Введние.
В нашем ДОУ № 193 «Земляничка» г. Тольятти в рамках комплексного сопровождения развития ребёнка используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной - является портфолио дошкольника.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.
Начиная работу в системе комплексного сопровождения, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития.
Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.
Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Кроме этого, мы предложили примерную тематику того содержания, которое может быть помещено в разделах.
Структура портфолио
1. Раздел «Давайте познакомимся»
Фото. Фамилия, имя ребенка, № группы.
Рубрика: «Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…»
2. Раздел «Я расту!»
Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):
«Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д.
3. Раздел «Портрет моего ребенка»
Сочинение родителей
4. Раздел «Я мечтаю…»
Высказывания самого ребенка:
«Я мечтаю о …»,
«Я бы хотел быть…»,
«Я бы хотел быть…»,
«О чем я люблю думать…»
«Кем и каким я буду, когда вырасту…» и т.д.
5. Раздел «Вот что я могу!»
Продукты творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки…)
6. Раздел «Мои достижения»
Грамоты, дипломы.
7. Раздел «Посоветуйте мне…»
Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребёнком.
8. Раздел «Спрашивайте, родители!»
Вопросы родителей специалистам ДОУ.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Примеры.
Вот несколько примеров содержания шестого раздела «Мои достижения».
Стуликова Марина, 6 лет. Конкурс детского рисунка «Дом, который построю Я» |
Дипломом 3-й степени награждается |
Маколов Андрей, 6 лет. |
Грамота Награждается |
Епин Антон, 7 лет. |
Диплом Награждается |
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребёнку на выпускном вечере. Огромную помощь в оформлении портфолио оказали педагогам мамы и папы. Они с любовью и душевным теплом писали о своём ребёнке в сочинениях, выражали свои надежды и чаяния. Делясь своими мыслями, родители, возможно, меняли свой взгляд на ребёнка, старались встать на его позиции, принять его точку зрения. Это значит, они менялись сами, становились ближе и роднее своему сыну или дочке. А это как раз и было главной целью нашей работы.
Приведём фрагмент сочинения родителей «Портрет моего ребёнка».
Тимофеева Эля, 4 года.
«Эля – очень сильная личность. Она – боец. Я это поняла ещё в первые месяцы её жизни, когда, несмотря на преждевременное рождение (на два месяца раньше) при тяжёлых обстоятельствах, она выжила и к году уже ничем не отличалась от своих сверстников. Я уверена, что это не только заслуга медицины и родителей, но в первую очередь, это заслуга самой Эли...
Сейчас Эле 4 года и она знает уже все буквы и спокойно считает до десяти. Я понимаю, что это не так много для её возраста, но это, прежде всего наша вина – родителей. Дочка с удовольствием учится всему новому, но часто нам не хватает времени или терпения. К тому же, я вижу, что она не готова начать самостоятельно читать, а давить на неё я не хочу.
Думаю, будет лишним говорить, как я сильно люблю свою девочку, но я хочу сказать, что моя цель – вырастить цельную личность, с внутренним стержнем, умеющую давать и брать любовь и теплоту человеческих отношений, человека, на которого можно будет положиться и которому можно довериться. Пока рано что-то говорить определённое, но задатки всего этого я уже у неё вижу».
Три раза в год воспитателями, медицинскими работниками, специалистами даются рекомендации по вопросам развития и воспитания ребёнка. В тактичной форме высказываются пожелания по поводу здоровья, познавательного, физического, эстетического, нравственного развития ребёнка. Благодаря портфолио, устанавливается более тёплая, тесная взаимосвязь, предмет общения между педагогами и родителями становится более конкретным. Родители, прочитав рекомендации, могут воспользоваться литературой и набором игр, предложенными в родительском уголке на каждой группе, а также задать вопросы любому из специалистов, работающему с данными детьми.
Очень важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку. Именно здесь воспитатель, психолог, специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации о развитии ребёнка, поддерживать и сопровождать его личностный рост, установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнёром в процессе воспитания и образования своего сына или дочери.