Внеклассное мероприятие "Во что играют дети мира"

Разделы: Начальная школа


Цель: организовать защиту проектов творческих минигрупп по теме.

Задачи:

  1. образовательные: знакомство с видами игрушек мира;
    формирование умения работать с дополнительной литературой;
  2. развивающие: развитие эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к поиску нового;
    развитие навыков исследовательской деятельности;
  3. воспитательные: воспитание уважения к культуре разных народов; стремления к сохранению традиций мирового сообщества;
  4. социальные: развитие коммуникативных навыков, умения работать в сотрудничестве, формирование коллектива.

Краткая характеристика:

В подготовительный период дети выбирают проблему, разрабатывают совместно с учителем основные идеи проекта. Затем дети делятся на группы и каждая группа работает над своей частью проекта, распределяют обязанности. В данном проекте создаётся 4 группы по желанию детей: игрушки-головоломки (кубик Рубика, паззлы); спортивные игрушки (мяч, шахматы, шашки); игрушки для эстетического воспитания (матрёшки); образные (кукла Барби). Учащиеся собирают материал, оформляют его. Затем создаётся общая книжка “Во что играют дети мира”. На заключительном этапе проходит презентация этой книжки в виде праздника.

Ожидаемые результаты:

В ходе работы выявляются активные ребята, определяются разные виды одарённости: лидерский, художественный, интеллектуальный и т д. Дети должны заинтересоваться историей появления игрушек и их значением, чтобы в будущем продолжить исследовательскую работу.

Ход мероприятия.

Дети сидят на стульях, за столами и играют в игрушки. Заходит серьёзный мальчик.

Мальчик. Ой, как маленькие в игрушки играют! Вы уже третий класс заканчиваете, пора заниматься серьёзными делами! А игрушки – это пустяки!

Девочка с матрёшкой. Ты не прав. Игрушки – это история человечества.

Мальчик с машинкой. Игрушка расскажет о развитии технической мысли.

Девочка с кубиком Рубика. Игрушки развивают ум, воображение.

Мальчик с мячом. Игрушки развивают координацию, ловкость.

Девочка с куклой. Игрушка – это серьёзная вещь! Но в то же время самая весёлая!

Девочка. Игрушки изучают такие серьёзные науки как история, педагогика, этнография; о них снимают фильмы, пишут музыку и книги.

Вот и мы с ребятами создали книжку об игрушках. А назвали её “Во что играют дети мира”. (Показ книжки) [Приложение 1.]

Учитель. Ведь независимо от того, в какой стране живут дети, все они любят играть в игрушки. Какие же игрушки бывают? (ответы детей)

Учёные задали себе вопрос: “Что нам даёт игрушка?” И в зависимости от ответа разделили их по группам.

(По ходу рассказа таблички с названиями групп вывешиваются на доску в виде солнышка).

  • обучающие – пирамидки, игрушки типа матрёшек, разборные игрушки на стерженьках;
  • образные – изображения людей, животных и элементов природы: цветов, грибов, деревьев и т.д.
  • технические – транспортные, механические, строительные, наборы для игры в профессии.
  • конструктивные – различные конструкторы;
  • игрушки-головоломки – кубик Рубика, цилиндрики с шариками, “пятнашки”, “змейки”, “Загони шарик”, “паззлы” и прочие;
  • игрушки-самоделки;
  • игрушки для понимания красоты (т.е. для эстетического воспитания) – игрушечные звучащие музыкальные инструменты, марионетки, декоративные игрушки, коллекционные куклы, мозаики, наборы для вышивания, выпиливания, раскрашивания картин;
  • спортивные – мячи, кегли, городки, крокет, бадминтон, теннис, шахматы, шашки;
  • игрушки-забавы – дергунчики, мячи на резинках, клюющие птички, скачущие лягушки, наборы фокусов, игрушки-сюрпризы.

Мальчик с кубиком Рубика.

Многие знают эту игрушку (показывает). Как она называется?

Как в неё играют? (нужно добиться, чтобы каждая сторона кубика была одноцветной). Пробуют. Эта игрушка создана венгерским архитектором Эрне Рубиком в 1974 году – очень удивительная и увлекательная головоломка. Популярность кубика в прошлом веке во всём мире была ни с чем не сравнимая. Ведь в то время ещё мало у кого были компьютеры. И кубик оставался некоторое время почти единственным средством для тренировки ума и сообразительности.

Это одна из страниц нашей книжки. (Показывает.)

Учитель. Вспомните, как по приказу Снежной Королевы маленький Кай пытался сложить из льдинок слово “Вечность, а оно у него никак не складывалось. Сложить картинку из маленьких кусочков тоже не слишком легко. Особенно, если их 500 и более штук. Вот и мы попытаемся сложить картину. (Два ученика и можно одного взрослого.)

Девочка.

Паззлы – одна из самых популярных сегодня настольных игр. В неё могут играть и маленькие дети и взрослые. Каких только изображений вы не найдёте в нарядных коробочках. Это – животные, осенние, весенние, летние и зимние пейзажи, морские виды, машины, романтические фотографии, крепости, знаменитые картины и т.д. Последние новости в мире паззлов – создание объёмных моделей. Выпускают паззлы фирмы разных стран: Италии, Германии, Сирии, Польши, Нидерландии, России и многие другие.

Учитель. А что у нас получилось. Посмотрите, какая замечательная картина. Её можно наклеить, покрыть лаком и повесить на стену. О паззлах поподробнее у нас в книжке тоже рассказано. (Показывает страницу книги).

Лежу, забившись в уголок,
Пока сидишь ты с книгою.
Когда кончаешь ты урок,
И я с тобой попрыгаю.
Я разноцветен и упруг,
Хоть не живой, а всё же друг.
Что это? (мяч)

А в какие игры можно играть с мячом? (ответы детей)

Современные мячи различают по размерам и назначению. У каждого из них своя история. Ребята осветили это в своей книжке. А вот где появился первый мяч?

Мальчик с мячом.

Этот бессмертный колобок прикатился к нам из глубины веков.

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и … уважали. Ведь он имел форму солнца, а значит (так считали древние люди) обладал волшебной силой. И игры с мячом были не просто играми, а религиозными обрядами. Делали мячи из разных материалов, например, из кожи, а набивали мхом или перьями, из коры дерева, из тростника, тряпок, смолы “каучу”.

Девочка с мячом.

В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. В 19 веке играли мячами из бересты или тряпок. Происхождение слова “мяч” связано со словами “мягкий, мякоть, мякиш”. То есть мяч – это мягкий шар.

Учитель. Мяч можно применять не только для подвижных игр, но и для спокойных. Давайте поиграем в такую игру. Я буду кидать вам мяч и одновременно задавать вопрос, а вы быстро должны ответить и кинуть мне мяч обратно.

Игра. Назови самое крупное животное на земле. Страну в Европе. Птицу, которая не умеет летать. 5 умножить на 14. Столица Башкортостана. Столица России.

Учитель. А какие игрушки заставляют нас думать, обдумывать каждый ход? (шахматы и шашки)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.

А сколько квадратиков на шахматной доске? (64) Сколько белых? Сколько чёрных? А как называются фигуры и сколько их? (32)

Мальчик.

Самые древние из спортивных игрушек – шахматы и шашки. Шашки появились ещё в Древнем Египте, веков 50 тому назад. Шахматы появились в Индии около 15 столетий назад. Существует легенда, что индийские мудрецы придумали игру в шахматы не просто для развлечения, а с целью отвлечь людей от войн. Зачем проливать кровь, когда можно мирно бороться на шахматной доске, да ещё получать от этого удовольствие и немалую пользу. Ведь шахматы развивают ум и смекалку.

Поэтому мы в свою книжку включили материал и об этих игрушках.

Девочка.

Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрёшенька-детёныш,
А там ещё! Откуда
А там опять… Найдёныш.
Умыты ручки, ножки
У каждой у матрёшки
Поглажены сапожки…
Поют матрёшки в хоре,
Живут, не зная горя:
И дружно и счастливо,
И весело на диво.

Учитель. Национальная игрушка есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер. В нашей матрёшке отражаются лучшие черты русских людей: она простая, жизнерадостная и мирная. В ней много выдумки, которая отражается в сказочности и фантастичности образов.

Девочки. Частушки.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская матрёшка.
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём,
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем:
Шесть платочков есть у нас,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.

Девочка.

Матрёшки – знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пёстрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щёки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвали эту красавицу – матрёшкой.

Девочка.

У всех матрёшечников свой секрет, своя “особинка”. В селе Полх-Майдане сегодня рождаются самые знаменитые матрёшки. Может оттого, что они самые яркие, весёлые. Основные цвета в росписи – фиолетовый, алый, жёлтый, голубой. Узоры – цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника. Художники делят матрёшек на группы, по месту их изготовления. Вот, например, семёновская, кировская, загорская, карельская матрёшки. Мы постарались нарисовать разных матрёшек в нашей книжке и вот, что у нас получилось. (Показ).

Учитель. В нашем классе очень много девочек и все они любят играть. А в какую игрушку, догадайтесь сами.

Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.

Да, это куклы. Но особенно любят девочки куклу Барби.

Песня.

“Барби – моя мечта”.
(слова и музыка Е. Сергеевой)

Откуда появилось это чудо?
Девчонки просто сходят все с ума.
Об этой кукле говорят повсюду.
Ну что, смотрите: вот она сама.

Припев:
Барби – не игрушка!
Барби – моя подружка!
Барби – восторг и красота!
Барби – моя мечта!

Её глаза сияют чудным светом,
Она в волшебный мир меня зовёт.
Я поделиться с ней могу секретом
И знаю, что меня она поймёт.

Припев.

И пусть с годами будем мы взрослее,
Подружку Барби нам не позабыть.
Её улыбка, став для нас милее,
Поможет снова детство возвратить.

Припев (на английском):
Barbie – she isn't just a toy!
Barbie – she is my only joy!
Barbie – she is my happiness!
Barbie – she is my bliss!

Учитель.Нет такой девочки в России, у которой не было бы подружки Барби. Для всех девочек она именно подружка, а не дочка, которая выслушает и утешит. Вместе с ней можно помечтать, пофантазировать. Да что говорить, девочки лучше знают, что для них значит кукла Барби.

Вот что вы о ней знаете.

Девочка.

Рождение Барби состоялось в 1959 году. Рост “новорождённой” был 29 сантиметров, вес – 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная причёска “лошадиный хвост”, глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры фирмы разработали для неё гардероб в соответствии с парижской модой. Её первая профессии – манекенщица.

Девочка.

У Рут Хэндлер – стенографистки американской кампании “Маттел тойз” была дочка по имени Барбара – хорошенькая, как кукла. Это подсказало Рут идею, которой она поделилась со своим мужем Элиотом, совладельцем кампании. Почему бы не выпустить куклу – девушку весёлую и современную?

Девочка.

Шло время. Популярность куклы росла с каждым днём, тем более она постоянно усовершенствовалась. В 1967 году фирма объявила о проведении удивительной акции – обмене старых кукол Барби на новые. У Барби появляются новые друзья, рождаются братишки и сестрёнки, любимые животные, собственные дома, яхты, автомобили. Барби путешествует, плавает, занимается спортом, лечит зверей.

Девочка.

На фирме “Маттел” у Барби есть личный парикмахер, модельер. Баби хороша во всех нарядах, даже в ситцевом халатике. Барби бывает двух видов: игровая и коллекционная. Барби в роскошных нарядах предназначены для того, чтобы стоять в шкафу за стеклом. Игровые куклы попроще, но все они привлекательны и девочки всего мира играют и любят своих кукол Барби.

Учитель. Про куклу можно рассказывать много. А можно посмотреть как куклы умеют танцевать. Девочки исполняют танец кукол.

Девочка. Подробнее об этой кукле вы можете прочитать в нашей книжке.

Учитель. Все дети мира любят играть в игрушки. Все игрушки хороши – выбирай на вкус. Обо всех ли игрушках мы с вами создали книжку? А хотите ли продолжить эту работу? А о каких игрушках?

Литература:

  • Детская энциклопедия “Я познаю мир” “Игрушки”.
  • Внеклассные мероприятия 3 класс Москва “ВАКО” 2005
  • Журналы “Педсовет”