1. Актуальность темы.
Бурное развитие технического прогресса в конце ХХ начале ХI века привело к социально – экологическому кризису. Агрессивное воздействие человека на природу привело к изменению и ухудшению состояния окружающей среды, качества продуктов питания, возникновению генетически обусловленных заболеваний. В связи с этим усиливается значимость формирования экологической культуры молодого поколения.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
В МОУ « Авсюнинская средняя общеобразовательная школа экологическое воспитание реализуется через освоение программы «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой,И.В. Потапова – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Через систему учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработанную А.А. Плешаковым. Эта система уроков природоведения с экологической направленностью. Главная цель – создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания, необходимого современному человеку, находящемуся в крайне непростых взаимоотношениях с природной средой.
На экологическую тематику проводятся внеклассные мероприятия: викторины, конкурсы…
2. Цель.
Пропагандировать здоровый образ жизни.Расширить экологические представления, конкретизировать их, иллюстрировать значительным числом ярких, доступных для понимания младших школьников примеров, формировать у учащихся мотивы « пользы» и « здоровья».
3. Задачи
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Познакомить с понятием «Пищевые добавки»
- Научить различать полезные и вредные для здоровья пищевые добавки.
- Научить пользоваться информацией представленной на товарной этикетке.
- Формировать понятие « здоровая пища».
- Формировать заботливое отношение к своему здоровью.
- Работать над культурой поведения учащихся.
- Формировать навык работы в группах, коммуникативные навыки.
- Развивать творческие способности.
4. Данная методика рассчитана на учащихся общеобразовательной школы 10-11 лет.
5.Оборудование.
Экран. Мультимедийный проектор. Компьютер. Презентация слайдов. Листы бумаги , фломастеры. Набор продуктов:
-газированные напитки ярких цветов,
-карамель «Чупа-чупс»,
-кексы,
-жевательная резинка,
-йогурты,
-картофельные чипсы,
- мармелад,
- кефир, творог, сметана,
- овощи: картофель, морковь, капуста, свекла,
- фрукты…
6. Предварительная подготовка.
Составление таблицы красителей Е. Подготовка слайд-шоу. Оформление кабинета плакатами «За здоровый образ жизни».Подготовка выступлений команд – реклама полезных продуктов. Работа с дополнительной литературой.
Содержание внеклассного мероприятия.
1слайд - название игры «Чудеса на букву Е»
В нашей игре участвуют две команды. Представьтесь и поприветствуйте друг друга.
(Команды приветствуют соперников речёвками о здоровье).
Аукцион идей « Для чего нужна еда?»
Подводя итог аукциона ведущий читает стихотворение:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться с самых юных лет уметь.
2 слайд – Стихийные свалки.
Где и когда можно наблюдать такое? Почему это происходит?
(Стихийные свалки возникают недалеко от жилых домов, когда жители не заботятся об окружающей среде и окружающих людях).
Похожие загрязнения происходят в нашем организме , если мы не заботимся о своем здоровье. Они ведут к заболеваниям желудка, кишечника, аллергии.
3 слайд – ребенок с красными от диатеза щеками.
Один известный актер сказал: « Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье самая большая ценность человек начинает задумываться, когда его теряет. Важнейшим фактором сохранения здоровья является здоровое питание.
Принимая пищу, мы испытываем массу удовольствия: от утоления голода , от аромата блюд, от вкуса.
Давайте узнаем, что из еды любят участники игры?
Дети передают друг другу мяч, называя любимые продукты.
Поднимите руки, кто из вас не любит газировку, мороженое, конфеты?
Оказывается, в этих и многих других продуктах таятся «чудеса на букву Е» - это красители. Красители делают продукты яркими и привлекательными для потребителя, но не полезными.
Внимательные родители заметили, что после праздников и дней рождений дети напившись газировки и наевшись сладостей, становились непослушными, шумными, агрессивными. Ученые провели опыты и выяснили, что это красители делают детей нервными и невнимательными. Вот перед вами таблица вредных красителей.
4 слайд
Таблица вредных и запрещенных красителей
Краситель |
Название красителя |
Опасность при употреблении красителя |
E102 |
Тартразин |
Вызывает приступы астмы,перевлозбуждение |
Е107 |
Жёлтый 2G |
Вызывает приступы астмы |
E110 |
Жёлтый «солнечный закат» |
Может вызывать аллергические реакции, тошноту. Запрещён в ряде стран. |
E120 |
Цитрусовый красный 2 |
Запрещён в России! Запрещён в ряде стран. |
Е122 |
Азорубин, Кармуазин |
Вызывает агрессивность, неусидчивость, невнимательность |
E123 |
Амарант |
Ведет к накоплению извести в почках |
Е124 |
Понсо 4 R |
Провоцирует приступы астмы. |
Е-127 |
Эритрозин |
Вызывает заболевания щитовидной железы. |
E128 |
Красный 2G |
Запрещен! |
E129 |
Красный очаровательный |
Запрещен! |
E131 |
Синий патентованный V |
Запрещен! |
Е132 |
Индигокармин |
Вызывает тошноту, аллергические реакции |
Е133 |
Синий блестящий FCF |
Запрещен! |
E142 |
Зелёный S |
Запрещен! |
E161g |
Кантаксантин |
Воздействует на сетчатку глаза |
Как уберечь себя от них?
Предлагаю вам набор продуктов. Вам нужно отобрать из них только полезные. Как вы их узнаете? Информация о составе продукта есть на этикетке, надо внимательно её прочитать и сравнить с таблицей.
Участникам раздаются таблицы на листах формата А-4. Дети выполняют задание. Объявляют результат. Делают обоснованный вывод.
5 слайд. « Полезная реклама»
Дети демонстрируют домашнее задание – рекламу полезных продуктов.
6 слайд «Кулинарный поединок»
Слишком во многих продуктах встречаются вредные для здоровья добавки.
Но так хочется полакомиться фруктовым йогуртом, попить ягодный освежающий напиток. Где взять безопасные лакомства? ( Ответ детей – Сделать самим.) Из чего? Как? Через минуту каждая команда предложит рецепт безопасных напитков. Для этого вы воспользуетесь нашим «минимаркетом», приобретите необходимые продукты и приготовьте 1 блюдо, придумайте название и разрекламируйте его.
Дети выбирают из предложенных продуктов и готовят напитки.( кефир + варенье = йогурт, ягоды + сахар + вода = морс).
7 слайд «Здоровое питание»
Сегодня мы узнали что чудеса бывают не только добрые , но и злые, как красители Е. Я надеюсь, что каждый из вас задумается о сохранении здоровья и будет питаться правильно. Давайте попробуем составить полезное меню на день: завтрак обед и ужин. В Этом вам поможет таблица.
Таблица 2. (демонстрируется на слайде и раздается участникам на листах формата А-4)
Необходимое употребление продуктов в день
Пищевая группа |
Число блюд в день |
Молоко и молочные продукты |
Не менее 2 в день |
Мясо и мясные продукты |
Не менее 2 в день |
Фрукты и овощи |
Не менее 4 в день |
Хлеб и крупы |
Не менее 4 в день |
Слайд 8
Помните , ребята – очень важно сохранить на долгие годы здоровье!
Для этого надо правильно питаться. А каждый прием пищи полезно заканчивать десертом. Поэтому предлагаю попить полезного и вкусного фруктового богатого витаминами сока.
Приложение 1
Таблица вредных и запрещенных красителей
Краситель |
Название красителя |
Опасность при употреблении красителя |
E102 |
Тартразин |
Вызывает приступы астмы,перевлозбуждение |
Е107 |
Жёлтый 2G |
Вызывает приступы астмы |
E110 |
Жёлтый «солнечный закат» |
Может вызывать аллергические реакции, тошноту. Запрещён в ряде стран. |
E120 |
Цитрусовый красный 2 |
Запрещён в России! Запрещён в ряде стран. |
Е122 |
Азорубин, Кармуазин |
Вызывает агрессивность, неусидчивость, невнимательность |
E123 |
Амарант |
Ведет к накоплению извести в почках |
Е124 |
Понсо 4 R |
Провоцирует приступы астмы. |
Е-127 |
Эритрозин |
Вызывает заболевания щитовидной железы. |
E128 |
Красный 2G |
Запрещен! |
E129 |
Красный очаровательный |
Запрещен! |
E131 |
Синий патентованный V |
Запрещен! |
Е132 |
Индигокармин |
Вызывает тошноту, аллергические реакции |
Е133 |
Синий блестящий FCF |
Запрещен! |
E142 |
Зелёный S |
Запрещен! |
E161g |
Кантаксантин |
Воздействует на сетчатку глаза |
Приложение 2
Необходимое употребление продуктов в день
Пищевая группа |
Число блюд в день |
Молоко и молочные продукты |
Не менее 2 в день |
Мясо и мясные продукты |
Не менее 2 в день |
Фрукты и овощи |
Не менее 4 в день |
Хлеб и крупы |
Не менее 4 в день |