Цели:
- Изучить жизнь и деятельность Петра I;
- Развивать речь, умение анализировать, делать выводы;
- Работать в группах;
- Роспитывать товарищеские отношения, активную личность.
Оборудование:
- опорные тексты, иллюстрации,
- портрет Петра I,
- карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Повторение.
УЧИТЕЛЬ: | УЧЕНИК: |
- Какие важные события произошли в
России в XVII веке? - Что называют символами царской власти? Опишите их. - Опишите герб России. |
– Освбождение Москвы ополчением под
руководством К. Минина и Д.Пожарского,
строительство теремного дворца, поход С.Дежнева
и открытие пролива между Азией и Америкой. – Это скипетр – золотой жезл, украшенный драгоценными камнями и держава золотой шар, с крестом и камнями. – Он состоит из двух частей: двуглавого орла и герба Москвы – Георгий Победоносец поражает змея. |
II. Постановка общей проблемы.
- Кто раньше правил на Руси? (Князь, позже – царь).
- Кто правил в XVII веке? (Царь).
(Открывается эпиграф на доске):
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (А.С. Пушкин)
- Как вы думаете, о ком так сказал А.С. Пушкин? (О Петре I.)
(Вывешивается портрет Петра I).
- Можно ли сказать, что царь Петр был самым знаменитым царем? (Да, можно).
- Почему он так знаменит? (Потому что много сделал для России).
- Так какая у нас сегодня тема? (Царь петр и его дела).
(Тема открывается на доске).
III. Постановка частных проблем.
- Какие вопросы мы рассмотрим? | 1. В какое время жил. |
(появляются на доске) | 2. Внешность и характер. |
3. Что сделал? |
IV. Поиск решения.
По 1 пункту.
- Как вы думаете, в какое время жил царь Петр? (В XVII веке).
(Звучит фонозапись “Звон колоколов”).
- Действительно, рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Царевича назвали Петром. Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро, не по годам. И в 1682 году был объявлен царем.
По 2 пункту.
- А теперь о его характере и внешности нам расскажет Ильшат – он подготовил об этом сообщение. (Стр. учеб.112-113).
По 3 пункту.
- А на 3-й пункт плана мы ответим, поработав в группах. (По ходу дети конспектируют кратко в тетрадях “опоры”, появляющиеся на доске).
1 группа.
Перечислите новшества, которые были введены при Петре I.
Во время царствования Петра I много новшеств появилось в России: начало Нового года с 1 января, летоисчисление от Рождества Христова, первые ордена, первая газета (чит. стр. 121), первый музей в России – Кунсткамера, что в переводе с немецкого означало “кабинет редкостей” (чит. стр. 121) и многое другое.
В то время Россия не имела выхода к Балтийскому и Черному морям. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Петр начал с ней войну и выиграл. Благодаря этому Россия получила выход в Балтийское море.
2 группа.
Какой стала армия при Петре I?
В ходе войны, названной Северной, появилась в России регулярная, т.е. постоянная армия. С определенного количества крестьянских и городских домов стали брать в армию по рекруту-новобранцу.
Служил солдат долгие годы – 25 лет. Только тяжкие ранения, старость или смерть избавляли его от службы.
Зато такая регулярная армия была хорошо обучена, потому что вся жизнь солдата проходила в учениях, походах и сражениях.
Кроме того, при Петре I был создан российский флот. Под руководством царя Россия сама начала строить многопушечные корабли и фрегаты.
3 группа.
О городе Санкт-Петербург.
Весной XVII03 года на отвоеванных у Швеции землях, в устье реки Невы строится город Санкт-Петербург – “город Святого Петра”. Это первый город в России, который строился по заранее составленному плану. В нем запланированы широкие прямые улицы – проспекты, площади. Дома должны быть только каменные. Этот город вскоре становится столицей России.
Создаются и новые государственные учреждения. Вместо Боярской думы теперь при царе заседает Сенат; вместо приказов – коллегии. Сенат управляет страной в отсутствие царя.
4 группа.
Расскажите о новых школах.
В петровские времена грамотных людей требовалось намного больше, чем раньше. Молодых дворян посылают учиться за границу. В Петербурге, Москве и других городах открываются навигацкие, артиллерийские и инженерные школы.
Впервые создаются “цифирные школы”. Они так названы потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ было 12, а в XVII22 году – уже 50. Они стали основой для распространения образования в России.
5 группа.
О новой моде.
Произошли изменения и в моде. Петр приказал носить европейское платье, брить бороды и устраивать балы.
Долго не могли привыкнуть к этому новшеству люди. Особенно женщины. Прежде даже летом они носили широкую, “трехслойную” одежду: нижнюю рубашку, “красную сорочку” (сейчас платье), верхнее платье из толстой ткани. Шею и плечи закрывали воротники.
Теперь эту одежду нужно было менять на новую: платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам. Но особенно горевали они по бородам, которые царь велел брить.
ФИЗМИНУТКА перед началом выступления групп:
В школу мы шагаем дружно,
Чтобы знания открывать.
И историю мы будем
Изучать и узнавать.
V. Итог урока.
- Вернемся к эпиграфу урока. Почему А.С. Пушкин так сказал о Петре?
- Какие новшества были введены Петром?
VI. Домашнее задание: с. 112-119 прочитать и используя опорный конспект, составить рассказ о Петре I, добавив пункт о том, как вы относитесь в тому, что он сделал во время своего правления; сочинить синквейн о Петре I.
Список литературы.
- Н.И. Ворожейкина. Пропедевтический курс истории в начальной школе. Беседы с учителем. С.: Издательство “Ассоциация XXI век”, 2004.
- Т.А. Корнева, Е.А. Шмидт. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Е.Л. Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М. 2006.м