Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет очень большое значение. Особенно важным и своеобразным является возраст 3-4 лет.
От общения только с матерью ребенок переходит к общению с его сверстниками, попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. Преодолеть все эти трудности, сделать переход к жизни в новых условиях с новыми людьми более легким и успешным помогает игра.
Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. В ней происходит налаживание отношений с окружающим миром и людьми, игра является условием коммуникативной деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению. Взрослые с помощью игры могут помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, сверстниками, взрослыми. Игры–занятия формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные способности, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, уметь выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, уметь сотрудничать и взаимодействовать.
Поэтому в своей работе с дошкольниками применяю игры-занятия с элементами тренинга с учетом возможностей, особенностей, интересов детей. Это: пальчиковые игры, речевые игры, игры–драматизации, пластические этюды. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
Перед игрой детям дается установка на внимание, уважение, терпение. Переход от одной части игры – занятия, должен быть быстрым, органичным, не дать детям уйти из- под контроля, отвлечься. Использование игр–занятий с элементами тренинга позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает новые условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, повышает уверенность в своих силах, знакомит с навыками релаксации.
Игра–занятие с элементами тренинга строится в следующем порядке:
- Приветствие – постоянный ритуал начала занятия. Это может быть маленькое четверостишье о дружбе, любви, взяться за руки, пожелать друг другу что-то приятное, улыбнуться.
- Разминка (упражнения в соответствии с текстом).
- Основная часть (игры–упражнения, пластические этюды, игры перевоплощения).
- Обсуждение занятия, подведение итогов.
- Ритуал прощания (подойдет речёвка, хоровод, добрые слова прощания).
Приветствие, разминку, игры–упражнения, пластические этюды, ритуал прощания воспитатель выполняет вместе с детьми. Не нужно делать замечаний, все дети должны быть успешными. Возникающие ситуации решаются через героев сказок, кукол и другие игрушки. Если у детей возникает желание повторить игры, упражнения, этюды, в течении не отказывайте!
Опыт работы показывает, что использование игр–занятий с элементами тренинга дает положительные результаты. Дети становятся любознательными и доброжелательными, легко адаптируются к различным условиям, людям, ориентируются в окружающей обстановке. Легко вступают в беседу со взрослыми и сверстниками. Могут сопереживать товарищам. Радуются, если у кого-то из детей день рождения, или новая игрушка, стараются пожалеть, утешить, если кому-то плохо или обидели. Дети уже могут договориться и вместе решить проблему.
У детей развивается уверенность в своих силах. Знают, как правильно обратиться с просьбой, выразить благодарность.
Представляю вашему вниманию конспект занятия.
Игра–занятие с элементами тренинга
“Путешествие по городу”.
Для детей 3-4 лет.
Цели:
1. Упражнять детей в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения.
2. Учить детей поддерживать короткий диалог, развивать навыки общения.
3. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения.
Материал:
Кассета с записью веселой музыки, “зоопарк” из строительного материала, животные: медведь, лиса, заяц, волк, тигр, обезьяна, ширма, куклы: Катя, Незнайка. Светофор, мяч, мелкие цветы.
Ход игры–занятия
1. Ритуал приветствия:
Воспитатель и дети встают в круг и поднимают руки вверх (руки над головой образуют круг)
- С Добрым утром, солнце, мы тебе рады! Все мы проснулись, за руки взялись. Медленно опускают руки вниз.
Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку продолжает:
И Таня здесь …, и Саша здесь…, все здесь!
Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх и хором говорят: “Все здесь!” После этого все медленно опускаются на корточки.
Воспитатель: Доброе утро! Здравствуйте! Итак, все дети собрались в д/с теперь можно и поиграть.
2. Основная часть
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу. Вы знаете, как называется наш город?
- Давайте сядем в автобус и поедем? (автобус сделан из стульчиков).
- Кто будет у нас водителем? – Саша.
- Садись Саша в кабину автобуса. Пассажиры берите своих друзей – игрушек и рассаживайте на места. Кондуктор вам сейчас продаст билеты. (Звучит запись звуков улицы, веселая мелодия).
Воспитатель объявляет остановку:
- Остановка “Зоопарк”
- Давайте выйдем из автобуса, не толкаемся, пропускаем вперед девочек.
(“Зоопарк”: клетки изготовлены из строительного материала, внутри – звери, тарелочки для каждого животного).
В зоопарке рассматриваем зверей, вспоминаем их название, что едят и т. д.
Посетив зоопарк, продолжаем поездку. Едем (звуки улицы).
Воспитатель объявляет остановку: “Парк”. Выходим из автобуса. В парке можно отдохнуть, поиграть, покататься на каруселях. П/и “Карусели”.
- Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, держитесь за руки, чтобы карусель не сломалась:
Еле – еле – еле – еле – еле | Карусели медленно |
Завертелись карусели. | Движутся в правую сторону. |
А потом, потом, потом | Темп речи и движения |
Все бегом, бегом, бегом | Постепенно ускоряются. |
Тише, тише, не спешите, | Темп речи и движения |
Карусель остановите. | Постепенно замедляются. |
Раз – два, раз – два, | Хлопки в ладони |
Вот и кончена игра. | Кланяются друг другу. |
Воспитатель: Поиграли, отдохнули в парке, а сейчас, уважаемые пассажиры просьба занять места в салоне автобуса. (звучит музыка, едем)
- Следующая остановка: “Театр”
- Ребята, нужно приобрести билеты в кассе на спектакль (приобретаем, обращаю внимание на употребление в речи детей вежливых слов).
Кукольный спектакль “Незнайка на улице города”
Ширма: (изображение улицы: рисунки детей, аппликация домов, машин, автобусов, светофора, “зебры”, деревья).
Куклы: Катя и Незнайка.
Катя: Здравствуйте, ребята, меня зовут Катя. Я живу с вами в одном городе (Вы знаете, как называется наш город?. . . Я жду в гости друга Незнайку. Он в городе никогда не был.
Появляется Незнайка:
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Незнайка!
Катя: Где же ты, так долго пропадал?
Незнайка: Я шёл, шёл в гости к детям в д/с, вдруг вижу стоит на краю улицы в одном сапоге чудо трёхглазое на одной ноге. У него глаза цветные не глаза, а три огня. Он по очереди ими сверху смотрит на меня.
Катя: Ребята, вы догадались, что это?
Дети: Светофор!
Катя показывает макет светофора.
Незнайка: Ой, а я думал, что он со мной играет!
Катя: Нет, светофор, показывает когда нужно переходить улицу.
Ребенок:
Красный – стоп – дороги нет!
Желтый вспыхнул – подожди!
Зеленый свет – иди!
Путь свободен впереди!
Незнайка: Потом, я хотел доехать к вам на автобусе, но почему – то меня ругали и делали замечания.
Катя: За что?
Незнайка: Я зашел в автобус, растолкал всех, сел у окна
Катя: Ребята, а разве можно толкаться в автобусе? (ответы детей)
Незнайка: А потом я съел конфету и бросил бумажку на пол, потом я хотел всех развеселить стал громко петь, чтобы все слышали!
Катя: Ребята, а правильно ли поступил Незнайка? А где и когда можно петь почему нельзя этого делать в автобусе?
Незнайка: Спасибо Катя, спасибо, ребята, теперь я знаю как себя вести в транспорте.
Воспитатель: Запомни, Незнайка эти правила. Напомните Незнайке, как нужно переходить улицу? (на зеленый сигнал светофора). Как нужно вести себя в автобусе? (Не толкаться, не сорить, не кричать).
Незнайка: Сколько вы мне интересного рассказали. Я обязательно научу всех своих друзей.
- Ребята, давайте порадуем Незнайку и сделаем ему подарок. У меня есть мячик, а в коробке есть бантики, цветочки, и другие украшения. С помощью этих предметов мы сделаем мяч красивым и необычным.
Дети по очереди выбирают украшения и с помощью липучки приклеивают на мяч.
- Молодцы, ребята! Полюбуйтесь какой красивый, необычный мяч получился. Давайте немного поиграем этим мячом. Вставайте в круг и бросайте друг другу. (Мяч должен попасть в руки каждому ребенку).
- А сейчас, давайте попрощаемся с Незнайкой и подарим ему мяч.
До свидания, Незнайка!
Мы принесли тебе подарок
Если нравится возьми
Своим друзьям покажи!
Незнайка: До свидания, ребята, спасибо, мне очень понравился ваш подарок.
Воспитатель: Хорошо, мы провели время, а сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Занимайте места в автобусе (звучит музыка, едем в д/с). Вот и приехали. Выходите из автобуса. Мальчики, пропустите девочек.
3. Подведение итогов
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся доброй улыбкой. Давайте вспомним где мы сегодня побывали, с кем повстречались? Понравилась прогулка по городу? Вот как славно мы провели время все вместе, никто не грустил, всем было радостно.
4. Ритуал прощания: “Солнечные лучики”
Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Постойте тихо. Почувствуйте себя теплым лучиком солнца.