Развитие коммуникативных умений у детей через игры-занятия с элементами тренинга

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет очень большое значение. Особенно важным и своеобразным является возраст 3-4 лет.

От общения только с матерью ребенок переходит к общению с его сверстниками, попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. Преодолеть все эти трудности, сделать переход к жизни в новых условиях с новыми людьми более легким и успешным помогает игра.

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. В ней происходит налаживание отношений с окружающим миром и людьми, игра является условием коммуникативной деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению. Взрослые с помощью игры могут помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, сверстниками, взрослыми. Игры–занятия формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные способности, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, уметь выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, уметь сотрудничать и взаимодействовать.

Поэтому в своей работе с дошкольниками применяю игры-занятия с элементами тренинга с учетом возможностей, особенностей, интересов детей. Это: пальчиковые игры, речевые игры, игры–драматизации, пластические этюды. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

Перед игрой детям дается установка на внимание, уважение, терпение. Переход от одной части игры – занятия, должен быть быстрым, органичным, не дать детям уйти из- под контроля, отвлечься. Использование игр–занятий с элементами тренинга позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает новые условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, повышает уверенность в своих силах, знакомит с навыками релаксации.

Игра–занятие с элементами тренинга строится в следующем порядке:

  1. Приветствие – постоянный ритуал начала занятия. Это может быть маленькое четверостишье о дружбе, любви, взяться за руки, пожелать друг другу что-то приятное, улыбнуться.
  2. Разминка (упражнения в соответствии с текстом).
  3. Основная часть (игры–упражнения, пластические этюды, игры перевоплощения).
  4. Обсуждение занятия, подведение итогов.
  5. Ритуал прощания (подойдет речёвка, хоровод, добрые слова прощания).

Приветствие, разминку, игры–упражнения, пластические этюды, ритуал прощания воспитатель выполняет вместе с детьми. Не нужно делать замечаний, все дети должны быть успешными. Возникающие ситуации решаются через героев сказок, кукол и другие игрушки. Если у детей возникает желание повторить игры, упражнения, этюды, в течении не отказывайте!

Опыт работы показывает, что использование игр–занятий с элементами тренинга дает положительные результаты. Дети становятся любознательными и доброжелательными, легко адаптируются к различным условиям, людям, ориентируются в окружающей обстановке. Легко вступают в беседу со взрослыми и сверстниками. Могут сопереживать товарищам. Радуются, если у кого-то из детей день рождения, или новая игрушка, стараются пожалеть, утешить, если кому-то плохо или обидели. Дети уже могут договориться и вместе решить проблему.

У детей развивается уверенность в своих силах. Знают, как правильно обратиться с просьбой, выразить благодарность.

Представляю вашему вниманию конспект занятия.

Игра–занятие с элементами тренинга

“Путешествие по городу”.

Для детей 3-4 лет.

Цели:

1. Упражнять детей в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения.

2. Учить детей поддерживать короткий диалог, развивать навыки общения.

3. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения.

Материал:

Кассета с записью веселой музыки, “зоопарк” из строительного материала, животные: медведь, лиса, заяц, волк, тигр, обезьяна, ширма, куклы: Катя, Незнайка. Светофор, мяч, мелкие цветы.

Ход игры–занятия

1. Ритуал приветствия:

Воспитатель и дети встают в круг и поднимают руки вверх (руки над головой образуют круг)

- С Добрым утром, солнце, мы тебе рады! Все мы проснулись, за руки взялись. Медленно опускают руки вниз.

Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку продолжает:

И Таня здесь …, и Саша здесь…, все здесь!

Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх и хором говорят: “Все здесь!” После этого все медленно опускаются на корточки.

Воспитатель: Доброе утро! Здравствуйте! Итак, все дети собрались в д/с теперь можно и поиграть.

2. Основная часть

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу. Вы знаете, как называется наш город?

- Давайте сядем в автобус и поедем? (автобус сделан из стульчиков).

- Кто будет у нас водителем? – Саша.

- Садись Саша в кабину автобуса. Пассажиры берите своих друзей – игрушек и рассаживайте на места. Кондуктор вам сейчас продаст билеты. (Звучит запись звуков улицы, веселая мелодия).

Воспитатель объявляет остановку:

- Остановка “Зоопарк”

- Давайте выйдем из автобуса, не толкаемся, пропускаем вперед девочек.

(“Зоопарк”: клетки изготовлены из строительного материала, внутри – звери, тарелочки для каждого животного).

В зоопарке рассматриваем зверей, вспоминаем их название, что едят и т. д.

Посетив зоопарк, продолжаем поездку. Едем (звуки улицы).

Воспитатель объявляет остановку: “Парк”. Выходим из автобуса. В парке можно отдохнуть, поиграть, покататься на каруселях. П/и “Карусели”.

- Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, держитесь за руки, чтобы карусель не сломалась:

Еле – еле – еле – еле – еле Карусели медленно
Завертелись карусели. Движутся в правую сторону.
А потом, потом, потом Темп речи и движения
Все бегом, бегом, бегом Постепенно ускоряются.
Тише, тише, не спешите, Темп речи и движения
Карусель остановите. Постепенно замедляются.
Раз – два, раз – два, Хлопки в ладони
Вот и кончена игра. Кланяются друг другу.

Воспитатель: Поиграли, отдохнули в парке, а сейчас, уважаемые пассажиры просьба занять места в салоне автобуса. (звучит музыка, едем)

- Следующая остановка: “Театр”

- Ребята, нужно приобрести билеты в кассе на спектакль (приобретаем, обращаю внимание на употребление в речи детей вежливых слов).

Кукольный спектакль “Незнайка на улице города”

Ширма: (изображение улицы: рисунки детей, аппликация домов, машин, автобусов, светофора, “зебры”, деревья).

Куклы: Катя и Незнайка.

Катя: Здравствуйте, ребята, меня зовут Катя. Я живу с вами в одном городе (Вы знаете, как называется наш город?. . . Я жду в гости друга Незнайку. Он в городе никогда не был.

Появляется Незнайка:

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Незнайка!

Катя: Где же ты, так долго пропадал?

Незнайка: Я шёл, шёл в гости к детям в д/с, вдруг вижу стоит на краю улицы в одном сапоге чудо трёхглазое на одной ноге. У него глаза цветные не глаза, а три огня. Он по очереди ими сверху смотрит на меня.

Катя: Ребята, вы догадались, что это?

Дети: Светофор!

Катя показывает макет светофора.

Незнайка: Ой, а я думал, что он со мной играет!

Катя: Нет, светофор, показывает когда нужно переходить улицу.

Ребенок:

Красный – стоп – дороги нет!
Желтый вспыхнул – подожди!
Зеленый свет – иди!
Путь свободен впереди!

Незнайка: Потом, я хотел доехать к вам на автобусе, но почему – то меня ругали и делали замечания.

Катя: За что?

Незнайка: Я зашел в автобус, растолкал всех, сел у окна

Катя: Ребята, а разве можно толкаться в автобусе? (ответы детей)

Незнайка: А потом я съел конфету и бросил бумажку на пол, потом я хотел всех развеселить стал громко петь, чтобы все слышали!

Катя: Ребята, а правильно ли поступил Незнайка? А где и когда можно петь почему нельзя этого делать в автобусе?

Незнайка: Спасибо Катя, спасибо, ребята, теперь я знаю как себя вести в транспорте.

Воспитатель: Запомни, Незнайка эти правила. Напомните Незнайке, как нужно переходить улицу? (на зеленый сигнал светофора). Как нужно вести себя в автобусе? (Не толкаться, не сорить, не кричать).

Незнайка: Сколько вы мне интересного рассказали. Я обязательно научу всех своих друзей.

- Ребята, давайте порадуем Незнайку и сделаем ему подарок. У меня есть мячик, а в коробке есть бантики, цветочки, и другие украшения. С помощью этих предметов мы сделаем мяч красивым и необычным.

Дети по очереди выбирают украшения и с помощью липучки приклеивают на мяч.

- Молодцы, ребята! Полюбуйтесь какой красивый, необычный мяч получился. Давайте немного поиграем этим мячом. Вставайте в круг и бросайте друг другу. (Мяч должен попасть в руки каждому ребенку).

- А сейчас, давайте попрощаемся с Незнайкой и подарим ему мяч.

До свидания, Незнайка!
Мы принесли тебе подарок
Если нравится возьми
Своим друзьям покажи!

Незнайка: До свидания, ребята, спасибо, мне очень понравился ваш подарок.

Воспитатель: Хорошо, мы провели время, а сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Занимайте места в автобусе (звучит музыка, едем в д/с). Вот и приехали. Выходите из автобуса. Мальчики, пропустите девочек.

3. Подведение итогов

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся доброй улыбкой. Давайте вспомним где мы сегодня побывали, с кем повстречались? Понравилась прогулка по городу? Вот как славно мы провели время все вместе, никто не грустил, всем было радостно.

4. Ритуал прощания: “Солнечные лучики”

Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Постойте тихо. Почувствуйте себя теплым лучиком солнца.