Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе А.Плешакова "Мир вокруг нас"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представления о далеком прошлом;
  • познакомить учащихся с представителями животного мира прошлого - динозаврами, их многообразием, условиями обитания;
  • расширить знания детей о профессиях;
  • развивать кругозор, речь, мышление;
  • воспитывать интерес к природоведению, как науке.

Оборудование:

  • сигнальные карточки;
  • цветик-семицветик;
  • кроссворд;
  • изображения динозавров;
  • карточки с надписями: 200-65 млн. лет назад, тираннозавр, компсогнаты, палеонтологи;
  • образец плоскостной лепки на стекле (300 Х 400 мм);
  • стекла 10х15мм по количеству учеников с нанесенным тушью контуром динозавра (бронтозавр или тираннозавра);
  • пластилин у каждого ученика;
  • книга «Доисторическая жизнь» (Москва «Росмэн» 1997);
  • открытки о динозаврах «Из глубины веков».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного. (Игра «Светофор». Дети показывают красный цвет, если заметили ошибку.)

- Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и, если заметите ошибку, покажите красный сигнал карточки.

На севере.

Один из холодных районов земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

В жарких районах.

На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

III. Введение в новую тему.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд.

(На боковой магнитной доске кроссворд. Ленты с пустыми клетками прикрывают уже написанные под ними слова. Слово «ДИНОЗАВР», которое после разгадывания кроссворда читается по горизонтали, выделено красным цветом).

  1. В какую птицу превратился гадкий утенок? (лебедь)
  2. Самая маленькая птица? (колибри)
  3. Птица, обитающая на Южном полюсе? (пингвин)
  4. Птица, изображенная на гербе России. (орел)
  5. В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой,
На песни он просто певец голосистый:
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (зяблик)

  1. Самая большая птица в мире? (страус)
  2. Самый лучший певец русского леса? (соловей)
  3. Птица, развивающая самую большую скорость? (стриж)

IV. Работа над новой темой.

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Нам предстоит путешествовать в далекое прошлое. Перенестись туда нам поможет цветик-семицветик (Дети закрывают глаза и произносят слова: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь по-нашему вели». Далее продолжает учитель: «Вели, чтобы мы оказались там, где жили динозавры».)

(открыть центральную доску с изображением разных видов динозавров и темы урока)

Тема. Когда жили динозавры?

- Как вы думаете, на сколько лет назад мы с вами переместились? (ответы детей)

- Динозавры обитали от 200 до 65 млн. лет назад (на боковую доску вывешивается надпись 200 -65 млн. лет назад)

- Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок на земле. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров. Но не все они жили в одно время.

- Как вы думаете, какими они были? (размер)

- О некоторых видах динозавров вам расскажут ребята нашего класса.

(Выходят по одному. По окончании рассказа рисунки динозавров с названиями, о которых рассказывали дети, вывешиваются на доску.)

Птеродактили – были летучими динозаврами. У них был короткий хвост, многие из них не имели зубов. Эти динозавры питались рыбой. Размах крыльев достигал восьми метров, а вес тридцати килограммов. Птеродактили жили примерно 120 миллионов лет тому назад.

Бронтозавр – от носа до кончика хвоста насчитывал 30 метров. Жили они в болотах, а на сушу выбирались для того, чтобы поесть листьев, а также отложить яйца. Мозг у них был меньше куриного яйца. Это были медлительные животные. Единственной защитой у них был хвост, ударом которого они могли сбить с ног нападавшего хищника. У бронтозавра была очень маленькая голова. Ноздри располагались у них на макушках, чтобы они могли дышать, когда всё их тело находилось под водой. Бронтозавры жили то двухсот до шестидесяти пяти миллионов лет назад.

Зауролоф – самый крупный из утконосых динозавров. Они достигали до 9 метров высоты. Питались водными растениями. Вели полуводный образ жизни. На передних лапах у них были плавательные перепонки. На голове у Зауролофа был гребень, который достигал двух метров. Утконосые динозавры жили от ста до семидесяти миллионов лет назад.

- Кто запомнил, чем питались динозавры? (ответы)

- Действительно, некоторые динозавры питались растениями, другие же – предпочитали мясо.

- Откройте учебники на с.78. Вы видите, как на бронтозавра напал самый свирепый хищник – ТИРАННОЗАВР (карточку с названием вывесить на боковую доску). Весил он больше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 метров. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапах, умели быстро бегать, преследуя добычу. Передние лапы у них были короткими.

А самыми маленькими динозаврами были КОМПСОГНАТЫ (карточку вывесить) - они на рисунке снизу. Длина их тела равнялась примерно 60 см, т.е. они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать.

V. Первичное закрепление.

- Итак, мы с вами выяснили на какие две группы по типу питания можно разделить динозавров? (хищники и травоядные)

- на с. 79 нарисованы головы двух динозавров. Как вы думаете, какой из них был хищником, а какой питался растениями? (у хищника длинные острые зубы, а у травоядного мелкие зубы)

Ф./МИН.

Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, Затем на пятки.
Лень отбросить и опять –
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Практическая работа.

- Ребята, кто из вас хотел бы иметь такое изображение динозавра как у меня? (показать образец плоскостной лепки)

- У вас на столах есть стекла, на которых нарисованы контуры динозавров. Положите стекло так, чтобы нанесенная тушь была сверху. Возьмите подходящий по цвету пластилин и нанесите его на стекло, размазывая пальцем так, чтобы пластилин не выходил за границы туши.

- Каких динозавров вы вылепили? (Бронтозавр, Тираннозавр)

- Когда жили эти динозавры?

- Муравьишка, которого мы прозвали Вопросик, тоже нарисовал динозавра. На с.79 вы можете его увидеть.

- Как вы думаете, могло ли такое быть на самом деле? (ответы детей)

-Во времена динозавров на Земле еще не было людей. Первобытные люди появились чуть больше 1 млн. лет назад, когда все динозавры уже вымерли. Ни один человек никогда не видел живого динозавра!

- Откуда же люди тогда знают, какими они были? (ответы детей).

- Помогают нам узнать о динозаврах ученые-ПАЛЕОНТОЛОГИ (вывесить карточку). Они осторожно откапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб в руке человека (с. 79). Этот зуб – важная находка ученых. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.

- Кому принадлежит этот зуб: травоядному или хищнику?

-Прочитайте, что вам спешит сообщить Мудрая черепаха.

- Около 65 млн. лет назад все динозавры вымерли. Почему это произошло, ученые точно не знают, но предполагают: в эпоху динозавров климат был теплым на протяжении всего года. Затем на Земле стало прохладнее, особенно зимой. Динозавры нуждались в тепле, а солнечного тепла, чтобы согреться, им не хватало, и многие погибли, затем погибли все. Сейчас динозавры для нас – это далекое прошлое.

VII. Итог.

  1. Что нового и интересного вы узнали о динозаврах?
  2. Когда жили динозавры?
  3. Названия каких динозавров вы запомнили?
  4. С представителями других видов динозавров вы можете познакомиться, прочитав книгу «Доисторическая жизнь», изучив открытки «Из глубины веков» (выставить на доске книгу и открытки).

Список используемой литературы:

  1. Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс.
  2. А.Маккорд «Доисторическая жизнь» (Москва «Росмэн» 1997).
  3. П. Доусвелл «Неизвестное об известном» (Москва «Росмэн» 1997).