Урок окружающего мира во 2-м классе на тему "Насекомые и птицы" по традиционной программе

Разделы: Начальная школа


Цели: дать представление учащимся об изменениях в жизни птиц весной; показать связь этих изменений с неживой природой; воспитывать чувство любви, бережного отношения к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображениями насекомых, перелётных птиц, таблица цветов, грамзапись с пением скворца, слова и тема урока на карточках, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

- Итак, друзья, звенел звонок, садитесь тихо, и мы начнём урок.

II. Вводная беседа

- Послушайте загадку:

“Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт”.

- Это весна.

- Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением весны?

- Какова температура воздуха? (Стало теплее, температура воздуха повысилась).

- Опишите снег весной. (Снег тает, темнеет).

- Какое стало небо? Солнце? (Небо голубое, солнце сияет ярко, греет с каждым днём сильнее).

- Что произошло с почвой? (Почва оттаяла).

- Что вы можете рассказать о водоёмах в это время года? (Лёд на водоёмах тает)

- Какие изменения происходят весной с растениями? (На деревьях набухают почки, распускаются клейкие листочки)

- С чем связаны эти изменения? (Связаны с изменениями температуры воздуха, стало больше солнца, света, тепла, влаги).

- Назовите раннецветущие растения (Ива, ольха, мать-и-мачеха).

На доску вывешивается таблица цветов.

- Послушайте следующую загадку:

1)

“Из-под снега рассветает,
Раньше всех весну встречает”.

(Подснежник).

2)

“Беленькие горошки
На зелёной ножке”.

(Ландыш).

III. Изучение нового материала

- Изменения в неживой природе и жизни растений повлияли и на жизнь насекомых, птиц и животных.

- Тема нашего урока: “Насекомые и птицы весной”.

Вывешивается на доску тема урока.

- Почему птицы улетают осенью на юг? (Потому что им становится голодно и холодно).

- Чем питаются птицы? (Семенами, личинками, червяками).

- А можно ли найти эту пищу зимой? Почему? (Зимой птицам голодно, так как нет насекомых, семян, зёрен).

- Почему же ранней весной начинается перелёт птиц? (Весной появляются насекомые, и птицы их поедают. Прошлогодняя трава и семена служат для птиц пищей).

- Какие появляются насекомые? (Бабочки, мухи, комары, мошкара, шмели, пчёлы, муравьи).

На доску вывешивается картинка.

- Где мы можем их увидеть? (На цветках, в воздухе, на стволах деревьев, заборах, пригретых солнцем).

- Сразу же после таяния снега в солнечную погоду на растениях можно увидеть жёлтых бабочек-лимонниц. Весной появляются и бабочки-брюквенницы. Муравьи, проснувшись, открывают вои входы в муравейник. Несколько позднее появляются мухи, комары, стрекозы, просыпаются и вылетают осы, шмели, пчёлы. В мае появляются майские жуки и божьи коровки. (Иллюстрация на доске).

- Как только появятся первые признаки весны: потеплеет воздух, снег начнёт таять, появятся, закружатся роем насекомые, начинается прилёт птиц.

- Какие птицы возвращаются к нам весной? (Грачи, скворцы) – картинки на доске.

- Грачи прилетают весной к нам самыми первыми. Это вестник весны. Первое время по прилёте они отыскивают корм на размокших дорогах. Вскоре принимаются за постройку новых и ремонт старых гнёзд. Грачей нельзя отнести к лучшим строителям. Они строят грубые гнёзда высоко на деревьях из сучьев и ветвей. Иногда в грачовниках бывают сотни гнёзд (картинка). На одном дереве может быть от 15 до 20 грачей.

- Расскажите о поведении перелётных птиц.

- Где селятся перелётные птицы?

- Как строят себе гнёзда?

- А какие птицы селятся в искусственных гнёздах? (Скворцы)

- Вслед за грачами прилетают скворцы. Скворец – это наш постоянный сосед, они пользуются нашим покровительством. Подобрав скворечник, скворцы производят его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовят новое.

- Почему скворцы наши большие друзья? (Так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество насекомых - вредителей полей, лесов, садов).

- Вскоре у этих птиц появятся птенцы. До трёхсот раз в день приносят им взрослые скворцы различных насекомых или личинок. Ещё скворцы радуют нас своим красивым пением. (Включается грамзапись, с пеним скворца).

- В марте, как только начинает пригревать солнце, синицы возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьях (картинка). Там у них появляются птенцы. А какая птица так умело может выдалбливать дупло? (Дятел)- картинка.

- Вскоре прилетают жаворонки (картинка). Они держатся на проталинах, где собирают корм, семена диких и культурных растений. Затем летят на поля и среди распаханных полей начинают вить гнёзда. Дрозды, зяблики, коршуны прилетают в разгар весны.(На доску вывешиваются иллюстрации птиц).

- Водоёмы – реки и озёра – дают пристанище водоплавающим птицам. Здесь поселяются и строят гнёзда лебеди, чайки, утки, гуси. Все они строят гнёзда на берегах медленно текущих рек, озёр, на травянистых болотах. Гнёзда они строят из сухих стеблей и пуха прямо на земле, в ямке, под кустом, в буреломе.

- Во второй половине весны в леса прилетают горихвостики, пеночки, мухоловки, соловьи, иволги, ласточки и совы. Самыми последними из них прилетают стрижи.

- Все птицы, прилетев на родину, принимаются за постройку гнёзд. Утки и гуси на берегах рек изо мхов и лишайников, ласточки из кусочков глины, жаворонки на земле.

- А какие птицы не вьют гнёзда? (Кукушки, кайры).

- Построив свои гнёзда, эти птицы начинают выводить птенцов. Сначала птенцов выкармливают родители, а через месяц уже питаются самостоятельно.

- А чем вскармливают птицы своих птенцов птицы? (Насекомыми, личинками, червячками).

- Но весной погода часто меняется. После тёплых, солнечных дней вдруг наступает сильный холод и выпадает снег, который иногда держится несколько дней. В эти дни птицы сильно голодают, так как снег закрывает семена растений, а насекомые от холода снова прячутся. В такое время много птиц погибает, поэтому и весной в такую погоду надо подкармливать их.

- Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением).

- А сколько насекомых поедают птицы?

- Синица в течение дня- до 600 насекомых.

Грачи – до 8000 вредных червей и гусениц.

Ласточки – за лето ловят до 1000000 мошек и комаров.

- Таким образом, птицы охраняют посевы от вредителей, принося большую помощь и пользу для человека.

- Люди не должны забывать ещё об одном. Нельзя разорять птичьи гнёзда. Если вы увидели гнездо – отойдите. Дело в том, что при появлении человека около гнезда птица улетает из него и не возвращается, пока человек не отойдёт. А птенцы могут погибнуть от голода. Нельзя брать и птичьи яйца в руки, так как после этого птицы совсем могут не возвратиться в гнездо. Уничтоженное гнездо – это уничтоженная птица.

- А как вы встречали птиц? (Делали скворечники).

- Как вы их прикрепляли? (Развешивали).

- Гнездовье необходимо вешать как можно выше, закрепляя на толстых сучьях. Если нет дерева, можно прибить гнездовье к высокому шесту. Вход должен быть с солнечной стороны и с наклоном к земле, чтобы не попадал дождь. К дереву прибивать нельзя, так как этим можно нанести ему вред.

IV. Закрепление по учебнику (с. 99-100)

- Прочитайте внимательно про себя народные приметы. Вслух.

- А какие народные приметы знаете вы?

“Увидел грача – весну встречай”

“Ласточки прилетели – скоро гром загремит”,

“До первой грозы лягушки не квакают”.

“Увидал скворца – знай: весна у крыльца”.

- Попробуем угадать загадки:

“В мае месяце появился не рак,
не рыба, не зверь, не птица, не человек.
Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит”.
(Комар)

“Без рук, без топорёнка
Построена избёнка”.
(Гнездо)

“Весной за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит”.
(Грач)

“Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения
Егои песни и полёт
Вошли в стихотворение”.
(Жаворонок)

“Не ворона, не синица, -
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу “ку-ку”.
(Кукушка)

“На шесте дворец,
Во дворце певец”.
(Скворец)

V. Итоги урока

- Чему научились на уроке?

- Что нового узнали сегодня?

- Почему надо беречь птиц?

VI. Оценивание

VII. Домашнее задание

Ответить на вопросы с. 100.