Цель:
- ознакомление с культурой представителей народов, проживающих в РС (Я);
- укрепление дружбы между народностями РФ;
- воспитание у детей чувства дружбы и взаимопонимания;
- привитие уважительного отношения к культуре и обычаям народов.
Оборудование: аудиозапись гимнов РФ и РС (Я), физическая карта России, чорон, якутский нож, картины с рисунками белого оленя, хохломской, гжельской, городецкой росписи, репродукции картин с изображением С. Дежнева, Абакаяды.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
1) Звучат гимны.
- Прошу всех встать.
- «Дети разных народов – мы мечтою о мире живем» - есть такие строки в старой, но известной песне. В нашей республике в мире и согласии живут более 100 представителей разных национальностей. Здесь мы живем, учимся и трудимся, обогащаем культуру нашей многонациональной родины. Как говорится в пословице, даже птице не годится жить без родины. В этом году вся общественность нашей республики торжественно отметила 375-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и основания г. Якутска.
- Послушайте стихотворение Галины Зотовой «Единая судьба»
2) Литературный монтаж. Стихотворение «Единая судьба» Галины Зотовой.
Не перестану воспевать и славить
Якутию любимую мою.
Я знаю, никогда мне не оставить
Ту землю, о которой я пою.
С тобою сердцем, разумом навеки –
У нас с тобой единая судьба.
И наша дружба, будто наши реки,
Глубоководна, широка, тверда…
Народы вместе выживали,
Друг другу помогая столько лет.
Мы главную победу одержали
И много славных трудовых побед!
Союзу нашему «Якутия – Россия»
Без четверти уже 4 века!
Все так же над землей дожди косые,
И стаи стерхов в теплом небе синем,
И нет счастливее на свете человека!
У высших сил прошу я откровенно –
Пусть будет наша жизнь светла, красива!
Якутия, да будь благословенна!
Благословенна будь, моя Россия!
2. Основная часть:
1) Беседа
- 375-лет тому назад наши предки жили в Якутии одни. Основным занятием якутов были животноводство и охота. Якутия – часть Сибири, а Сибирь – часть России. Россия, расширяя свои владения, присоединила к себе Якутию. Вот как это было. Однажды русский путешественник Семен Дежнев, приплыв по реке Лене, впервые ступил на нашу якутскую землю. Женился на якутской девушке Абакаяде. У них родился сын якутско-русской крови. С тех пор история северных народов, населяющих наш край, связана общей судьбой с Россией. И мы живем с русским народом в согласии уже 375 лет. Для нас это очень важная дата.
2) Выступления детей:
- Ребята, чем славится наша республика, кроме алмазов и золота? А тем, что в ней живут дружно более ста национальностей. Кого-то много, а кто-то представляет свой народ в единственном числе. Но, тем не менее, почти каждый сохранил обычаи, традиции, особенности своего народа и старается все это передавать из поколения в поколение. В нашем классе тоже учатся дети разных национальностей. И сегодня каждый представитель народностей расскажет и познакомит со своей культурой. Так как мы живем в Томпонском оленеводческом районе, представление начнем с коренных народов – эвенов.
а) - Белый олень у эвенов считается священным. Его нельзя убивать, обижать. Про белого оленя сложено множество легенд, песен, стихов. А все эвены – оленеводы, они очень трудолюбивые и терпеливые люди. По несколько дней подряд они кочуют с места на место. Они почти не спят по ночам, не отдыхают днем, чтобы пасти своих любимых оленей. Ведь олень дает им все необходимое – это и транспорт, и помощник в работе, и вкусная пища, и теплый мех, и лекарство. Кроме оленеводства эвены занимаются охотой, рыболовством.
* Представляем вашему вниманию северный танец (танец под бубен)
б) – Народы нашей республики часто называют русский народ старшим братом. Русский народ имеет законное право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой, своим языком. С приходом русских, местные жители переняли часть словарного языка, культуру, что оно сблизило дружеские отношения между всеми народами, проживающих в РС (Я). Благодаря русскому народу мы подружились с великим русским языком, языком Пушкина, Лермонтова, Толстого. Русские славятся фарфоровой посудой из Гжели, деревянной утварью из Хохломы, игрушками из Гордецкой, самоварами из Тулы…
* Во все времена русский народ любил петь веселые, душевные песни, водить хороводы, танцевать кадриль, пляску. (2 пары танцуют русский танец, мальчики играют на ложках, трещотке)
в) – Богата Украина плодородными землями. В украинских степях выращивают изобильные хлеба, подсолнечник, сахарную свеклу. «Не нужен и клад, коли в семье лад» - гласит народная мудрость. А где лад, там и радость, смех, юмор и шутка.
* Для всех участников и гостей прозвучит украинская шуточная песня «Ой, чия, це дивчина».
Ой, чия, це хатинка незаметеная,
Ой, чия, це дивчина незаплетеная.
Ой, думала я, передумала я
Одур голову бере, та не знаю, де живе.
(все хором)
г) – Якутский нож и чорон – краса и гордость народа. Из седой старины до наших дней сохранили традиции и донесли секреты их изготовления народные мастера. К сожаленью, знатоки дел утверждают, что многое утеряно, т.к. некоторое время якутский нож, например, был в запрете для пользования и хранения. Но какой же якут может обойтись без ножа? На охоте и рыбалке, на поле и в тайге никак не обойтись без него. Да и дома хозяйкам без него трудно. Такой он необходимый предмет. К тому же это отличный подарок, предмет роскоши. Чорон – это деревянная посуда, из которой пьют кумыс. В давние времена воины-богатыри пили перед битвой кумыс из треножного чорона. Теперь чорон пользуется только для ритуалов. И еще одна национальная гордость это музыкальный инструмент – хомус.
* Послушайте игру на хомусе в исполнении трио.
(в это время мальчики-якуты показывают приемы якутских спортивных игр – мас тардысыы (перетягивание палки), хапсагай (борьба), ёчёс торбос (упрямый бычок)).
д) Отрывок из поэмы дагестанского поэта Алима – Паши Салаватова.
Да, друзья мои, наш Дагестан таков –
Постоянный труд и праздник без конца.
Есть для странника дорога и тропа,
Хочешь в гору, хочешь под гору шагай.
Гость нам друг на веки, наш адат таков.
Прыгнешь на небо, на землю упадешь.
Все же по стране привольной поброди
Музыку в горах блаженную найдешь.
Вырос я средь гор, о если б только мог
Все им бы я отдал, что живет во мне.
- Солнечный Дагестан находится на юге России. Высокие горы, Каспийское море, щедрое солнце, сладкий виноград и зажигательная лезгинка!
* К вашему вниманию кумыкская лезгинка.
3) Викторина.
- Кто основал г. Якутск (Петр Бекетов)
- Как звали первооткрывателя Якутии? (Семен Дежнев)
- Чем занимались местные жители? (животноводством, охотой)
- Как звали жену Семена Дежнева? (Абакаяда)
- А сына? (Любим)
- Через сколько лет встретил Семен Дежнев своего сына? (36)
- По какой реке приплыли казаки? (По Лене)
- Кем были С. Дежнев и П. Бекетов? (казаками)
- Что собирали казаки у местных жителей (ясак)
- Кем были родители С. Дежнева? (крестьянами)
- Во сколько лет шел на службу казак? (в 18 лет)
- Сколько лет проходила служба? (25 лет)
4. Заключительная часть:
- Мы жители Якутии – очень мужественные и смелые люди, которые не боимся холода, тяжелых условий жизни. Несмотря на трудности, мы любим свою родину, воспеваем ее, у каждого народа Якутии своя неповторимая и самобытная культура, которую они бережно пронесли через века. Хочется вам пожелать с уважением и бережно относиться к культуре народов, проживающих в РС (Я).
* Вот и закончилось наше мероприятие. Дарим вам памятные открытки и хотим завершить наш праздник песней нашей детской организации «Радуга» «Томпонская земля», которую написал наш замечательный музыкант В.Г. Сидельцев.
1-й куплет:
Наша Хандыга стоит не за морями,
На Алданском берегу она стоит.
И живут одной семьей сельчане,
А семью мою Якутией зовут.
Припев:
Якуты, эвены, белорусы,
Русские, украинцы – друзья.
Всех в одну семью объединила
Необъятная Томпонская земля.
2 куплет:
Пусть зима грозит нам холодами,
Нам не страшен северный мороз.
Мы согреемся радушными сердцами
На Алдане сразу весь растает лед.
Припев.
3 куплет:
И находится в поселке наша школа.
Целый день в ней слышны голоса.
Как единая могучая Россия
Наша школа дружбой крепкою сильна.
- И в нашем классе царит дух патриотизма и любви к своей родной земле, своему народу. Мы также будем приумножать добрые дела, совершенные нашим старшим поколением. Спасибо за внимание.