Урок по технологии "Перемещение петель внутри полотна"

Разделы: Технология


ТЕМА: Вязание на спицах. Перемещение петель внутри полотна. Практическая работа: “Изготовление образцов “Коса”, “Жгуты”, “Вытянутая петля”

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить с приемами перемещения петель внутри полотна.
  2. Научить приемам перемещения петель внутри полотна с наклонов влево и вправо.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ:

  1. Развивать стремление к углублению знаний.
  2. Развивать активность и самостоятельность.
  3. Развивать творческое воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

  1. Воспитывать уважение к труду.
  2. Воспитание эстетического вкуса, критического отношения к достигнутому результату.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Карточки с образцами.
  2. Спицы.
  3. Пряжа.
  4. Тесты.
  5. Кроссворд.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: объяснение нового материала с элементами показа приемов работы, правила техники безопасности, работа с инструкционными картами-схемами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть (1–3 мин).

- проверка списочного состава учащихся;

- настрой учащихся на работу;

- тема, цель, план занятия.

2. Актуализация (8–10 мин).

Форма опроса: индивидуально- устные ответы на вопросы, фронтально-письменно кроссворд (приложение 1).

Какие существуют способы убавления петель?

Какие существуют способы прибавления петель?

Что обозначает пустая клетка на схеме?

Что делать, если на схеме не указаны изнаночные (четные) ряды?

Можно ли при вязании перемещать петли?

3. Формирование новых знаний, умений и навыков (10–15 мин).

Информация (рассказ) с использованием презентации (приложение 2):

Косы

Необычайно красиво смотрятся изделия из гладкой шерсти и хлопка, украшенные “жгутами” и “косами”. Выполнение большого количества таких узоров требует определенных навыков.

“Косы” образуются в результате перекрещивания петель, другими словами – последовательность провязывания петель изменяется в соответствии с выбранным узором. Петли, а соответственно и “косы” могут перекрещиваться или вправо, или влево. Для выполнения таких узоров нужна 1 или 2 вспомогательные спицы. Толщина вспомогательных спиц не должна отличаться от толщины рабочих спиц. Перекрещивание различного количества лицевых и изнаночных петель создает богатую гамму мотивов из “кос”. Косы бывают большие и маленькие.

 – 6 петель перекрестить влево: 3 петли снять на вспомогательную спицу перед работой, следующие 3 петли провязать лицевой, затем провязать лицевыми 3 петли со вспомогательной спицы.

 – 6 петель перекрестить вправо: 3 петли снять на вспомогательную спицу за работой, следующие 3 петли провязать лицевой, затем провязать лицевыми 3 петли со вспомогательной спицы.

Косы являются односторонней вязкой.

Жгут

Для перекрещивания 2-х (3-х) петель наличие вспомогательной спицы совсем не обязательно. Петли можно провязать в обратном порядке, не снимая с левой спицы, сначала 2-ю петлю (3-ю), затем 1-ю и только после этого петли перемести с левой спицы.

– Жгут из 3 петель: не снимая петель со спицы, сначала провязать 3-ю петлю, затем первую и вторую. После чего снять провязанные петли с левой спицы.

Жгуты являются односторонней вязкой.

Узоры с вытянутыми петлями

Особенность узоров с вытянутыми петлями заключается в том, что некоторые петли будут сниматься непровязанными с левой спицы на правую. При провязывании в следующем ряду они окажутся длиннее других петель этого ряда, поэтому называются вытянутыми. В зависимости от рисунка при снятии непровязанной петли рабочая нить может тянуться спереди или сзади нее. Поэтому в инструкциях обычно указывают “рабочая нить впереди” (перед работой), или “рабочая нить сзади” (за работой).

Снимать петли непровязанными на правую спицу можно и лицевые, и изнаночные, а также в лицевом и изнаночном рядах.

Провязывание вытянутых петель нитками различных цветов, отличных от основного фона, дает возможность создавать многообразие дополнительных отделок.

Все виды вязок с вытянутыми петлями относятся к односторонним вязкам.

Необходимо отметить общие моменты при вязании узоров с вытянутыми петлями и перемещением петель внутри полотна:

  • толщина полотна увеличивается;
  • эластичность полотна, как правило, уменьшается;
  • ширина и длина полотна склонны к уменьшению
  • после снятия петли рабочую нить не следует затягивать слишком туго, за исключением тех случаев, когда это специально оговорено в инструкции.

На использовании вытянутых петель и перемещением петель внутри полотна основано бесчисленное множество различных приемов вязания. Этот прием находит широкое применение в изготовлении пальто, жакетов, свитеров и др. Часто их используют для оформления низа изделий, планок для застежки, воротников, карманов, а также в сочетании с чулочной вязкой при необходимости уплотнить изделие.

4. Практическая работа: “Изготовление образцов “Коса”, “Жгуты”, “Вытянутая петля”

Самостоятельная работа учащихся, вывязывание образцов по схемам (40–45 мин).

“Коса

2 ряд и все четные – по рисунку

5 ряд (11, 17) – 3 изнаночных; 6 лицевых поменять местами: 3 п. снять на дополнительную спицу, оставить перед работой, 3 лицевых, затем 3 п. с дополнительной спицы; 6 изнаночных; 6 лицевых поменять местами: 3 п. снять на дополнительную спицу, оставить за работой, 3 лицевых, затем 3 п. с дополнительной спицы; 3 изнаночных.

“Жгут” и “Вытянутая петля”

1 ряд – 5 изнаночных, 1 лицевую снять, не провязывая, 5 изнаночных, 3 лицевых, 5 изнаночных

2 ряд (4 ряд и все четные) – 5 лицевых, 3 изнаночных, 5 лицевых, 1 изнаночная, 5 лицевых

3 ряд – 5 изнаночных, 1 лицевую снять, не провязывая, 5 изнаночных, 3 лицевых провязываются следующим образом – сначала 3-ю петлю лицевой, затем 1-ю и 2-ю, после этого 3 петли снять со спицы, 5 изнаночных

5 ряд – начать с 1-го ряда

5. Закрепление новых знаний (5–10 мин)

Устный опрос:

Проверка выполненной работы.

Какие петли называют вытянутыми?

К какому виду вязок относится вязка вытянутыми петлями?

Принцип вывязывания кос.

Тестирование (приложение 3).

6. Итог урока (3–5мин)

- анализ допущенных ошибок;

- качество усвоения нового материала;

- выставление оценок;

- анализ работы на уроке.

7. Домашнее задание: (1–2 мин)

Подготовить к следующему уроку: спицы, пряжу, альбом для образцов, закончить образцы (тем, кто не доделал на уроке).