Состояние системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависит от современных социально-экономических условий развития общества, нормативно-государственных документов в области специального образования, специальных условий для получения образования.
Сегодняшние дети – это будущее нашего государства. Будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие маленьких граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей, одна из важных задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенка необходимо предоставить максимальный объем материальных и моральных благ, которые требуются ему для жизни.
Конвенция «О правах ребёнка» (от 20.11.1989), Конституция Приднестровской Молдавской республики, Кодекс о браке и семье, закон «О правах ребенка», закон «Об образовании», закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Эти документы предусматривают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, право на воспитание, развитие и образование.
Конвенция о правах ребенка правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения в нашей Приднестровской Молдавской республике. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка его мнениям, взглядам. Права детей с отклонениями в развитии уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны государства, общественности и международных организаций.
Обучение правам человека ведется в соответствии с международными, общественными и государственными нормами, и предлагается вводить его с дошкольного возраста.
В дошкольном учреждении детей знакомят с их правами и нормами жизни, учат элементарным правилам, ответственности, как составной части жизни имея ввиду собственную жизнь, жизнь своей семьи и других людей.
И на этом сложном пути для малыша, мы стремимся стать добрыми помощниками, которые способны переводить сложные документы и понятия, с юридического языка на детский, связывать знания с жизненным опытом ребенка, его чувствами, мыслями и проблемами.
Педагог ненавязчиво вводит элементарные правовые знания в разные виды детской деятельности, помогает превратить знакомство с правами в интересное и увлекательное дело. Занятия строятся в форме бесед, сопровождающихся стихами, сказками, рассказами, вопросами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал.
Благодаря помощи родителей, в нашем муниципальном коррекционном учреждении появилась возможность, создать благоприятные условия для правового воспитания каждого ребенка.
Проблема защиты ребенка имеет многоаспектный характер и для этого необходимо построить общую систему работы, вовлекая детей и родителей, педагогов и психологов, медиков, а также определить формы их взаимодействия: дискуссии, сюжетно-ролевые игры, инсценировки, конкурсы, викторины, деловые игры, семинары-практикумы.
Для успешной организации данной работы должны быть четко определены условия:
- определено содержание работы;
- должна быть разработана система планирования учебно-воспитательного процесса;
- обеспечено необходимое научно-методическое сопровождение данного направления деятельности, которое включает в себя - подготовку дидактического материала по правовому воспитанию;
- создание форм организации мероприятий, работы по правовому воспитанию, на уровне всех участников образовательно-коррекционного процесса.
Правовое воспитание на современном этапе развития дошкольного образования ставит перед педагогами коррекционных учреждений задачи, которые предусматривают не только знание и соблюдение права ребенка, но и их защиту, и пропаганду среди общественности, а так же подготовку детей к достойной жизни, в обществе.
В настоящее время более 17 миллионов человек на нашей Земле относится к категории людей с нарушениями зрения, среди них 1,5 миллиона дети. В городе Тирасполе, на учете врачей-офтальмологов состоят 720 детей дошкольного и школьного возраста, но только у 170 есть возможность посещать специальное коррекционное учреждение для детей с патологией зрения.
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, и на 50% от образа жизни ребенка. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и самосохранения приведут к положительным результатам.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое и психическое и социальное благополучие.
Согласно данной трактовке деятельность муниципального коррекционного учреждения, прежде всего, направлена на создание условий по полноценному физическому развитию, а также психическому, духовному и нравственному здоровью.
Для развития и укрепления здоровья детей в нашем учреждении нами регулярно ведется поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, создании определенных условий и индивидуализации профилактических мероприятий.
Педагогический коллектив МС(К)ОУ совместно с медицинским персоналом и родителями осуществляет творческий поиск нетрадиционных методов коррекционной и лечебной педагогики, используя здоровьесберегающие технологии, которые с 2003 года, успешно апробируются и внедряются в коррекционно-образовательный процесс. К ним относятся профилактические гимнастики:
- Гимнастика глаз, которая вызывает активную циркуляцию крови, стимулирует нервные окончания и даёт прекрасный отдых утомлённому зрению;
- Психогимнастика - позволяет проводить коррекцию эмоциональных отклонений настроения, поведения и психомоторики детей;
- Закаливающее дыхание, которое позволяет укрепить дыхательный аппарат ребёнка;
- Массаж рук интенсивно, воздействующий на кончики пальцев, стимулирующий прилив крови к рукам, что благоприятствует функциональной деятельности головного мозга;
- Массаж «волшебных точек» ушей, глаз и стоп стимулирует биологически активные точки, связанные рефлекторно почти со всеми органами тела ребёнка;
- Музыкотерапия делает жизнь детей в учреждении более эмоциональной. Прослушивание звуков мирного, ласкового плеска волн, журчание ручейка, голосов птиц, успокаивает детей, снимает психические напряжения;
- Использование элементов ароматирапии, благотворно влияет на здоровье детей с нарушением зрения. И приятные ароматы: лаванды, шалфея, розмарина – успокаивают нервную систему, поднимают настроение и работоспособность не только детей с патологией зрения, но и самих сотрудников специального коррекционного учреждения.
В межсезонный период, проводимая нами фитотерапия даёт особый эффект. В учреждении организован и успешно работает прекрасный фитобар. В нем дети и коллектив сотрудников принимают витаминные чаи с учетом индивидуальных и коррекционных потребностей.
Особый эффект фитотерапия дает:
- в осеннее - зимний период;
- в период массового авитаминоза;
- в период реабилитации после острых респираторных и вирусных заболеваний.
Организованная работа по охране и обеспечению прав детства в МС(К)ОУ №44 позволила повысить уровень работы по правовому воспитанию, создать соответствующее информационное, образовательное и правовое поля, повысить правовую культуру и правое самосознание всех участников образовательного процесса, создать в учреждении благоприятное нравственно психологическое пространство для детей, и сотрудников и родителей, продолжить поиск современных цивилизованных способов сотрудничества в обеспечении прав ребенка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Соблюдать, уважать и защищать права ребенка – это долг и обязанность всех взрослых. Это необходимое условие для формирования гуманного, справедливого и благополучного общества, которое сознает роль детства, как важного жизненного этапа в значительной степени определяющего все дальнейшее развитие человечества.