Урок: литературное чтение.
Тема урока: Русская сказка «Кот и лиса»
Цель урока:
- Создание условий для развития познавательных способностей учащихся средствами литературного чтения.
Задачи:
- Формировать навык грамотного, внимательного чтения, развивать умение анализировать художественное произведение
- Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся
- Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?
На доске открывается запись:
УРОК:
Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный
- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
На доске открывается запись:
УЧЕНИКИ:
Активные
Думающие
Работоспособные
Внимательные
Дисциплинированные
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть?
- Начнем урок с нашей речевой разминки.
- Речевая разминка.
2. Упражнения для артикуляции.
«Песенка для губ»
ли-ли-ли – птицы прилетели
жи-жи-жи – галки и стрижи
ки-ки-ки – лебеди и утки
жи-жи-жи – чибисы, стрижи.
Работа со скороговоркой.
Мы ели, ели, ершей у ели –
Их еле-еле у ели доели.
- прочитать про себя четко, работая губами.
- Читать тихо с нарастанием
- Читать громко с переходом на тихое чтение.
- Скороговорка – относится к какому жанру? (устное народное творчество)
- А какие вы еще знаете жанры устного народного творчества? (сказки)
- А что вы знаете о сказках, мы узнаем, поработав в группах.
3. Актуализация знаний и включение в деятельность.
(проводится в группах)
4 группы получают карточки, читают, пересказывают друг другу, выбирают, кто будет отвечать от группы.
- Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.
- Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.
- Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.
- Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей.
5 группа работает по карточке «Что такое сказка?» (составляет из бревнышек полосок ответы на вопросы):
- что такое сказка? (жанр устного народного творчества)
- какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)
- по авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные)
- кто умело рассказывал сказки? (сказители)
- назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания)
- что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом)
Выслушиваются представители от групп, подводится мини-итог по теме «Что такое сказка».
Упражнения для развития беглости чтения.
- Упражнения для расширения поля зрения.
Дети читают слова, а глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.
* сок носки каток |
* |
* |
* |
4. Новая тема.
1 этап.
Работа с текстом до чтения.
После выполнения упражнения дети читают слова: кот, лиса, волк, медведь.
- Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня в таблицы? (они встретятся нам в сказке, это ключевые слова).
- Как вы думаете, какова тема урока? (работа со сказкой)
- Как называется сказка? (Кот и лиса)
- Знаете ли вы какие-нибудь сказки, где главный герой – кот? Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)
- А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая)
- А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (прогнозирование) – проблемный вопрос!!!
- Прочитаем сказку и проверим свои предположения. По ходу работы над сказкой будем заполнять опорный конспект на доске. На доске висят таблички:
- автор и его произведение
- герои сказки
- язык сказки
- Еще не читая сказки, что мы уже можем заполнить на доске? (Автор и его произведение. Вывешиваем слово «народная»).
2 этап.
Чтение сказки вслух учащимися по абзацам и комментарии по ходу чтения.
1 часть.
1 абзац.
- Какой был кот? (шкодливый – озорной, вредный. Простореч.).
- Как мужик решил избавиться от кота?
- Плохо ли коту в лесу жилось? Как об этом в сказке говорится? («..и горя ему мало»)
2 абзац.
- Почему лиса никогда не видела котов?
- Какие устаревшие слова встретились? (бурмистр – староста, управляющий; потчевать – кормить, угощать; али – или; величать – звать).
- Какой вывод вы можете сделать? (сказка – старая)
- Что можете сказать о коте? (находчив, хитер)
- А о лисе? (сообразительная, хитрая).
- Вопросы после чтения 1 части.
- Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к 1 части. Подпишите иллюстрацию словами из текста.
- Как изменилась жизнь кота и сам кот?
- Как теперь его зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет.
Во время работы с 1 частью заполняется опорный конспект на доске.
2 часть.
Чтение про себя. Ответы на вопросы после чтения.
- Какие припасы отправилась добывать лиса? (еду, птицу)
- Кто повстречался лисе? Что она им говорила?
Выборочное чтение по ролям. Встреча лисы и волка. Встреча лисы и медведя.
- Что можно сказать о лисе, прочитав 2 часть? (лиса – верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна)
- Проследим за языком сказки. Я буду называть слова современного русского языка, а вы находить соответствующие устаревшие слова в сказке: если (коли), и (да), иди (ступай), спрячься (схоронись). Заполнение опорного конспекта.
- Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?
- Проверим свои предположения по ходу чтения 3 части.
3 часть.
Чтение сказки по абзацам вслух без комментариев.
Вопросы после чтения.
- Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц?
- Расскажите, как кот напугал волка и медведя?
- Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?
- Кто оказался хитрее всех? (лиса).
- Что можно сказать о лисе: хитрая, умная, сообразительная.
- А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые).
Заполнение опорного конспекта.
3 этап.
Работа с текстом после чтения.
- Давайте вернемся к опорному конспекту на доске. Что узнали про автора и произведение? (сказка – жанр устного народного творчества. Эту сказку написал народ. Она о животных.)
- Правильно. Сказки о животных называются АНИМАЛИСТИЧЕСКИМИ. Это новое слово. Давайте прочитаем его все вместе.
- Подтвердились ли наши первоначальные предположения о героях.
- Что можете сказать про язык произведения? (Очень много устаревших слов. Это показывает на то, что сказка очень старая. Она наверное много раз рассказывалась и пересказывалась людьми, пока дошла до наших дней).
- Молодцы. Вы заслужили сюрприз. Пока ребята готовятся, поработайте, пожалуйста, по группам. (Группа детей готовится к инсценировке, а остальные работают по группам).
Прочитайте русские народные пословицы. Выберите пословицы, которые по смыслу подходят к содержанию сказки. Объясни смысл.
|
Ответьте на вопросы:
|
Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. В нем пропущено слово. Догадайтесь, о ком идет речь. Расскажите, каким представляют Котофея Ивановича волк и медведь? |
5. Итог урока
Итог урока проводится по результатам работы групп.
- Возвращаемся к началу урока. Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть?
- Было ли вам интересно на уроке?
- Что нового узнали?
- Что сегодня развивали? (память, внимание, речь, умение находить ответы на вопросы, умение составлять опорный конспект, выразительно читать).