Пояснительная записка
В современной жизни огромную роль
играют периодика, радио, телевидение. Благодаря
им люди узнают о различных событиях, получают
необходимую информацию. СМИ влияют на
формирование общественного мнения и
общественного сознания.
Актуальность заявленного курса обусловлена тем,
что в школьной программе недостаточно сведений о
роли средств массовой информации в общественной
жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу,
мало ориентируются в процессах, происходящих в
обществе.
Курс «Журналистика – это интересно!»
позволит ликвидировать пробелы в этой сфере и
даст возможность накопить опыт для дальнейшей
жизни, научит свободно ориентироваться в
информационном пространстве и высказывать свою
точку зрения на различные значимые события
общественной жизни.
Данный курс рассчитан на 16 часов и ориентирован
на девятиклассников, интересующихся
журналистикой, желающих научиться писать
сочинения различных жанров, отстаивать свою
точку зрения, обосновывать ее. Предложенный курс
по выбору развивает коммуникативные умения,
способствует социализации обучающихся.
Занятия по данной программе помогут обучающимся
овладеть секретами мастерства журналиста,
научиться логически думать, грамотно излагать
свои мысли, ориентироваться в информационном
пространстве, представлять себя редактором
собственного издания.
Программа нацелена на решение как собственно
учебных задач, так и задач воспитания и развития
личности, к которым относятся:
- развитие любви к слову, интереса к чтению, к
словесному творчеству;
- воспитание культуры поведения, чтения
периодической печати;
- развитие способности к конструктивному и
содержательному общению с разными возрастными
категориями людей;
- развитие интереса к общественной жизни, умения
наблюдать и анализировать жизненно значимые
явления.
Содержание программы курса не дублирует
обязательный минимум содержания образования, а
углубляет, расширяет его. Оно направлено на
формирование практических умений в написании
сочинений газетных жанров. Таким образом,
практикоориентированный курс предполагает
активные и интерактивные методы и формы
обучения, разнообразные виды деятельности
учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до
создания собственных проектов, рукописных газет.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
- уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
- уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
- уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол. часов |
Виды деятельности учащихся |
1. |
Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ. | 1 |
Слушание лекции учителя. Составление
плана. Творческая работа «Журналистский кодекс»: заповеди юнкора. Тренинг: выдвинуть и защитить тезис, затрагивая вопросы и проблемы социальной жизни, морали, быта, современной молодежной культуры, образования и т.д. |
2. |
Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. | 1 |
Тренинг: определить, правильно ли
поступили журналисты в тех или иных случаях
(ситуациях)? Как поступили бы вы? Разработка кодекса чести журналиста. |
3. |
Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. | 1 |
Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. |
4. |
Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации. | 1 |
Анализ текстов газетных жанров. Тренинг: проверить «слух», определить источник информации и способ ее отображения. |
5. |
Информационные жанры. Характеристика информационных жанров. Заметка. | 1 |
Творческая лаборатория: сочинение
малой формы (заметка) Редактирование собственных текстов. |
6. |
Информационная корреспонденция. Информационный отчет. | 1 |
Творческая лаборатория: создание рубрики «Школьные новости» |
7. |
Репортаж. Информационное интервью как способ получения информации. |
1 |
«Творческая командировка»: интервью с
места событий. Репортаж об интересном школьном
событии. Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью. |
8. |
Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. | 1 |
Анализ текстов аналитических жанров. Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование. |
9. |
Рецензия. Статья. | 1 |
Творческая лаборатория: написать
статью на основе последних данных о случившемся
тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут
поступает «новая» последняя информация. Написать рецензию на просмотренный фильм (прочитанную книгу). |
10. |
Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос. | 1 |
Соцопрос. Тренинг: конкурс обозревателей. Обзор СМИ. |
11. |
Художественно-публицистические жанры. Характеристика художественно-публицистических жанров. Очерк. | 1 |
Анализ текстов
художественно-публицистических жанров. Миниатюра «Автопортрет». Редактирование собственных высказываний. Сочинение-очерк «Ноябрьск – город будущего». |
12. |
Фельетон. Памфлет. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот. | 1 |
Анализ текстов
художественно-публицистических жанров. Творческая лаборатория: сочинение в рубрику «Сатира и юмор», «Нарочно не придумаешь». Редактирование. |
13. |
Житейская история. Легенда. | 1 |
Анализ текста-легенды о городе
Коломна. Сочинение «Легенды моего края» Творческая лаборатория: сочинение «Моя житейская история». |
14. |
Творческие проекты «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города», «Ноябрьск в центральной и региональной прессе». | 1 |
Презентация творческих проектов. |
15. |
Творческий проект «Наша газета» | 1 |
Презентация творческого проекта: защита названия газеты, представление рубрик и т.д. |
16. |
Резерв | 1 |
Содержание программы
Роль и функции журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ
История возникновения газеты. Преимущества
печатной прессы пред радио и телевидением.
Типология прессы. Лицо газеты – первая полоса.
Информационная, комментирующая, контрольная,
связующая функции журналистики. Бережное
отношение к языку, сохранение культуры языка –
важнейшая функция журналистики.
Деятельность журналиста. Журналист – выразитель
позиции, мнения, суждения, точки зрения.
Журналист – лицо газеты.
Закон о СМИ.
Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика
Каким должен быть настоящий журналист?
Искусство репортажа. Секреты мастерства.
Значение скорописи. Как не потеряться в
информационном поле?
Теория и практика профессиональной этики.
Журналист как сторонний наблюдатель. Этические
правила журналиста.
Газета как источник информации. Виды газет, их назначение
Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.
Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации
Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.
Информационные жанры. Характеристика информационных жанров. Заметка
Характеристика информационных жанров:
информация, корреспонденция, пресс-релиз и
проч. Заметка. Информационная
корреспонденция. Информационный отчет.
Информационное интервью. Репортаж.
Роль информационных агентств. Значение
пресс-релизов. Источники информации и правила их
использования.
Репортаж. Информационное интервью как способ получения информации
Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.
Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг
Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.
Рецензия. Статья
Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос
Художественно-публицистические жанры. Характеристика художественно-публицистических жанров. Очерк
Характеристика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. Памфлет. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот. Житейская история. Легенда.
Фельетон. Памфлет. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот
Житейская история. Легенда
Творческие проекты «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города», «Ноябрьск в центральной и региональной прессе»
Работа над творческими проектами «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города», «Ноябрьск в центральной и региональной прессе». Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.
Творческий проект «Наша газета»
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся:
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для
учащихся 10-11 классов общеобразовательных
учреждений – О.И. Лепилкина и др. – М.:
Вентана-Граф, 2005.
2. Васильева Л.А.Делаем новости. – М., 2003.
3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия
жизни современной российской журналистики: В 2-х
т. – М., 1998.
4. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2006.
5. Колганова Т.А. Сочинения различных жанров
в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.
6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. –
М., 1995.
7. Крундышев А.А. Сочинение как вид
самостоятельной работы. – М.: Просвещение, 1987.
8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати:
Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2000.
9. Ученова В.В. Беседы о журналистике. – М., 1985.
10. Шинкаренко В. Как писать в газету. – М., 2000.
для учителя:
1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая:
беседы о журналистике. – М., 1999.
2. Горохов В.М. Основы журналистского
мастерства. – М., 1989.
3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться
успеха? - М., 1998.
4. Лимонад Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие
для старших школьников и абитуриентов. – М.:
Школьная Пресса, 2001.
5. Система средств массовой информации России:
Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. –
М., 2001.
6. Сметанина С.И. Литературное
редактирование: Для журналистов и специалистов
по связям с общественностью. – СПб, 2003.
7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в
журналистике. – М., 1983.