Цели и задачи:
Учебно-познавательные:
- расширить и углубить знания об особенностях природы Австралии;
- раскрыть основные черты и своеобразие природы материка.
Развивающие:
- формировать критическое мышление через чтение и письмо;
- развивать навыки работы с источниками географической информации.
Воспитательные:
- формировать интерес к познанию окружающего мира;
- совершать навыки общения.
Оборудование: настенная карта Австралии, географические атласы для 7-го класса, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова.
1. Рассказ учителя об истории исследования Австралии.
Австралия была открыта европейцами позже других материков. Ещё древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Много сведений собрала экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана в 1642–1643 годах и открыла северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии открыл во второй половине XVIII века английский мореплаватель Джеймс Кук.
- А что вам известно об Австралии?
- Запишите свои сведения в первую колонку таблицы 1 “ Я знаю или предполагаю”.
Предлагаю один из списков.
Таблица 1
Я знаю или предполагаю | Хочу знать | Узнал (а) новое |
Австралия-материк. Теплый климат. Много сумчатых животных. Со всех сторон омывают океаны. Своеобразный растительный мир. |
|
|
2. Работа в парах.
Каждая пара предлагает свою информацию вслух, затем я записываю на доске в первую колонку таблицы 2 то, что для каждого наиболее интересно.
Таблица 2
Я знаю или предполагаю | Хочу знать | Узнал (а) новое |
Всю территорию материка
занимает одно государство. Обитают сумчатые животные. Господствует воздух умеренных широт. Мало рек. Нет вулканов и ледников. Значительную территорию занимают пустыни. |
3. Вопрос классу.
- Ребята, много мы знаем об Австралии? (Мало). Австралия отличается от других материков своеобразной природой. Изучим её подробнее.
4. Работа с сигнальными словами.
На доске написаны слова: Косцюшко, крики, 215 метров, Муррей, эндемики, Эйр, скрэбы, сумчатые, Тасмания, аттолы, казуар, Перт.
Учащиеся читают сигнальные слова и дают им толкование.
(Муррей – река; эндемики – организмы, живущие на ограниченной территории; сумчатые – животные; Тасмания – остров; Эйр – море; казуар – животное)
Не все сигнальные слова объяснены, к ним ещё вернемся.
5. Работа в группах (четверках).
Каждая четверка, используя сигнальные слова, но, выбирая версии, составляет рассказ – предположение. Один из учеников записывает рассказ в тетрадь.
Чтение рассказов классу.
Вот один из небольших рассказов.
Мы никогда не были в Австралии, но представляем, какой это удивительный материк. Он выделяется уникальной природой, прежде всего своим растительным и животным миром. Там растут эвкалипты и прыгают кенгуру. Много красивых птиц и ядовитых змей. Вот бы увидеть все это своими глазами.
6. Работа над составлением вопросов.
Толкованием сигнальных слов и составление рассказа происходила на уровне предположений (версий) и у ребят возникли вопросы.
Запись вопросов в таблицу 1 во вторую колонку “ Хочу знать”.
Я знаю |
Хочу знать |
Узнал (а) |
В чем особенности
географического положения Австралии? Какое строение поверхности материка? Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых? В каких климатических поясах лежит материк? Почему в Австралии мало рек? Особенности органического мира. Изменение природы человеком. |
7. Составление кластера.
Объединение вопросов в блоки и составление схемы.
II. Смысловая стадия.
1. Работа с учебником.
Чтение и маркировка текста (использование значков).
Ребята читают текст в учебнике (параграф 28) и маркируют его (отмечают карандашом).
Значения маркировки:
“ V” - Я прав (а), я так думаю.
“–” - Я не прав (а), я думал (а) иначе.
“+” -Я этого не знал (а) (новая информация).
“?” - Нужно задать вопрос.
2. Ведение записей в таблице.
Выбрать из текста по 2–3 примера и занести в каждую графу (таблица 3).
Таблица 3
V | – | + | ? |
Материк получает много солнечного
тепла. Органический мир очень разнообразен. |
Австралия – самый плоский материк. Больше половины территории не имеет стока в океан. |
По запасам полезных ископаемых
занимает ведущее место в мире. На материк были завезены многие виды растений и животных. |
Почему Австралия считается самым сухим
материком? Когда разливаются реки? |
III. Стадия рефлексии.
1. Возвращение к таблице 1 колонки “ Я знаю или предполагаю”.
Пользуясь текстом учебника вычеркнуть все неверные предположения (господствует воздух умеренных широт). Подчеркнуть те сведения, которые подтверждены учебником (обитают сумчатые животные, мало рек, нет вулканов и ледников, значительную территорию занимают пустыни).
2. Возврат к толкованию сигнальных слов.
Дописать толкование слов (Косцюшко-гора, крики - временные водотоки, 215 метров – средняя высота материка, скрэбы-заросли устарников). Вычеркнуть неверные слова и дать им правильное толкование (Эйр – озеро, казуар – птица).
3. Составление синквейна.
Австралия
Особенная и своеобразная
Удивляет, превосходит, производит
Австралия – самая безлесная и сухая Земля - матушка.
Австралия – уникальный материк и чудо природы.
4. Итоги.
- На все ли вопросы нашли ответы? Все ли блоки охарактеризовали? Все ли сигнальные слова знаете? (вопросы остались, не все блоки охарактеризовали, не все знаем сигнальные слова, потому что в тексте недостаёт информации).
5. Домашнее задание параграф 28. Заполнить в таблице 1 колонку “ Узнал (а) новое”. В дополнительной литературе найти значение тех сигнальных слов, на которые не было ответов.