Цели:
- формировать представления о далеком прошлом;
- познакомить учащихся с представителями животного мира прошлого - динозаврами, их многообразием, условиями обитания;
- расширить знания детей о профессиях;
- развивать кругозор, речь, мышление;
- воспитывать интерес к природоведению, как науке.
Оборудование:
- сигнальные карточки;
- цветик-семицветик;
- кроссворд;
- изображения динозавров;
- карточки с надписями: 200-65 млн. лет назад, тираннозавр, компсогнаты, палеонтологи;
- образец плоскостной лепки на стекле (300 Х 400 мм);
- стекла 10х15мм по количеству учеников с нанесенным тушью контуром динозавра (бронтозавр или тираннозавра);
- пластилин у каждого ученика;
- книга «Доисторическая жизнь» (Москва «Росмэн» 1997);
- открытки о динозаврах «Из глубины веков».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного. (Игра «Светофор». Дети показывают красный цвет, если заметили ошибку.)
- Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и, если заметите ошибку, покажите красный сигнал карточки.
На севере.
Один из холодных районов земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
В жарких районах.
На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.
III. Введение в новую тему.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд.
(На боковой магнитной доске кроссворд. Ленты с пустыми клетками прикрывают уже написанные под ними слова. Слово «ДИНОЗАВР», которое после разгадывания кроссворда читается по горизонтали, выделено красным цветом).
- В какую птицу превратился гадкий утенок? (лебедь)
- Самая маленькая птица? (колибри)
- Птица, обитающая на Южном полюсе? (пингвин)
- Птица, изображенная на гербе России. (орел)
- В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой,
На песни он просто певец голосистый:
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (зяблик)
- Самая большая птица в мире? (страус)
- Самый лучший певец русского леса? (соловей)
- Птица, развивающая самую большую скорость? (стриж)
IV. Работа над новой темой.
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Нам предстоит путешествовать в далекое прошлое. Перенестись туда нам поможет цветик-семицветик (Дети закрывают глаза и произносят слова: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь по-нашему вели». Далее продолжает учитель: «Вели, чтобы мы оказались там, где жили динозавры».)
(открыть центральную доску с изображением разных видов динозавров и темы урока)
Тема. Когда жили динозавры?
- Как вы думаете, на сколько лет назад мы с вами переместились? (ответы детей)
- Динозавры обитали от 200 до 65 млн. лет назад (на боковую доску вывешивается надпись 200 -65 млн. лет назад)
- Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок на земле. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров. Но не все они жили в одно время.
- Как вы думаете, какими они были? (размер)
- О некоторых видах динозавров вам расскажут ребята нашего класса.
(Выходят по одному. По окончании рассказа рисунки динозавров с названиями, о которых рассказывали дети, вывешиваются на доску.)
Птеродактили – были летучими динозаврами. У них был короткий хвост, многие из них не имели зубов. Эти динозавры питались рыбой. Размах крыльев достигал восьми метров, а вес тридцати килограммов. Птеродактили жили примерно 120 миллионов лет тому назад.
Бронтозавр – от носа до кончика хвоста насчитывал 30 метров. Жили они в болотах, а на сушу выбирались для того, чтобы поесть листьев, а также отложить яйца. Мозг у них был меньше куриного яйца. Это были медлительные животные. Единственной защитой у них был хвост, ударом которого они могли сбить с ног нападавшего хищника. У бронтозавра была очень маленькая голова. Ноздри располагались у них на макушках, чтобы они могли дышать, когда всё их тело находилось под водой. Бронтозавры жили то двухсот до шестидесяти пяти миллионов лет назад.
Зауролоф – самый крупный из утконосых динозавров. Они достигали до 9 метров высоты. Питались водными растениями. Вели полуводный образ жизни. На передних лапах у них были плавательные перепонки. На голове у Зауролофа был гребень, который достигал двух метров. Утконосые динозавры жили от ста до семидесяти миллионов лет назад.
- Кто запомнил, чем питались динозавры? (ответы)
- Действительно, некоторые динозавры питались растениями, другие же – предпочитали мясо.
- Откройте учебники на с.78. Вы видите, как на бронтозавра напал самый свирепый хищник – ТИРАННОЗАВР (карточку с названием вывесить на боковую доску). Весил он больше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 метров. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапах, умели быстро бегать, преследуя добычу. Передние лапы у них были короткими.
А самыми маленькими динозаврами были КОМПСОГНАТЫ (карточку вывесить) - они на рисунке снизу. Длина их тела равнялась примерно 60 см, т.е. они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать.
V. Первичное закрепление.
- Итак, мы с вами выяснили на какие две группы по типу питания можно разделить динозавров? (хищники и травоядные)
- на с. 79 нарисованы головы двух динозавров. Как вы думаете, какой из них был хищником, а какой питался растениями? (у хищника длинные острые зубы, а у травоядного мелкие зубы)
Ф./МИН.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, Затем на пятки.
Лень отбросить и опять –
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VI. Практическая работа.
- Ребята, кто из вас хотел бы иметь такое изображение динозавра как у меня? (показать образец плоскостной лепки)
- У вас на столах есть стекла, на которых нарисованы контуры динозавров. Положите стекло так, чтобы нанесенная тушь была сверху. Возьмите подходящий по цвету пластилин и нанесите его на стекло, размазывая пальцем так, чтобы пластилин не выходил за границы туши.
- Каких динозавров вы вылепили? (Бронтозавр, Тираннозавр)
- Когда жили эти динозавры?
- Муравьишка, которого мы прозвали Вопросик, тоже нарисовал динозавра. На с.79 вы можете его увидеть.
- Как вы думаете, могло ли такое быть на самом деле? (ответы детей)
-Во времена динозавров на Земле еще не было людей. Первобытные люди появились чуть больше 1 млн. лет назад, когда все динозавры уже вымерли. Ни один человек никогда не видел живого динозавра!
- Откуда же люди тогда знают, какими они были? (ответы детей).
- Помогают нам узнать о динозаврах ученые-ПАЛЕОНТОЛОГИ (вывесить карточку). Они осторожно откапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб в руке человека (с. 79). Этот зуб – важная находка ученых. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.
- Кому принадлежит этот зуб: травоядному или хищнику?
-Прочитайте, что вам спешит сообщить Мудрая черепаха.
- Около 65 млн. лет назад все динозавры вымерли. Почему это произошло, ученые точно не знают, но предполагают: в эпоху динозавров климат был теплым на протяжении всего года. Затем на Земле стало прохладнее, особенно зимой. Динозавры нуждались в тепле, а солнечного тепла, чтобы согреться, им не хватало, и многие погибли, затем погибли все. Сейчас динозавры для нас – это далекое прошлое.
VII. Итог.
- Что нового и интересного вы узнали о динозаврах?
- Когда жили динозавры?
- Названия каких динозавров вы запомнили?
- С представителями других видов динозавров вы можете познакомиться, прочитав книгу «Доисторическая жизнь», изучив открытки «Из глубины веков» (выставить на доске книгу и открытки).
Список используемой литературы:
- Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс.
- А.Маккорд «Доисторическая жизнь» (Москва «Росмэн» 1997).
- П. Доусвелл «Неизвестное об известном» (Москва «Росмэн» 1997).