Организация оздоровления детей в условиях янтарной комнаты

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровье формирующего образования.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка.

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с любыми трудностями, носят комплексный подход и построены на трех основных направлениях:

  1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
  2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
  3. Развитие физической культуры.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость поиска, разработки и внедрения нетрадиционных мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости.

Одним из направлений оздоровительного характера в нашем ДОУ является использование янтаротерапии в сочетании с кампанологией. Это метод профилактики различного рода заболеваний.

Янтарь – один из самых широко применяемых и эффективных на протяжении тысячелетий лекарственных препаратов. Новейшая диагностическая аппаратура позволила на практике убедиться в высоких энергетических свойствах янтаря и эффективн6ости применения его при различных заболеваниях. Простота и доступность, мягкость и высокая эффективность действия и, главное, отсутствие побочных эффектов и аллергических реакций сделали лечение янтарем чуть ли не панацеей от всех болезней.

Народная медицина со своими традициями, обогащенная достижениями современной науки, и официальная современная медицина имеют между собой много общего, приобретенного из вековой практики человечества.

Врачебная практика убедительно подтверждает, что рациональное сочетание официальной и энергоинформационной медицины дает великолепные результаты в лечении и оздоровлении.

Первые упоминания о целебных свойствах янтаря и применения его в медицине принадлежит знаменитому врачу древности Гиппократу.

В настоящее время применяются такие способы лечения янтарем как:

  1. прием янтаря внутрь в виде: порошка, настоек, янтарной кислоты;
  2. вдыхание дыма при сгорании янтаря;
  3. наружное применение янтаря в виде: мазей, присыпания порошком, массажа полированным куском, точечного массажа, хождения по мелким камешкам янтаря, ношение амулетов, бус браслетов и пр.

Кампанология – наука, которая изучает все, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека.

Современная наука подтверждает справедливость старинной веры в целебные свойства колокольного звона. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, и другие инфекции. Его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов. Если в комнате повесить даже маленькие колокола, то их звон превращает вирусы в кристаллические структуры и они не несут уже никакой заразы. Многие современные врачи практикуют лечение психических расстройств при помощи колокольного звона. Звон, отличающийся красотой и разнообразием ритмического рисунка, создает ощущение ликования, радости и восторга.

Целью использования янтаротерапии и кампанологии в нашем ДОУ является:

Укрепление психофизического здоровья воспитанников посредством энергии солнечного камня и восприятия колокольного звона.

Янтаротерапия и кампанология способствует:

  • Профилактике вилочковой железы;
  • Профилактике заболеваний щитовидной железы;
  • Профилактике простудных заболеваний;
  • Укрепление мышц опорно-двигательного аппарата;
  • Укрепление мышц стопы (плоскостопие);
  • Профилактика суставных заболеваний;
  • Улучшение координации движений;
  • Улучшение кровообращения;
  • Повышение тонуса мышц, обеспечивающая увеличение мышечной силы, при необходимости может быть использована, напротив, для расслабления мышц.
  • Снятию психического напряжения;
  • Становлению эмоционального благополучия.
  • Установлению благоприятного взаимоотношения в коллективе.

Методика проведения янтарной терапии совместно в кампанологией.

Янтарную комнату посещают дети средних, старших и подготовительных к школе групп один раз в неделю по 5-10 минут.

Дети, в данной комнате, находятся в облегченной одежде, босиком.

На протяжении всего времени посещения звучит колокольный звон.

1. По приходу детей проводится 2 раза прохождение по дорожке с деревянными спилами с одновременным касанием ладонями янтарной доски на стене и прохождение по янтарной дорожке.

2. Сидя на ковре, краткие беседы познавательного характера о свойствах лечебных камней, их происхождении, добыче, рассказывание мифов и легенд, рассматривание и обследование янтаря, рассматривание картин, отгадывание загадок, рассматривание янтаря через лупу и пр. Беседы исторического характера о колоколах, колокольном звоне.

3. Оздоровительные мероприятия: прикладывание камешек к некоторым участкам тела, перебирание в руках бус, трение и нюхание камешек, поочередное посещение янтарной кабинки и пр.

4. Психогимнастика на расслабление, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и пальчиков.

Рисунок 1.

Примерные темы бесед.

Октябрь.

1. Солнечный янтарь.

Цель: Познакомить детей с историей происхождения янтаря, о местах его обнаружения, об общении людей с этим камнем еще в древности. Вызвать желание заниматься и оздоравливаться посредством энергии янтаря.

2. Сколько имен у янтаря.

Цель: Рассказать детям, как янтарь называли в разные времена, что название зависело от того, зачем его использовали, от его запаха при сгорании, от его способности притягивать к себе; как его называли разные народы. Приобщать к познанию.

3. Легенда о Фаэтоне.

Цель: Познакомить детей с данной легендой. Учить слушать и проникать в смысл прочитанного, принимать и понимать исторические события, сказания и легенды, сочувствовать и сопереживать.

4. Колокол – вещун.

Цель. Рассказать детям о колоколе, как о религиозном атрибуте; о чудесных явлениях «самозвоне» - т.е. звоне без участия человека, поверье, что колокола предчувствуют несчастье и предупреждают людей. Воспитывать любознательность, интерес к исторически событиям.

Ноябрь.

1. Легенда о Каститисе и Юрате.

Цель. Дальнейшее знакомство с древнелитовской легендой. Учить детей понимать взаимоотношения людей, их чувства. Показать умение людей передавать исторические события из поколения в поколение, помнить об этом и поклоняться.

2. Легенда о Мелиагре.

Цель: Продолжать знакомить с древнегреческими героями; с их наступательными походами на другие страны; о битвах и сражениях. Учить высказывать свои мнения, поддерживать разговор.

3. Осколки солнца.

Цель. Продолжение рассказывания легенд. Закрепление умения детей слушать и принимать сообщения. Относиться к ним с уважением, как к прошлому человеческого рода.

4. Когда звонят колокола.

Цель. Рассказать детям о том, что то время когда звонили колокола, люди воспринимали, как время благоприятное для начала важных дел, для его здоровья.

Вызвать желание слушать и принимать колокольный звон, воспринимать его серьезно, с доброй душой.

Декабрь.

1. Секрет появления.

Цель. Познакомить детей с некоторыми предположениями происхождения янтаря; об его отдаленных «родственниках» - жемчуге, коралле. Продолжать развивать познавательный интерес, умение беседовать, высказывать свои мнения.

2. Рождение камня.

Цель: Рассказать детям о янтароносных деревьях, о их месте обитания, климате; о земных катастрофах, стихиях; чем вызвано выделение смолы из деревьев. Воспитывать усидчивость, уважение к говорящему.

3. Как же добыть янтарь.

Цель: Познакомить детей с разными способами добычи янтаря: ручной сбор, ловля янтаря, отлавливание с лодок, ловля янтаря сетью, нырянием, из береговых обрывов, шахтный способ. Дать понять как же сложно, трудно добывать янтарь, и как следствие этого доказать его ценность, значимость для людей. Учить уважать труд человека.

4. Серебряный колокол.

Цель. Познакомить с серебряными колоколами Ярославля, как они нежно и мягко звучали. Рассказать преданье о богатом купце Ярославля. Учить ценить исторические события, уметь слушать; воспитывать усидчивость.

Январь.

1. Что такое комбинат.

Цель. Дать детям понятие комбинат, рассказать, как он работает, какие машины нужны для работы. Знакомить с разными профессиями; воспитывать уважение к рабочим специальностям, показать трудности такой работы.

2. Свойства чудесные, благородные, драгоценные.

Цель. Рассказать детям о блеске, цвете, твердости, теплопроводимости и термопроводимости янтаря; о форме; в виде капли, каплевидные натеки, наствольные натеки, внутристлольные натеки, сталактиты; о размерах.

3. Палитра цветов.

Цель. Показать детям разноцветье янтаря, около 400 различных оттенков. Рассказать о появлении понятия «янтарный цвет», «солнечный камень»; о лидировании желтого, золотисто-желтого, золотисто-оранжевого и редких красном м вишневом, молочно-белом, нежно-голубом, васильковом, прозрачном, как слеза; одноцветном и рисуночном янтаре. Довести до сознания детей сколько цветов таит наша природа.

4. Откуда вы, колокола.

Цель. Рассказать детям о предположительной родине колоколов; Как и из чего изготавливали, устанавливании, зачем применяли; о размерах, цвете. Продолжать развивать познавательный интерес.

Февраль.

1. Застывшие травинки.

Цель. Приобщать детей к пониманию прекрасного, удивительного; учить видеть красивое, восхищаться, воображать, фантазировать, высказывать свои мнения, обсуждать, выслушивать мнения других. Рассказать, что в застывшей смоле можно увидеть и соломинки, и песчинки, и червячков и пузырьки воздуха и как они туда попали.

2. Источающий аромат.

Цель. Рассказать детям о том, что янтарь источает различные запахи, приобретенные еще в смолистом состоянии и долго его сохраняет. Развивать способность улавливать запахи, различать их, наслаждаться приятным ароматом.

3. Выстроенные в ряд.

Цель. Учить детей различать янтарь по цвету, по прозрачности; выкладывать цепочки из определенных цветов. Развивать мелкую моторику рук, коллективизм, умение действовать сообща, не мешая друг другу, при необходимости помогая.

4. Колокола на Руси.

Цель. Рассказать о ремесленниках, о том, как колокола нарекали человеческими именами, но и давали прозвища; о способности колоколов изгонять все плохое, придавать людям силу и энергию. Учить слушать звон колоколов, высказывать свои впечатления.

Март.

1. Морского камня наземные пути.

Цель. Рассказать детям об интересе людей к янтарю в разные эпохи, об использовании его для изготовления украшений, статуэток, шкатулок, столовых приборов; о создании бесценного творения «Янтарного кабинета». Воспитывать интерес к историческим событиям.

2. Янтарный кабинет.

Цель. Рассказать детям об идее создания «Янтарного кабинета» в Большом королевском дворце в Берлине; о том, сколько времени понадобилось для такого творения, сколько тонн янтаря и как люди пытались сохранить этот шедевр. Воспитывать уважение к творчеству великих мастеров, умение ценить красивое.

3. Музеи янтаря.

Цель. Познакомить детей с двумя специализированными музеями, где собраны разнообразные образцы янтаря и изделий из янтаря. Дать понятие «музей», для чего он служит. Рассказать, люди каких профессий работают в музее.

4. Слушаем колокольный звон и отдыхаем.

Цель. Сформировать у детей представление, что звуки влияют на настроение, здоровье человека; что в природе существует множество звуков, некоторые мы слышим хорошо, а некоторые лишь ощущаем. Учить слушать, прислушиваться, определять источник звуков.

Апрель.

1. Семейная коллекция.

Цель. Рассказать детям о том, что бывают «семейные коллекции»; что их передают из поколения в поколение; каждый член семьи может внести свой вклад в собрание; и ценен он больше тем, что это именно «семейная коллекция». Воспитывать уважение к семейным традициям, людям прошлых поколений.

2. Янтарных дел мастера.

Цель. Дать детям понятие «ремесло», «обработка янтаря». Рассказать, чтобы из янтаря получить красивые украшения, его необходимо обработать; это сложная и долгая работа, требующая определенных умений, любви к камню.

3. У каждого мастера свои секреты.

Цель. Дать понятие «ювелир». Рассказать детям, что работа с янтарем - это работа ювелирная; необходимы особенные инструменты и приспособления. Учить ценить труд мастеров-ювелиров.

4. Когда какие колокола звонят.

Цель. Рассказать детям, что у каждого колокола своя работа и каждый колокол звучит по определенным дням: по праздникам, по будням, по воскресеньям,

в Пост, в определенные часы. Учить понимать значимость таких звонов для людей.

Май.

1. Удивительно! Картины из янтаря.

Цель. Закрепить с детьми понятие «живопись». Рассказать, что люди придумали украшать картины янтарной крошкой. Картины получаются особенно красивыми, солнечными. Объяснить, где люди размещают картины, для чего. Учить ценить искусство, творчество.

2. Колечко, перстень или брошь.

Цель. Рассказать детям об ювелирных украшениях из янтаря, об янтарных вставках в золотые, серебряные и пр. украшения. Объяснить, что украшения носятся в соответствии с одеждой, некоторые в особые или праздничные дни, а некоторые и в простые будничные дни. Развивать эстетические качества детей.

3. Можно ли сделать янтарь самому.

Цель. Закрепить знания детей, что янтарь – это камень природный, натуральный. Сейчас люди придумали способ самим сделать янтарь, но это искусственный камень т.е. не настоящий и не такой ценный, как натуральный.

4. Колокол звенит здоровьем одарит.

Цель. Закрепить умения детей слушать музыку, колокольный звон, понимать красоту звучания. Развивать воображение, умение расслабляться, отдыхать.

Литература:

  1. В.А. Воронков. Янтарь. Москва АСТ – Астрель 2005
  2. Е. Задубовская. Лечение колокольным звоном. СПб Лениздат 2006
  3. Н.В. Белов. Полная энциклопедия камней и амулетов. М., АСТ, Мн., Харвест,2006