Урок обучения грамоте (литературное чтение). Звуки [х] [ х'] , буквы Х, х

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Способствовать формированию интеллектуальных умений, чувств;
  • развивать логическое мышление;
  • закрепить знания учащихся о звуках [x], [x’], буквах Х, х;
  • об отличии согласных и гласных звуках, совершенствовать умение выразительно читать;
  • формировать культуру речи, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб.

Наглядность и оборудование: рисунки героев сказки «Колобок», рисунок «сказочной поляны», плакат с элементами букв, пословицей, фонограмма.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке будем повторять о звуках [x], [x’], буквах Х, х.

- Любите ли вы сказки? Какие сказки вы любите? Сегодня хочу вас пригласить в путешествие. Мы отправимся на сказочную поляну. (Звучит тихая музыка).

- Сядем на ковер-самолет. 1,2,3 – полетели!

- Посмотрите, кто это рядом с нами летит? (Дети фантазируют).

- Приготовьтесь к посадке. Вот мы и на сказочной поляне. А вы верите в чудеса? Приготовьтесь к чуду. Закройте глаза. 1,2,3… (Открывается рисунок поляны) <Рисунок1>.

- Перед нами 3 дорожки. Выберите верную: (согласные должны быть отличными друг от друга)

  • 1 дорожка – болото.
  • 2 дорожка – ожидает Змей Горыныч.
  • 3 дорожка – сказочная, добрая.

Учащиеся работают на карточках.

1 ученик у доски.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

II. Актуализация знаний.

- Послушайте загадку:

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все же попал …

(Колобок) <Рисунок2>

- Вспомните, какие герои присутствуют в сказке «Колобок»? Кто из них вам больше всего понравился? Подумайте и скажите, нельзя ли превратить печальный конец сказки в счастливый? Отправимся с Колобком в путь и поможем ему уйти от тех, кто пытался его съесть.

- Кого Колобок первым встретил? <Рисунок3>

Фонетическая зарядка.

- Как кричит филин?

Ух.

- Назовите второй звук.

- Что вы о нем знаете? Чем отличаются звуки [x], [x’]? Какой буквой обозначаются эти звуки?

III. Проверка домашнего задания.

- Рассмотрите рисунки. Расскажите историю об этой букве.

- Зайчику понравилось как вы выполнили задание и он решил не есть Колобка?

- Отправимся дальше по дорожке.

IV. Закрепление.

- Вспомните и расскажите дальше сказку (1 ученик рассказывает).

- … навстречу ему серый волк. <Рисунок4>

- Будьте осторожны. Каким изображается волк в сказке? Вот он вам и задание трудное дает.

- Прочитайте предложения.

  1. ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.
  2. БЕЗ ТРУДА ХЛЕБ НЕ РОДИТСЯ НИКОГДА.
  3. УПУСТИШЬ ВРЕМЯ – ПОТЕРЯЕШЬ УРОЖАЙ.
  4. КТО ПАХАТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ, У ТОГО И ХЛЕБ РОДИТСЯ.

- Как называются эти предложения? (Пословицы).

- Какое слово здесь часто повторяется?

- На какую букву оно начинается?

- О чем эти пословицы? Объясните, как вы понимаете 2 пословицу?

Работа по учебнику «Азбука», 1995г., с.127.).

Чтение рассказа «Там, где хлеб растят».

- Какие виды работ выполняют хлеборобы?

- Кого называют хлеборобами?

- Прочитайте еще раз рассказ и найдите слова с буквой х.

- Где выпекается хлеб?

- Составьте из букв слова хлебозавод другие слова.

Хлеб, хлев, холод, лев, еда, беда, завод, вода,

(На доске карточки со словами.)

- Прочитайте еще раз эти слова.

- Волку стало стыдно за свой поступок и пропускает нас.

- Продолжите сказку. <Рисунок5>

- Какой медведь обычно в сказках?

Он медлительный, ему трудно говорить и поэтому просит вас научить читать выразительно стихотворение.

Чтение стихотворение «Хлеб».

  1. Чтение учителем.

- Почему мы славим тех людей, кто растит хлеб? Как мы должны относиться к хлебу? Почему?

  1. Чтение «жужжащее».
  2. Чтение выразительное учащимися.

Медведь благодарит вас за красивое чтение стихотворения и желает вам доброго пути.

- Кто же еще встретился на пути Колобка? <Рисунок6>

Обычно в сказках лиса изображается хитрой …

- Поэтому задание у нее не простое.

1. Добавьте недостающую часть, чтобы получилась буква.

- Почему одни буквы изображены синим цветом, а другие – красным?

- Чем отличаются гласные от согласных?

2. Прочитайте пословицу по стрелкам.

- Лисе понравилось как вы выполнили задание. А пока вы занимались заданиями, а Лиса слушала вас, Колобок успел уйти.

- Вот мы и помогли Колобку. Пора возвращаться в класс. Закройте глаза, летим. (Включается музыка).

V. Итог урока.

- В какой сказке мы побывали? Какая у нас была задача? Чему вы учили героев сказки? Сами чему учились?

- На память, за хорошую работу на уроке, Колобок оставил сюрприз. (Учитель раздает «колобков»).

- Задание на смекалку. По какому признаку можно объединить сказку «Колобок» и рассказы, пословицы о хлебе?