Цель урока:
- привить детям основы толерантности;
Задача урока:
- ввести само понятие толерантности, объяснить его значение;
- объяснить значимость толерантности в обществе во всех ее составляющих;
- показать многообразие социокультурных составляющих современного многополярного мира.
Оборудование:
- компьютер, проектор, материалы компьютерной презентации;
- раздаточный материал с цитатами из Священных книг.
Данный материал целесообразно, на наш взгляд изучать по следующему плану:
- Место, время и основатель религии.
- Основные каноны веры ( буддизм, христианство, ислам).
- Священные книги, храмы, праздники.
- Правила поведения, образ жизни, влияние религии на бытовые нормы.
Здесь мы предлагаем материалы для одного из первых занятий.
1. Учитель начинает работу с предъявления проблемного задания и раскладывает цитаты.
Цитаты из Священных книг (это по индивидуальному плану учителя)
“Употребляй лишь добрые слова”
“Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и
следуй за ним”.
“Не судите, да не судимы будете”
“Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними...”
“Поистине, Бог любит делающих добро,
сдерживающих гнев, прощающих людям”.
2. Учащимся предлагается высказать свое мнение по содержанию цитат.
- Чему учат эти слова?
- Какие качества приветствуют в человеке?
- Какие моральные категории используются?
3. Далее учащимся предлагается определить источник этих высказываний:
“Употребляй лишь добрые слова” - Типитака
“Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и
следуй за ним” - Коран
“Не судите, да не судимы будете” - Новый
Завет
“Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними...” -
Ветхий Завет
“Поистине, Бог любит делающих добро,
сдерживающих гнев, прощающих людям” - Коран
4. Далее учащиеся совместно с учителем делают вывод о том, что ни одна из мировых религий дурному не учит, но каждая ставит целью спасение души человека.
5. Далее следует вводная лекция.
Мы уже изучали с вами каждую из мировых религий на уроках истории. Сегодня наша задача освежить и упорядочить эти знания, а также узнать социокультурные особенности каждой из религий. Для этого мы будем использовать материалы компьютерной презентации.
- на первом этапе рассказа учителя учащиеся узнают и сопоставляют следующие моменты:
- Время возникновения религии ,
- Место возникновения,
- Основателя религии
Далее используются материалы компьютерной презентации.
Христианство
- Время возникновения - 1 век до н.э.
- Место возникновения – Палестина
- Основатель религии – Иисус Христос из Назарета
Ислам
- Время возникновения – 7 век нашей эры
- Место возникновения – Аравийский п-ов
- Основатель религии - Мухаммед
Буддизм
- Время возникновения – 6 век до н.э.
- Место возникновения - Индия
- Основатель религии – Гаутама Будда
На этом этапе необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- все религии возникли в Азии
- религии возникают в период кризиса традиционных верований и призваны были дать толчок к новом этапу развития культуры и общества, а также преодоления кризиса
- особое внимание уделить личностям основателей религий (используются материалы презентации, следует объяснение о запрете в исламе изображений).
- обратить внимание на то, что мы также живем во время духовного и социального кризиса, и, поэтому, вновь в нашем обществе возник столь большой интерес к изучению религии.
Рассматриваем основы вероучений этих религий по мере их возникновения.
Восьмеричный путь в буддизме.
- Правильные взгляды— это значит познание четырех истин, вера в истину причинности и правильный взгляд на вещи.
- Правильное мышление — это значит не поддаваться желаниям, не жаждать, не гневаться и не причинять вреда другим.
- Правильные слова — значит не лгать, не болтать, не сквернословить и не лицемерить.
- Правильные дела — значит не умерщвлять живых существ, не воровать и не
- прелюбодействовать.
- Правильный образ жизни — это значит избегать постыдного для человека образа жизни.
- Правильные стремления — это значит постоянно, не ленясь, прикладывать усилия к достижению правильных целей.
- Правильная память — это значит обдуманность в действиях.
- Правильное сосредоточение — это значит внутреннее созерцание с целью установления перед собой правильных целей и просветления разума.
Обязанности христианина
Христианин обязан во-первых, знать закон
Божий, свою веру и "быть всегда готовыми
всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании
(вере ), дать ответ с кротостью и благоговением"
(1Пет. 3:15), а во-вторых, исполнять закон
Божий, или святые заповеди, и таким образом "поступать
достойно звания, в которое призваны" (Ефес.
4:1).
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго
прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся
быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго
с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и
вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и
страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И
возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити
живым и мертвым,
Его же Царствию не будет конца.
Ислам
Декларация веры— Шахада.
"Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Бога— Аллаха и что Мухаммад— Его раб и Посланник". Вера в Пророчество Мухаммада обязывает всех мусульман следовать его примеру во всех жизненных ситуациях
Пятикратная ежедневная молитва— Салят.
Молитва предписана мусульманину пять раз в день, как одна из основных обязанностей перед Богом. Молитва укрепляет и оживляет веру в Бога и вдохновляет человека к высокой нравственности. Если мусульманин совершает молитву как положено, то она очищает сердце и удерживает от искушения, плохих поступков и зла. Еще одна особенность мусульманской молитвы состоит в том, что она по возможности должна совершаться мужчинами коллективно (за исключением некоторых случаев; женщины, с учетом их обязанностей, могут совершать молитву так, как им это удобно). Таким образом, салят дает возможность мусульманам пять раз в день встречаться со своими собратьями. Такой порядок укрепляет любовь, сочувствие, взаимную заботу, дружбу и братство в обществе.
"Закят"— обязательный благотворительный взнос.
"Закят" означает "очистительная милость". Это фиксированный и зависящий от дохода взнос, который богатые и состоятельные мусульмане должны уплачивать в пользу нуждающихся из заработанных средств и другого имущества. Закят расходуется для раздачи бедным и нуждающимся, а также для повышения благосостояния общества в целом. Уплата закят очищает доходы мусульман и их имущество, способствует его умножению, а также помогает установить экономический баланс и социальную справедливость в обществе.
Рамадан.
Один раз в год в месяц Рамадан мусульмане соблюдают пост в течение всего месяца. Причем Рамадан— это не голодовка, как считают некоторые. В Исламе пост означает полный отказ от пищи, питья, курения, интимных отношений и злых намерений в период от рассвета до полного захода солнца. Соблюдая пост, мусульманин приобретает и укрепляет любовь, искренность и преданность по отношению к людям и к Аллаху. Развиваются такие качества, как терпение, бескорыстность, неэгоистичность, социальное самосознание и ответственность, а также сила воли в перенесении трудностей.
Паломничество— Хадж.
Хадж— это Паломничество в Мекку. От мусульманина требуется совершить Паломничество хотя бы один раз в жизни, если он физически в состоянии это сделать и у него для этого есть необходимые средства.
Хадж дает мусульманам и, следовательно, всему человечеству великую и необычную возможность встречаться раз в год для того, чтобы познакомиться друг с другом, вместе поклониться Всевышнему Богу, Создателю и Господу всей Вселенной, обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес и поделиться теми заботами, которые являются первостепенно важными для всего человечества. Во время ежегодного Паломничества мусульмане со всего мира, имеющие различный цвет кожи и говорящие на разных языках, собираются вместе. Среди них есть главы государств и их подданные, богатые и бедные, мужчины и женщины,— все они выполняют одни и те же действия поклонения, помня, что "самый благородный из вас перед Богом— самый благочестивый" (Коран: Сура 49, Аят 13)
6. Заключение. Подведение итогов урока. Учащимся предлагаются следующие вопросы:
- где возникли мировые религии?
- Как звали основателей религий?
- Каковы причины, на ваш взгляд, возникновения
этих религий?
- когда возникли эти религии?
- почему их называют мировыми?
И т.д.
7. Задание для домашнего размышления:
- Что ты знал раньше о мировых религиях?
- Что ты узнал нового сегодня на занятиях?
- Что ты хотел бы узнать?