

1 часть.

1 абзац.

  • Какой был кот? (шкодливый – озорной, вредный. Простореч.).
  • Как мужик решил избавиться от кота?
  • Плохо ли коту в лесу жилось? Как об этом в сказке говорится? («..и горя ему мало»)

2 абзац.

  • Почему лиса никогда не видела котов?
  • Какие устаревшие слова встретились? (бурмистр – староста, управляющий; потчевать – кормить, угощать; али – или; величать – звать).
  • Какой вывод вы можете сделать? (сказка – старая)
  • Что можете сказать о коте? (находчив, хитер)
  • А о лисе? (сообразительная, хитрая).
  • Вопросы после чтения 1 части.
  • Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к 1 части. Подпишите иллюстрацию словами из текста.
  • Как изменилась жизнь кота и сам кот?
  • Как теперь его зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет.

Во время работы с 1 частью заполняется опорный конспект на доске.

2 часть.

Чтение про себя. Ответы на вопросы после чтения.

  • Какие припасы отправилась добывать лиса? (еду, птицу)
  • Кто повстречался лисе? Что она им говорила?

Выборочное чтение по ролям. Встреча лисы и волка. Встреча лисы и медведя.

  • Что можно сказать о лисе, прочитав 2 часть? (лиса – верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна)
  • Проследим за языком сказки. Я буду называть слова современного русского языка, а вы находить соответствующие устаревшие слова в сказке: если (коли), и (да), иди (ступай), спрячься (схоронись). Заполнение опорного конспекта.
  • Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?
  • Проверим свои предположения по ходу чтения 3 части.

3 часть.

Чтение сказки по абзацам вслух без комментариев.
Вопросы после чтения.

  • Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц?
  • Расскажите, как кот напугал волка и медведя?
  • Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?
  • Кто оказался хитрее всех? (лиса).
  • Что можно сказать о лисе: хитрая, умная, сообразительная.
  • А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые).

Заполнение опорного конспекта.

3 этап.

Работа с текстом после чтения.

  • Давайте вернемся к опорному конспекту на доске. Что узнали про автора и произведение? (сказка – жанр устного народного творчества. Эту сказку написал народ. Она о животных.)
  • Правильно. Сказки о животных называются АНИМАЛИСТИЧЕСКИМИ. Это новое слово. Давайте прочитаем его все вместе.
  • Подтвердились ли наши первоначальные предположения о героях.
  • Что можете сказать про язык произведения? (Очень много устаревших слов. Это показывает на то, что сказка очень старая. Она наверное много раз рассказывалась и пересказывалась людьми, пока дошла до наших дней).
  • Молодцы. Вы заслужили сюрприз. Пока ребята готовятся, поработайте, пожалуйста, по группам. (Группа детей готовится к инсценировке, а остальные работают по группам).

Прочитайте русские народные пословицы. Выберите пословицы, которые по смыслу подходят к содержанию сказки. Объясни смысл.

  1. Любишь есть калачи – не сиди на печи.
  2. Волков бояться – в лес не ходить.
  3. Как волка не корми, он все в лес смотрит.
  4. У страха глаза велики.
  5. Как аукнется, так и откликнется.

 

Ответьте на вопросы:

  1. Почему сказка так называется?
  2. Что вынесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр?
  3. Определите главную мысль сказки.
  4. Как можно сказку озаглавить по-другому?

 

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. В нем пропущено слово. Догадайтесь, о ком идет речь.
Жил был………
Ростом был с комод,
Усищи – с аршин,
Глазищи – с кувшин
Сам рябой.

Расскажите, каким представляют Котофея Ивановича волк и медведь?

 

5. Итог урока

Итог урока проводится по результатам работы групп.

  • Возвращаемся к началу урока. Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть?
  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Что сегодня развивали? (память, внимание, речь, умение находить ответы на вопросы, умение составлять опорный конспект, выразительно читать).
Спасибо за работу! Спасибо за урок!