Урок окружающего мира во 2-м классе по учебнику А.А. Вахрушева

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с понятием “равнина”;
  • научить их на примере равнин связывать воедино различные географические понятия;
  • прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • карта полушарий;
  • физическая карта России;
  • глобус;
  • рисунки природы;
  • видеозапись с изображением Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнин;
  • карточки с опорными словами по теме “Реки”, “Озёра”, “Равнины”;
  • картинки с изображением бобра, волчонка, барашка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

В руках у учителя глобус.

Учитель.

- Что это такое?

- О чём может рассказать глобус?

Ученики. Форма земли, материки, океаны, рельеф поверхности, страны и т.д.

Поверхность земного шара разнообразна. В одних местах на многие десятки километров простираются равнинные пространства, в других, высятся горы, вершины которых покрыты снегом и льдом.

2. Постановка проблемного вопроса.

Учитель.

- В каком же месте чаще всего селятся люди, текут медленные реки и часто образуются болота? (Предположения детей)

- Какие знания необходимы для доказательства наших предположений?

Ученики. Что такое равнина, чем отличается равнина от других форм земной поверхности.

Учитель. Определите тему урока. (Высказывания детей; учитель открывает тему урока на доске)

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Встретились горный барашек, волчонок и бобёр. Стали рассказывать, как они путешествовали (на доске открывается иллюстрация). Один из них побывал в горах, другой – на равнинах, а третий – плыл по реке. Кто где путешествовал? (барашек – горы, волчонок – равнины, бобёр – реки)

- Чей рассказ мы можем озвучить? (Бобра)

Два ученика работают индивидуально у магнитной доски. Один по теме реки, другой по теме озёра. В это время идёт работа с классом.

- Как мы с вами путешествовали по рекам? (По карте)

а) Вызванный ученик показывает на карте изученные реки.

б) Игра “Дополни предложение”.

  1. Огромные водоёмы, окружающие материки и острова - ….(океаны).
  2. Вода в океанах …. (солёная).
  3. На земле … (4 океана).
  4. Огромный участок земли, окружённый океаном….(материк).

Покажите на карте и назовите их.

Отвечают у магнитной доски подготовившиеся дети.

Восстановив хронологию ключевых слов, дети отвечают по схемам:

- Назовите и покажите на карте материки?

4. Открытие новых знаний.

1) Волчонок приглашает нас на экскурсию по материку Евразия, перед походом разминка.

Физминутка

Мы сейчас все дружно встали, отдохнем мы на привале…
Вправо, влево, поворот!
Руки вверх и руки вбок.
И на месте прыг да скок,
А теперь бежим вприпрыжку!
Молодцы, вы, ребятишки!

2) Работа с картой.

Учитель.

- Какой цвет преобладает на карте в этом районе (учитель показывает на карте материк Евразия).

Ученики. Жёлтый, зелёный, коричневый.

Учитель.

- Что обозначают на карте этими цветами?

Ученики. Равнины, горы.

Учитель.

- Что же такое равнина (предположения детей).

- Проверим по учебнику ваши предположения.

Работаем по учебнику страница 11, читаем первые два предложения.

Рассказ учителя.

1) Обширные участки суши, с ровной или холмистой поверхностью называют равнинами. Если участок суши имеет ровную поверхность, то говорят, что это плоская равнина. Примером плоской равнины могут служить отдельные части Западно-Сибирской равнины.

Западно-Сибирская равнина это огромная низменность и её поверхность действительно очень ровная (учитель показывает условное обозначение болот).

- Что обозначает этот знак?

- Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине?

Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в классе плоскую поверхность.

Ученики. Стол, стул, подоконник …

Учитель.

Проведём опыт.

Вы сказали, что поверхность стола плоская; выливаю на стол воду.

- Что произошло?

Ученики. Вода растеклась по столу.

Учитель. Представьте, себе, что вода, выпавшая в осадках никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота.

Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

- Так где же могут возникать болота?

Ученики. На равнине.

Учитель.

2) Плоских равнин на земном шаре немало, но чаще встречаются холмистые равнины. От западных границ России до Урала протянулась одна из самых больших холмистых равнин земного шара Восточно-Европейская или Русская.

Её легко узнать на карте, так как изображена зелёным цветом.

- Ну что за пятна жёлтого цвета? Откроем тайну жёлтых пятен!

Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности, так в чём же тайна жёлтых пятен? Это возвышенности и холмы, поэтому её называют холмистая равнина.

- Какое течение будет у равнинных рек? (Рассказ учителя сопровождается показом на карте). Так выглядят равнины на карте. А в природе? (Показ видеозарисовки, при демонстрации на экране, учитель акцентирует внимание учеников на дальность горизонта).

3) Работа по учебнику.

Продолжим собирать информацию о равнине. Откройте учебник, продолжаем читать.

Какой ещё сделали вывод? (Люди занимаются сельским хозяйством, строят города, сёла, прокладывают дороги, по рекам ходят корабли, здесь живёт много людей)

5. Применение новых знаний.

1. На доске иллюстрации с изображением природы. Из них выбрать изображение равнинной местности.

2. Работа по учебнику. Выберите для себя задание и выполните его (для проверки задания дублируются на доске).

6. Итог урока.

Учитель.

- Где же чаще всего селятся люди, текут медленные реки и часто образуются болота?

- Что такое равнина?

- Какие равнины узнали?

- В чём особенность каждой?

7. Домашнее задание.

1. Найти в атласах изученные равнины.

2. Поискать равнины на других материках.

3. Выполнить оставшиеся задания.