Конспект урока в 7-м классе по алгебре на тему "Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы (разности)"

Разделы: Математика


Тип урока: рефлексия.

Основные цели:

  • формировать способность к рефлексии собственной деятельности;
  • тренировать способность к использованию формул сокращенного умножения для упрощения выражений, вычислений.

1. Самоопределение к деятельности

–  Здравствуйте, ребята!
–  Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Формулами сокращенного умножения.)
Сегодня у нас урок анализа собственной деятельности. Я думаю, что сегодня вы будете удачно использовать их в работе, а если у вас появились затруднения, то к концу урока, вы их устраните.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

2.1. Устная работа

1. Прочитайте выражения: 0,01а2b2; (0,01а2b2); (mn)2.
2. Представьте в виде квадрата одночлена: 25а2; 36с2; 0,64b2.
3. Представьте в виде удвоенного произведения: 50х; 4ху; 6аb.
4. Представьте в виде произведения: а2 – 2ab + b2; x2 + 6x + 9; а2 – 25.
5. Вычислите: 122 – 102; 132  + 52.

Вывешиваются правила А1, А2, А3.

А1. (a  –  b)(a  +  b) = a2 –  b2;
А2. (a  +  b)2  =  a2 + 2ab + b2;
А3. (a  –  b)2 = a2 – 2ab  +  b2.

(Правила проговариваются учениками)

2.2. Самостоятельная работа №1

1) Представьте в виде многочлена:

а) (а  –  5)2;
б) (х  + 4)2;
в) (– 5 + х)2;
г) (0,1х  – 3)(0,1х + 3);
д) (0,1у – 0,5)2;
е) (– а – 5)2.

2) Вычислите:

а) 142 – 132;
б)152 + 112.

3) Сократить дробь .

Образец выполнения работы:

а) (а  –  5)2 = а2 – 10а + 25;
б) (х  + 4)2 = х2 + 8х + 16;
в) (– 5 + х)2 = 25 – 10х + х2;
г) (0,1х  – 3)(0,1х + 3)  = 0,01х2  – 9;
д) (0,1у – 0,5)2  = 0,01у2 –  0,1у  + 0,25;
е) (– а – 5)2 = а2 + 10а + 25.

2) Вычислите:

а) 142 – 132  = (14 – 13)(14 + 13) = 27; б)152 + 112 = 225 + 121 = 346.

3) Сократить дробь  = = = .

2.3. Самопроверка самостоятельной работы по готовому образцу

После выполнения работы учащиеся сверяют решения с образцом, данным на кодоскопе. Учащиеся подчеркивают карандашом место несовпадения с образцом и заполняют второй и третий столбцы таблицы.

№ заданий

Выполнено +  или ?

№ правила

Исправлено по образцу

Исправлено по ходу самостоятельной работы

1(а)
1(б)
1(в)
1(г)
1(д)
1(е)
2(а)
2(б)
3.
       

3. Локализация места затруднения

– Ребята, вы выяснили, какие сделаны задания правильно, а какие нет. Определите правила, которые не верно использовали. Заполните в таблице номера правила.
Те учащиеся, которые сделали  все задания правильно, выполняют дополнительно задание из учебника  №517(а, в), №521(а, б), №522(а, б). Проверяется через кодоскоп.

Проверка по образцу

№517
№521

№522
а) 412 = (40 + 1)2 = 1600 + 80 + 1 = 1681; б) 2012 = (200 + 1)2 = 40000 + 400 + 1 = 40401.
а) (а  + в)2  + (а  + в)(а  – в) = а2 + 2ав + в2 + а2в2 = 2а2 + 2ав,
б) (а + 3)2 + (х + 1)2 = а2 + 6а + 9 + х2 + 2х + 1 = а2 + х2 + 6а + 2х + 10.
а) (а  +  в)(а  + в) = (а  +  в)2 = а2 + 2ав + в2,
б) (2х – 3у)2 = 4х2 – 12ху + 9х2.

4. Выход из затруднения

На данном этапе учащиеся заполняют четвертый столбец таблицы. По образцу они исправляют ошибки.
В завершении учащиеся выбирают из заданий новой самостоятельной работы, записанной на доске и предназначенной для исправления ошибок, те задании, в которых допущены ошибки.

Проводится физминутка.

5. Обобщение причин затруднений

Учащиеся проговаривают правила и рассуждают о своих ошибках.

Правила исправления ошибок.

А) Проверь правильность условия задания.
Б) Условие записано, верно, то далее проверь по образцу и реши дополнительное задание, проверь по образцу и, если верно, то получи «5».
В) Условие записано, неверно, то запиши верно, реши, проверь по образцу. Найди ошибки, реши с/р №2 и проверь по образцу, придумай свои задания, реши их, проверь у учителя. Сделай вывод.

6. Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по образцу

1) Представьте в виде многочлена:

а) (а  –  6)2;
б) (х  + 7)2;
в) (– 3 + х)2;
г) (0,2х  – 3)(0,2х + 3);
д) (0,4у – 0,5)2;
е) (– а – 1)2.

2) Вычислите:

а) 152 – 132;
б)122 + 112.

3) Сократить дробь  

Проверка по образцу.

1) Представьте в виде многочлена:

а) (а  –  6)2 = а2 – 12а + 36;
б) (х  + 7)2 = х2 + 14х + 49;
в) (– 3 + х)2 = 9 – 6х + х2;
г) (0,2х  – 3)(0,2х + 3) = 0,04х2 – 9;
д) (0,4у – 0,5)2 = 0,16у2 – 0,4у + 0,25;
е) (– а – 1)2 =  а2 + 2а + 1.

2) Вычислите:

а) 152 – 132 = (15 – 13)(15 + 13) = 2 · 28 = 56;
б)122 + 112 = 144 + 121 = 265.

3) Сократить дробь  =  =  =  = .

Учащимся, которые выполнили первую самостоятельную работу, верно, предлагается работа, сложнее предыдущей работы. Это №№520; 523   –   из учебника Никольского С. М. Они выполняют ее на пленке и проверяют работу через кодоскоп.
Учащимся, допустившим ошибки, предлагается работа, аналогичная предыдущей, из которой они выбирают те задания, в которых были допущены ошибки. По окончании работы они заполняют пятый столбец таблицы.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

–  Что делали сегодня на уроке?
–  Что исправили?
–  Над чем надо еще поработать?
–  Оцените свою работу?
–  Что необходимо повторить для, успешной работы, на последующих уроках?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки в дневник и ставит задачу на следующий урок.

8. Домашнее задание

П.6.1;6.2;6.4. №  528; 531;535;549 (по выбору).
Дополнительное задание: № 556; 555 (по желанию).