Мультимедийный урок геометрии в 8-м классе. Обобщение темы "Четырехугольники"

Разделы: Математика


Цель урока: Систематизация знаний по теме “Четырехугольники”.

Задачи:

обучающие:

  • привести в систему теоретические знания по теме “Четырехугольники”;
  • закрепление навыков решения задач по данной теме;
  • определить сферы практического использования знаний.

развивающие:

  • развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
  • развивать пространственное мышление;
  • развивать логическое мышление.

воспитывающие:

  • развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
  • прививать интерес к предмету.

Оборудование урока:

  • компьютеры (класс-комплект),
  • видеопроектор,
  • доска,
  • CD диск “Планиметрия”,
  • презентация к уроку “Семейство Четырёхугольников”,
  • раздаточный материал:
  • карточки с задачами;
  • листы с готовыми чертежами;
  • карточки с кроссвордами;
  • карточки “Танграмы”
  • программы-тесты в памяти компьютеров;
  • двойные листы бумаги.

Место (роль) мультимедийной разработки в учебном занятии:

Презентация

  • Презентация “Семейство Четырёхугольников” проводится в первой половине урока и помогает систематизировать теоретические знания в игровой форме.
  • Компьютерный тест – нестандартная форма проверочной работы по геометрии, проводится во второй половине урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Вступление.

“Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни”.

2. Целеполагание. Учитель озвучивает тему и цель урока.

3. Планирование. Урок пройдет в три этапа:

  1. Повторение основных положений теории по теме “Четырёхугольники”.
  2. Компьютерное тестирование по теории темы “Четырёхугольники”. Решение задач.
  3. Итоги урока.

II. Основная часть

1-й этап

Я предлагаю вам посмотреть телепередачу “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”.

Задание для телезрителей:

  • Понять, о каких четырехугольниках идет речь?
  • Определить какими свойствами обладают эти четырехугольники?
  • Вспомнить основные теоремы, присущие каждой из фигур.
  • Познакомиться со сферами практического применения свойств четырёхугольников.

1. Телепередача “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”.

Приложение 1. Презентация “Семейство Четырёхугольников”.

2. Работа в парах по заполнению кроссворда “Четырёхугольники” с последующей фронтальной проверкой правильности выполнения задания.

Приложение 2. Кроссворд “Четырёхугольники”.

3. Просмотр CD диска “Планиметрия” с целью анализа поведения компьютерной модели параллелограмма. (При отсутствии такого диска можно этот пункт плана опустить).

2-й этап

Выполнение самостоятельной работы.

(Пункты 1,2 и 3 выполняются параллельно).

Часть учащихся (по числу компьютеров) проходят компьютерное тестирование с целью проверки теоретических знаний по теме.

Приложение 3. Тест “Четырёхугольники”;

Приложение 4. tester_1_0;

Приложение 5. Тест в текстовой форме.

Три ученика выполняют решение задач по теме с краткой записью у доски (возможна работа в парах).

Приложение 6. Карточки-задачи.

Остальная часть класса самостоятельно выполняет решение задач с полным описанием на выданных листах с готовыми чертежами.

Приложение 7. Листы с готовыми чертежами.

По мере завершения работы с тестом, ученики получают карточки с задачами.

Собрать решения задач на листах с готовыми чертежами. (Оценивается позже.)

Проверка кратких записей решений задач у доски.

III. Итоги урока

Подведение итогов. Выставление отметок.

IV. Заключительный этап.

1. “Мне хочется познакомить вас со старинной игрой “Танграм”. Она пришла к нам из Китая, поэтому часто называют её “китайской головоломкой”. Зародилась она 4000 лет назад (игра старше, чем шахматы). Китайцы обучали с помощью этой игры детей геометрии. Попробуйте из 7 частей квадрата составить различные виды четырехугольников. Кто справится с этим заданием, тот по имеющимся силуэтам может составить фигуры курочки, гуся и т.д.”

2. Домашнее задание:

Выполните практическую работу: скопируйте и разрежьте квадрат для составления четырёх фигурок из Танграма: 2 – по образцу, 2 придумайте сами.

Приложение 8. Карточки “Танграм”.

Комментарии к уроку геометрии в 8-м классе “Обобщение темы Четырехугольники”

Данный Мультимедийный урок включает в себя два проекта: презентацию “Семейство Четырёхугольников”, которая проводится в первой половине урока и компьютерный тест, его место – вторая половина урока.

Цельсистематизация знаний по теме “Четырехугольники” – с большим успехом будет достигнута, если урок пройдёт в игровой форме. Поэтому повторение теоретических знаний по теме осуществляется в виде презентации, стилизованной под телевизионную передачу “Пока все дома”.

Смена слайдов проводится по щелчку, смена объектов на слайдах – как по щелчку, так и после предыдущего, в зависимости от содержания слайда. Синим цветом, выделены слова ведущего, проводящего интервью с членами семьи Четырёхугольников. Красным шрифтом, как правило, выделяются их определения, признаки или свойства. Если на слайде встречается многоточие, рекомендуется заполнить его устными ответами учащихся и далее продолжать презентацию.

На презентацию выделяется 10-15 минут. В целях экономии времени начинать урок необходимо, заранее запустив презентацию на выполнение, заставкой урока является первый слайд.

Закрепить теоретические положения можно с помощью кроссворда, который учащиеся решают в парах. Для этого перед уроком на каждую парту раздаются листочки с кроссвордом. Далее кроссворд проверяется фронтально и не оценивается. Пока дети его заполняют, учитель имеет возможность запустить CD “Планиметрия” из серии “1С Образование” и найти соответствующие теме компьютерные модели параллелограммов или простые задачи для иллюстрации темы. Если такого диска у учителя нет, этот момент легко опускается.

На втором этапе выполняется самостоятельная работа следующим образом.

  1. Часть учащихся (по числу компьютеров) проходят компьютерное тестирование с целью проверки теоретических знаний по теме.
  2. Три ученика выполняют решение задач по теме с краткой записью у доски (возможна работа в парах).
  3. Остальная часть класса самостоятельно выполняет решение задач с полным описанием на выданных листах с готовыми чертежами.

Все виды работы выполняются параллельно.

Проверочную работу по усвоению темы лучше выполнить с помощью компьютерного теста. Тест состоит из 15 заданий по теме, которые могут быть как вопросами теории, так и простыми задачами. На поставленный вопрос предлагается выбрать один правильный из предложенных четырёх ответов. Порядок вопросов в тесте на каждом компьютере – случайный, поэтому рядом сидящие за компьютерами ученики будут отвечать на разные вопросы. Оценивается работа учащегося компьютером. Учителю достаточно перенести эту оценку в журнал. Тест проходит около 10 минут. При работе с тестом рекомендуется пользоваться черновиками.

Следует отметить, что для проведения компьютерного тестирования предварительно устанавливается тестер (См. Приложение 4) и запускается тест “Четырёхугольники” до диалогового окна “Введите Ваше имя и фамилию”, ОК.

Параллельно с компьютерным тестированием предлагается нескольким ученикам у доски решить с краткой записью задачи по карточкам. Впоследствии они устно объяснят свои решения. Они могут работать в парах с более сильными консультантами.

Остальным учащимся предлагается выполнение самостоятельной работы с задачами по готовым чертежам. В целях экономии времени им раздаются листочки с готовыми чертежами. Впоследствии эта работа проверяется и оценивается учителем.

Можно организовать работу таким образом, что освободившиеся раньше дети у компьютеров и с письменным заданием, могут обменяться деятельностью. И тогда компьютерное тестирование пройдёт большая часть класса за время урока.

В качестве домашнего задания предлагается детям поиграть в старинную китайскую игру Танграм и выполнить практическую работу – составить фигуры узнаваемых персонажей из 7 кусочков соответствующим образом разрезанного квадрата. Таких квадратов, а соответственно и фигурок должно быть 4: две по образцу, две придумать самому. Фигурки составить и наклеить на цветную бумагу. В дальнейшем необходимо оценить и эту работу.

Хронометраж времени проведения урока.

Действие Время (мин.)
1 Организационный момент 3
2 Демонстрация презентации 10
3 Решение кроссворда и его проверка 5
4 Просмотр CD диска “Планиметрия” 5
5 Компьютерное тестирование 10
6 а) Решение задач по карточкам у доски

б) Решение и оформление задач на листах.

(параллельно 10)
7 Заслушать учащихся у доски 5
8 Домашнее задание, итог урока. 2

Источники информации:

  1. www.intergu.ru – Сетевое сообщество Интергуру. Интернет-государство учителей;
  2. www.school.edu.ru – Учителя объединяйтесь;
  3. https://urok.1sept.ru – Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. 2006 – 2007 учебный год.
  4. http://www.klyaksa.net – Информатика и ИКТ в школе.
  5. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс; – М.:ВАКО.