Участники мероприятия: учащиеся 2 классов (актёры, ведущие и участники мероприятия).
Задачи: представить как можно ярче основные составляющие элементарной математики, показать практическую значимость её, развивать интерес детей к математике, расширять их кругозор, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, речь и т. д., воспитывать интерес к предмету через театрализованное представление.
Оборудование: костюмы для театрализованного представления (актёрам); декорация дворца: трон, ковровая дорожка, ведущая к трону; демонстрационный материал (таблицы: с числами, величинами, геометрическими фигурами, умножением числа на нуль, узор); жетоны; медали “Великий математик”; магнитофон, диски; на стене - символы математики (геометрические фигуры, цифры, величины, математические знаки); ножницы, линейки, простые карандаши, чистые листы в клетку для каждого участника мероприятия.
Ход внеклассного мероприятия.
1.Мотивационный момент.
2.Сценка “ Андрей- математик”.
Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не люблю решать задач,
Потому что нет удачи на проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный, может быть, таланта нет.
Но нашёл я способ верный – сразу посмотреть ответ.
Сколько чашек? Сколько ложек? Можно сразу без затей.
Я сложил часы и кошек, перемножил на людей.
Занимайся на здоровье, если вам не жалко сил!
Но зачем читать условье: раз - умножил, два - сложил.
В общем, не хитра наука, если посмотреть в ответ.
Только дед моложе внука оказался на 5 лет.
И к Свердловску город Нальчик ближе стал, чем Камышлов,
И один индийский мальчик съел 125 слонов.
Стал до Марса путь недлинным-200 литров до Земли…
Два мальчишки с половиной с полдевчонкой в школу шли.
3. 1 ведущий
Андрей- математик бойкий: множит, делит пополам…
2 ведущий:
Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?
1 ведущий:
Вот, что бывает, когда не вчитываешься в условие задачи, не можешь представить, о чём в ней говориться. Тогда ответ не будет соответствовать вопросу.
2 ведущий:
Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и увлекательным миром занимательной математики. Увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Для этого мы отправляемся с вами в необычное путешествие, в Замок математических загадок. Если разгадаем загадки старого замка, то сможем получить почётное звание “Великого математика”. В течение игры вы должны заработать как можно больше жетонов. В путь!
1 ведущий
Перед вами замок. Чтобы войти в него надо открыть ворота. Для этого нужно отгадать номер ключа, которым стражник откроет ворота.
Стражник:
Установите зависимость между числами и назовите номер ключа.
10, 25,40 (55) (Приложение 1 - таблица).
Экскурсия по Замку математики.
2 ведущий:
Мы с вами попали в Замок математики. Четыре
математических знака ( :, +,-, µ ) открывают
символическую дверь в страну Математики.
(звучит торжественная музыка, под которую входит
царица Математики и её принцессы. Профессор
ведёт её под руку и усаживает на трон. Принцессы
располагаются по бокам на пуфиках. Профессор
стоит. Все в зале встают.).
Царица Математика: Садитесь, господа! Рада видеть вас в добром здравии и во всеоружии. Как известно, оружие учеников - пытливый ум, сообразительность, и, конечно, бесконечная воспитанность.
Вернёмся к государственным делам. Всё ли в порядке в моём царстве?
Профессор:
О нет, к сожалению, Ваше величество! От принцессы Арифметики поступила жалоба, но пусть она её сама изложит.
Принцесса Арифметика:
Числа моих владений, Ваше Величество, исправно трудятся. Только миллион зазнался. Он считает себя одним из самых больших чисел и с призрением смотрит на меньшие числа. Особенно достаётся от него маленькому Нулику.
Царица Математика:
Позвать ко мне этого зазнайку Миллиона!
Миллион:
Я - один из самых больших чисел. Меня должны уважать все меньшие числа, а особенно маленький Нулик, который ничего не значит, тьфу! Пустое место.
Царица Математика:
Миллион, ты должен быть наказан! И, кажется, тебя тот самый маленький Нулик и накажет, которого ты так презираешь. Профессор, пригласите Нулика и его брата.
Нулики:
Царица Математика! Мы явились по Вашему приказанию!
Царица Математика:
Нулики! Вы должны уничтожить Миллион с помощью одного из арифметических действий. Ребята, с помощью какого арифметического действия можно уничтожить Миллион, превратить его в нуль? (с помощью умножения - Приложение 2 -таблица).
Царица Математика:
Миллион, ты уничтожен! Теперь справедливость восстановлена. Какие вы для нас приготовили задания, принцесса Арифметика?
Принцесса Арифметика:
У меня три задания.
1 задание:
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый?
2 задание:
На складе 5 цистерн с горючим, по 6 тонн в каждой. Из 2 цистерн горючее взяли для автопарка. Сколько цистерн осталось?(5).
3 задание:
Перед вами таблица. Найдите лишнее слово и
подберите для оставшихся их общие название ( Приложение - 3, килограмм, дециметр,
метр),
(мера длины).
Царица Математика:
Спасибо, принцесса Арифметика, мы послушаем, как обстоят дела во владениях принцессы Геометрии.
Профессор:
Принцесса Геометрия, явитесь с отчётом к царице Математики.
Принцесса Геометрия:
Геометрические фигуры моих владений, Ваше Величество, исправно трудятся. Только треугольник всё время завидует квадрату.
Царица Математика:
Принцесса Геометрия, расскажите, что случилось у Треугольника с Квадратом? Почему братья не дружат?
Инсценирование “Треугольник и Квадрат”.
Принцесса Геометрия:
Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом
Старший - квадрат, добродушный и приятный.
Младший - треугольный, вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
Почему ты злишься брат? Тот кричит ему…
Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.
Но Квадрат ответил так…
Брат! Я же старше, я - квадрат.
И сказал ещё нежней…
Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал…
Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился-был квадратом, а проснёшься без углов!
Но на утро младший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он-нет Квадрата.
Онемел…Стоял без слов…Вот так месть! Теперь у брата 8 новеньких углов!
Принцесса Геометрия:
Здесь, я вижу, злой поступок Треугольника обернулся против него самого.
Какая получилась геометрическая фигура после того, как у Квадрата были срезаны все углы?
Позвольте, Ваше Величество, и я задам задания ребятам.
1 задание
Посмотрите на фигуры. Как можно их назвать одним словом? (таблица - многоугольники)
Найдите среди них “лишние” фигуры. Докажите. ( у фигур 4,5-углы не прямые. Приложение - 4)
Как можно назвать все оставшиеся фигуры? (прямоугольники)
2 задание
По какому правилу я составила узор? Установите закономерность и продолжите ряд. (Приложение - 5)
3 задание
Начертите квадрат, проведите в нём 2 отрезка так, чтобы они пересекались, а их концы были в вершинах углов квадрата (выполняет каждый участник игры). Назовите все полученные при этом фигуры и их количество (квадрат-1, треугольник-8, пятиугольник-4)
Царица Математика:
Что ж я довольна принцессой Геометрией. А как обстоят дела у принцессы Алгебры?
Принцесса Алгебра:
У меня всегда порядок и никаких происшествий, Ваше Величество! И задания мои больше похожи на фокусы с числами, чем на обычные задачки. Разрешите продемонстрировать.
Царица Математика:
Показывай свои задания!
Принцесса Алгебра:
Петя Задачкин задумал число А и прибавил к нему 12.Сумма получилась на один меньше18.Какое число он задумал?(5)
А для решения последнего моего задания потребуются не алгебраические знания, а умение логически рассуждать. Попробуй-ка решить это задание.
В обувном шкафу Ани стоят три пары ботинок. В темноте она берёт наугад четыре ботинка. Смогла ли Аня взять пару одинаковых ботинок? (да)
4. Итог.
Принцессы вместе с царицей Математики подсчитывают у участников путешествия количество жетонов, награждают победителей медалью “Великий математик” (по количеству выигранных жетонов).
Профессор:
Прошу всех встать! Царица Математика покидает нас! До свидания, друзья! (звучит музыка, все расходятся).