Внеклассное мероприятие "Искусство русского чаепития"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Воспитание культуры, традиций русского чаепития у учащихся.

Задачи:

    Ознакомление учащихся с историей появления чая в России. Ознакомление учащихся с назначением чая, видами и сортами чая. Знакомство с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии. Воспитание бережливости, аккуратности и эстетического вкуса.

Целевая аудитория: учащиеся 4-6 классов.

Подготовка:

    Назначить дату проведения мероприятия. Распределить среди учащихся сообщения, стихи. Подготовить с детьми рисунки самоваров. Подготовить материал для оформления доски (название мероприятия, рисунки).

Оборудование: чайная посуда, самовар, скатерти, салфетки, угощения к чаю.

Мероприятие проходит в кабинете МХК, в котором находится школьный музей “Русского быта”.

ХОД УРОКА

Ведущий: Сегодня мы поговорим о традициях и обычаях русского народа. Многим из них мы следуем и по сей день.

Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Это историческое для России событие произошло в 1635 году. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем в 1679 году о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные “сушеной травой”, караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого и распространился только среди дворянской знати. Но именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития.

А кто нам скажет, что такое чай?

Ученик: Чай - это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.

Ведущий: Хорошо, а какая страна является родиной чая? (Ответы детей)

Правильно, Китай. Это был дикий крупнолистовой чай, иногда достигающий огромных размеров.

Чай стал известен человеку за долго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно.

Когда-то (это было за много веков до н. э.) китайскому императору кипятили воду в сосуд упало несколько листков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Чай в России для крестьян был. недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

Чаепитие в России стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Чаепитие породило особую систему сервировки, которая складывалась из многочисленных чайных принадлежностей: самовар, чайник, сахарницы с щипчиками, стаканы, чашки, блюдца. Даже скатерти для стола должны были отвечать нормам чайного этикета. Поэтому столы покрывались только тонкой накрахмаленной, как правило, белой или голубой материей.

В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции – чаепития.

Самовар стал традиционным русским сувениром. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома. Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары.

Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для того на внутреннюю трубу ставили Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. Вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.

Ученики читают стих про самовар:

ИВАН ИВАНЫЧ САМОВАР

Иван Иваныч Самовар
был пузатый самовар,
трехведёрный самовар.

В нём качался кипяток,
пыхал паром кипяток,
разъярённый кипяток,
лился в чашку через кран,
через дырку прямо в кран,
прямо в чашку через кран.

Утром рано подошёл,
к самовару подошёл,
дядя Петя подошёл.
Дядя Петя говорит:

“Дай-ка выпью, - говорит, -
выпью чаю”, - говорит.
К самовару подошла,
тётя Катя подошла,
со стаканом подошла.
Тётя Катя говорит:

“Я, конечно, - говорит, -
выпью тоже”, - говорит.

Вот и дедушка пришёл,
очень старенький пришёл,
в туфлях дедушка пришёл.

Он зевнул и говорит:
“Выпить разве, - говорит, -
чаю разве”, - говорит.

Тут и бабушка пришла,
очень старая пришла,
даже с палочкой пришла.

Конкурс “Лучший самовар”, ребята показывают свои рисунки. Авторы лучших рисунков награждаются ожерельем из сушек.

Конкурс “Загадок”:

Черненько, горяченько,
а все любят.
(Чай)

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит.
(Чайник)

Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар)

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
(Сахарница)

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(Самовар)

Ведущий: А теперь давайте, используя правила чайного этикета, накроем на стол.

Ребятам предлагается накрыть на стол, используя чайную посуду, салфетки, угощения, а также рассказать об особенностях сервировки.

Прежде чем приступить к завариванию чая детям напоминаются правила техники безопасности.

Стол накрыт, ребята приглашают гостей к столу.

Ученики:

Две феи лесные по лесу порхали,
И всех, кого видели, в гости сзывали.
Скорей приходите к вечернему чаю!
Мы нынче вареньем гостей угощаем!
Накрыли мы стол под еловою веткой,
И скатерть с цветами, с цветами салфетки.
И чашки с цветами, и чайник с цветами.
И этот сервиз расписали мы сами.

Начинается чаепитие, на котором обсуждается, что нового дети узнали, что им больше всего понравилось.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детская энциклопедия “Я познаю мир” (“Культура”), 2001, с.362-364.

2. Энциклопедия юного художника, “Педагогика”, 1983.