Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Должны узнать, что такое фразеология.
  2. Научиться понимать фразеологические выражения, употреблять в речи.
  3. Развивать внимание, сообразительность.
  4. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование:

  1. Учебник Волина ВВ Русский язык.
  2. Учебник чтения 4 класс.
  3. Таблички и таблицы с фразеологическими выражениями, рисунки.

Ход урока

1. Работа над чтением:

  1. Чтение про себя.
  2. Чтение в минуту.
  3. Проговаривание скороговорок: От топота копыт пыль по полю летит. Наш Полкан попал в капкан. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

2. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы узнаем, что такое фразеология, об их роли в нашей речи. Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Хромое слово, хромая речь.

Что это значит? Как вы понимаете эту пословицу?

- Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

3. Вводная беседа о фразеологии.

Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко – другое, не исказив слова? Поиском ответов на эти вопросы занимается фразеология – наука о значении и происхождении устойчивых выражений. Без фразеологизмов совершенно нельзя обойтись в речи. Они делают нашу речь красивой, более выразительной, богатой. Крылатые слова, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки – все это является фразеологией.

4. Объяснение нового материала.

Раскрытие нового материала начинается с объяснения значений нескольких устойчивых выражений:

  • Зарубить на носу - означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
  • Знать назубок – значит, например, превосходно выучить стихотворение, затвердить роль и, вообще, отлично в чем-либо разбираться.
  • Яблоку негде упасть – так говорят, когда очень тесно в помещении.
  • Ни кола, ни двора – означает наивысшую степень бедности.
  • Спустя рукава – работать нехотя, медленно, делать что-либо лениво.
  • Засучив рукава – работать скоро, умело.
  • Заварить кашу – затеять хлопотное, сложное дело.

Учитель: Таких устойчивых выражений очень много. Знание их обогащает наш ум, дает возможность постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

5. Закрепление нового материала.

Выполнение лексических заданий:

1. Фразеологический зверинец.

А) вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как…

Труслив как…

Изворотлив как…

Надут как….

Грязный как….

Болтлив как….

Здоров как…

Колючий как…

Нем как….

Упрям как….

Быстрый как….

(Ответ: волк, заяц, уж, лиса, бык, еж, индюк, олень, рыба, свинья, осел, сорока)

Б) прочитайте рассказ с картинками про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты.

Боба – зоопарк.

Это Боба. Зовут его Боба – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как (петух). А на уроках у (доски) молчит, как (рыба). Зато на бабушку рычит, как (лев). С сестрой Нюськой он (крокодил). А перед папой дрожит, как (заяц). Но вокруг мамы ходит, как (лиса). Потому что мама покупает ему (игрушки).

2. Учитель: Есть в русской речи очень много устойчивых оборотов со словами голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука, нога. С одним только словом рука есть более 50 фразеологизмов.

Рука.

Золотые руки. Об очень трудолюбивом человеке, мастере своего дела говорят «у него золотые руки». Например: У отца Маши «золотые руки». Он очень хороший мастер.

Язык.

Язык без костей. Кто очень много говорит.

Нога.

Со всех ног. Бежать очень быстро.

Нос.

Вешать нос. Грустить, печалиться.

Голова.

Человек с головой. Об очень умном, толковом человеке говорят «человек с головой».

Показать таблицы и дать прочитать устойчивые обороты со словами: голова, нос, глаз, ухо, язык, рука, нога. Объяснить значения, составить предложения.

Голова: человек с головой, вскружить голову, не сносить головы, как снег на голову, морочить голову, отвечать головой, сломя голову, голова идет кругом.

Нос: задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу.

Глаз: мозолить глаз, глазом не моргнуть, хлопать глазами, с глазу на глаз, открыть глаза, говорить в глаза.

Ухо: держать ухо востро, покраснеть до ушей, ушки на макушке, развесить уши, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, уши вянут.

Зуб: говорить сквозь зубы, зубы наговаривать, око за око, зуб за зуб, иметь зуб (на кого-то), скалить зубы.

Язык: язык без костей, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.

Рука: валиться из рук, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, сидеть сложа руки.

Ноги: со всех ног, встать с левой ноги, ног под собой не чуять, встать на ноги, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там.

6. Зрительный диктант.

Записать устойчивые обороты, запомнить:

  • Золотые руки.
  • Вешать нос.
  • Человек с головой.
  • Язык без костей.
  • Со всех ног.
  • Пропустить мимо ушей.

7. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

8. Викторина с фразеологизмами «Угадай-ка».

Учитель: Я буду читать отрывки с фразеологизмами из произведений, которые мы читали на уроке чтения, а вы угадайте эти произведения и постарайтесь найти в них фразеологизмы.

1. Еще один юноша сказал:

- В «мгновенье ока» я могу построить большой железный амбар.

Следующий за ним, тоже без имени, ответил:

- Я искусный пловец.

А самый младший из братьев, Иван, сказал:

- Я такой, что могу провести любого тысячу верст под землей.

(«Семеро братьев» Якутская сказка)

2. Кричат все:

- Кто таков? Кто таков?

А Иванушки и «след простыл». Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал. Примчался он в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по – прежнему Иванушкой – дурачком.

(«Сивка – бурка». Русская сказка.)

3. Он «летел во весь дух» к станции. Бросился ко мне, лизнул мне руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь.

(«Булька». Л.Н.Толстой )

4. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только «воз и ныне там».

(«Лебедь, щука и рак» И.А.Крылов)

5. Кто на обоях рисовал?
    Кто разорвал пальто?
    Кто в папин стол свой «нос совал»?

    («Никто» Б.В.Заходер.)

9. Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

10. Чтение рассказа.

Учитель: Ребята, а теперь прочитаем рассказ «Кашу маслом не испортишь» и найдем 10 фразеологизмов и объясним их значения.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как горох об стенку, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!

Стучит…

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

Учитель: Ну-ка, какие фразеологизмы вы нашли? Что вы думаете о них, как понимаете их значения? Например, как горох об стенку. Что это значит?

Дети: Это значит – бесполезно. То есть, Саша не слушается папу и маму и все стучит и стучит.

Учитель: Молодцы! Вы правильно поняли смысл этого выражения.

Таким образом все вместе находят фразеологизмы, анализируют, высказывают свои мнения.

11. Блиц – турнир «Как об этом говорят?»

Проверить знания, найти подходящие фразеологизмы.

Учитель: Сейчас мы проверим, насколько вы поняли тему урока и запомнили фразеологизмы. Проведем блиц – турнир «Как об этом говорят?»

  1. Когда надо очень быстро бежать?- Во весь дух, лететь стрелой.
  2. О болтливом человеке, кто очень много говорит – язык без костей.
  3. Об умном человеке – человек с головой.
  4. Когда очень тесно в помещении – яблоку негде упасть.
  5. Когда очень голоден – голоден, как волк.
  6. О трудолюбивом человеке, о мастере своего дела – золотые руки.
  7. Когда ничего не получается или получается очень плохо – из рук вон плохо.
  8. Когда бесполезно говорить, просить – как горох об стенку.

12. Игра «Шутка наборщика».

Учитель: Попробуйте расшифровать эту пословицу.

- о – ч – л     д – л -,     г – л – й     - м – л - !

Какая получилась пословица?

Дети: Кончил дело, гуляй смело!

Учитель: Правильно. А что означает эта пословица?

Дети: Надо сперва сделать, закончить работу, а потом уже играть, отдыхать.

Учитель: Молодцы! Вы правильно понимаете значение этой пословицы. Мы тоже закончили все задания, работы и нам пора отдыхать.

13. Итог урока.

Учитель: Что нового и интересного вы узнали на этом уроке? Какие задания вам больше всего понравились? Какой делают нашу речь фразеологизмы?

Выслушивание ответов учащихся. Выставление оценок.