Цели:
- Доказать свойства числовых неравенств с помощью определений понятий «меньше» и «больше».
- Формировать умения применять эти свойства при доказательстве неравенств и записывать верные неравенства.
- Развивать учебные умения и навык работы с учебником, логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы, интерес к математике, творческое отношение к делу.
- Воспитывать ответственность и доброжелательность, умение работать в коллективе.
План урока
- Организация начала урока.
- Повторение опорных знаний (устная работа, доказательство неравенств).
- Работа в группах.
- Закрепление (выполнение упражнений).
- Задание на дом.
- Подведение итогов и результатов урока.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
– Мы продолжаем работать над темой «Неравенства». Класс разбит на четыре группы, в каждой группе назначен старший, который проследит за работой учеников, входящих в группу.
II. Повторение опорных знаний
1. Устная работа
– Ответить на вопросы:
1. Сформулируйте определение сравнения чисел а
и в.
2. Если а > в, то как изображается точка
с координатой а на координатной прямой
относительно точки с координатой в? А если а
< в?
3. Сравните числа а и в, если а – в
= 5; а – в = – 4,5.
4. Верно ли, что при любом значении а верно
неравенство (3а – 18) > 0.
5. Сравнить с нулем выражение х2 + 2х + 1.
6. Какими числами (положительными,
отрицательными) являются числа а и в,
если известно, то а2в < 0.
2. Проверка домашнего задания
От группы к доске выходят по одному учащемуся, которые выполняют задание. Остальные выполняют то же задание на месте. Группа имеет право исправить допущенную ошибку. А если какая-то группа не справится с заданием, то остальные группы могут дополнить или исправить ошибку, что позволит заработать дополнительные баллы.
Задание. Доказать, что при любом значении переменной верно неравенство:
I группа: (а – 8)(а + 7 ) < а(а –
1)
II группа: (а – 6)2 + 12а > а2
III группа: (а – 3)(а + 3) < а2 + 1
IV группа: а2 – 16а + 64 > 0
Решив неравенство, один из группы, доказывает
его, объясняя какие дополнительные знания
использовались. Остальные группы исправляют
ошибки и дополняют ответы.
III. Работа в группах
– Ответьте на вопрос. После того, как дали определение понятию, что мы изучаем далее? (Свойства).
– Тема сегодняшнего урока «Свойства числовых неравенств». А изучать свойства мы будем в лаборатории, состоящей из четырех отделов:
I отдел – арифметический (старший лаборант Ф.И.
учащегося)
II отдел – теоретический ( …)
III отдел – геометрический ( …)
IV отдел – практический ( …)
– Перед вами лежит табель (см. Приложение) по начислению виртуальной зарплаты. Те, кто верно отвечал на вопросы и решил задания ставят себе единицу виртуальной зарплаты. Итак, приступаем к работе. В тетради после записи даты и темы урока нарисуем таблицу:
№ теоремы | Числа | Условие | Заключение |
10 | |||
20 | |||
30 | |||
401 | |||
402 |
После каждого выполненного задания, отделы
делают отчет о проделанной работе, записывают
результат на доске. Затем, прочитывая теорему из
учебника, теоретический отдел заполняет строки
таблицы и доказывает ее. Другие группы, если
требуется, дополняют и исправляют отчет
теоретического отдела. Каждая группа сравнивает
свой вывод с выводом этого отдела.
После каждого доказанного свойства на отрезке,
находящемся в табеле, поставить точку там, где
находится учащийся в понимании этого вопроса.
Заполненная таблица выглядит следующим образом:
№ теоремы |
Числа |
Условие |
Заключение |
10 | а, в | а > в | в < а |
20 | а, в, с | а < ви в < c | а < с |
30 | а, в, с | а < в, с – любое число | а + с < в + с |
401 | а, в, с | а < в, с > 0 | ас < вс |
402 | а, в, с | а < в, с < 0 | ас > вс |
– Прежде, чем перейти к примерам, хотелось бы узнать, в какой точке понимания находятся отделы. (Каждая группа на доске, мелками разных цветов, ставят на отрезке точку понимания).
IV. Выполнение упражнений
1. Используя основные свойства числовых неравенств, поставить знак неравенства
1 | 2 | 3 | 4 |
а > 1, 2, 1, 2 … а | Если а < 3 и 3 < с, то а … с | Если а < 7, то а + 6 …7 + 6 | Если а < 5, то 2а … 5 • 2; – 3а … 5 • ( – 3) |
2. Дано а > в. Какие основные свойства неравенств позволяют утверждать, что неравенства верны:
1) а – 3 > в – 3; 2) если в > с, то а > с; 3) в < а; 4) 8,3а > 8,3в; 5) – 1,2а < – 1,2в.
V. Задание на дом
Пункт 28, №№ 734, 737 (Алгебра: Учеб. Для 8 кл. сред. шк. / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. С.А.Теляковского). Просмотреть и задать вопросы.
VI. Подведение итогов и результатов урока.
Старшие лаборанты заполняют табели начисления виртуальной зарплаты и сдают учителю для оценивания.