Цели:
- Способствовать формированию интеллектуальных умений, чувств;
- развивать логическое мышление;
- закрепить знания учащихся о звуках [x], [x’], буквах Х, х;
- об отличии согласных и гласных звуках, совершенствовать умение выразительно читать;
- формировать культуру речи, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб.
Наглядность и оборудование: рисунки героев сказки «Колобок», рисунок «сказочной поляны», плакат с элементами букв, пословицей, фонограмма.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке будем повторять о звуках [x], [x’], буквах Х, х.
- Любите ли вы сказки? Какие сказки вы любите? Сегодня хочу вас пригласить в путешествие. Мы отправимся на сказочную поляну. (Звучит тихая музыка).
- Сядем на ковер-самолет. 1,2,3 – полетели!
- Посмотрите, кто это рядом с нами летит? (Дети фантазируют).
- Приготовьтесь к посадке. Вот мы и на сказочной поляне. А вы верите в чудеса? Приготовьтесь к чуду. Закройте глаза. 1,2,3… (Открывается рисунок поляны) <Рисунок1>.
- Перед нами 3 дорожки. Выберите верную: (согласные должны быть отличными друг от друга)
- 1 дорожка – болото.
- 2 дорожка – ожидает Змей Горыныч.
- 3 дорожка – сказочная, добрая.
Учащиеся работают на карточках.
1 ученик у доски.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
II. Актуализация знаний.
- Послушайте загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все же попал …(Колобок) <Рисунок2>
- Вспомните, какие герои присутствуют в сказке «Колобок»? Кто из них вам больше всего понравился? Подумайте и скажите, нельзя ли превратить печальный конец сказки в счастливый? Отправимся с Колобком в путь и поможем ему уйти от тех, кто пытался его съесть.
- Кого Колобок первым встретил? <Рисунок3>
Фонетическая зарядка.
- Как кричит филин?
Ух.
- Назовите второй звук.
- Что вы о нем знаете? Чем отличаются звуки [x], [x’]? Какой буквой обозначаются эти звуки?
III. Проверка домашнего задания.
- Рассмотрите рисунки. Расскажите историю об этой букве.
- Зайчику понравилось как вы выполнили задание и он решил не есть Колобка?
- Отправимся дальше по дорожке.
IV. Закрепление.
- Вспомните и расскажите дальше сказку (1 ученик рассказывает).
- … навстречу ему серый волк. <Рисунок4>
- Будьте осторожны. Каким изображается волк в сказке? Вот он вам и задание трудное дает.
- Прочитайте предложения.
- ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.
- БЕЗ ТРУДА ХЛЕБ НЕ РОДИТСЯ НИКОГДА.
- УПУСТИШЬ ВРЕМЯ – ПОТЕРЯЕШЬ УРОЖАЙ.
- КТО ПАХАТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ, У ТОГО И ХЛЕБ РОДИТСЯ.
- Как называются эти предложения? (Пословицы).
- Какое слово здесь часто повторяется?
- На какую букву оно начинается?
- О чем эти пословицы? Объясните, как вы понимаете 2 пословицу?
Работа по учебнику «Азбука», 1995г., с.127.).
Чтение рассказа «Там, где хлеб растят».
- Какие виды работ выполняют хлеборобы?
- Кого называют хлеборобами?
- Прочитайте еще раз рассказ и найдите слова с буквой х.
- Где выпекается хлеб?
- Составьте из букв слова хлебозавод другие слова.
Хлеб, хлев, холод, лев, еда, беда, завод, вода,
(На доске карточки со словами.)
- Прочитайте еще раз эти слова.
- Волку стало стыдно за свой поступок и пропускает нас.
- Продолжите сказку. <Рисунок5>
- Какой медведь обычно в сказках?
Он медлительный, ему трудно говорить и поэтому просит вас научить читать выразительно стихотворение.
Чтение стихотворение «Хлеб».
- Чтение учителем.
- Почему мы славим тех людей, кто растит хлеб? Как мы должны относиться к хлебу? Почему?
- Чтение «жужжащее».
- Чтение выразительное учащимися.
Медведь благодарит вас за красивое чтение стихотворения и желает вам доброго пути.
- Кто же еще встретился на пути Колобка? <Рисунок6>
Обычно в сказках лиса изображается хитрой …
- Поэтому задание у нее не простое.
1. Добавьте недостающую часть, чтобы получилась буква.
- Почему одни буквы изображены синим цветом, а другие – красным?
- Чем отличаются гласные от согласных?
2. Прочитайте пословицу по стрелкам.
- Лисе понравилось как вы выполнили задание. А пока вы занимались заданиями, а Лиса слушала вас, Колобок успел уйти.
- Вот мы и помогли Колобку. Пора возвращаться в класс. Закройте глаза, летим. (Включается музыка).
V. Итог урока.
- В какой сказке мы побывали? Какая у нас была задача? Чему вы учили героев сказки? Сами чему учились?
- На память, за хорошую работу на уроке, Колобок оставил сюрприз. (Учитель раздает «колобков»).
- Задание на смекалку. По какому признаку можно объединить сказку «Колобок» и рассказы, пословицы о хлебе?