Решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед работниками дошкольных образовательных учреждений.
Именно поэтому в Центре развития ребенка “Кристаллик” - детский сад № 30 организована целенаправленная работа с вновь поступающими детьми, способствующая адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, формированию положительного отношения к детскому саду, навыков общения с будущими воспитателями, со сверстниками.
Разработан комплексный план работы, реализация которого позволяет сотрудникам учреждения успешно решать следующие задачи:
- Создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Обеспечивать систему организации жизни детей, направленную на предотвращение у них психического стресса.
- Использовать новые организационные способы привлечения родителей будущих воспитанников к сотрудничеству с детским садом.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду.
- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
- Обеспечивать комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.
В структуре плана выделены следующие разделы:
- Организационная работа
- Лечебно-оздоровительная работа
- Психологическое обеспечение адаптационного периода
- Социально-педагогическая деятельность
В реализации плана задействованы все службы учреждения.
В рамках этой работы организован клуб родителей и детей “Дружная семейка”, в котором специалисты учреждения оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблемам воспитания детей, их развития и адаптации, организуют мероприятия для малышей, способствующие профилактике дезадаптации при поступлении в детский сад.
С программой работы клуба знакомит родителей заведующая во время первого посещения детского сада. В назначенный день специалисты ДОУ (психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги по театрализованной, изобразительной деятельности) с детьми и родителями проводят игры, беседы.
Опыт работы показывает, что первое знакомство ребенка с дошкольным учреждением в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке позволяет избежать стрессовых ситуаций в адаптационный период. Дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь.
В результате проводимой работы удалось значительно уменьшить число детей с тяжелой степенью адаптации.
Задачи:
- Создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Обеспечивать систему организации жизни детей, направленную на предотвращение у них психического стресса, предусматривающую:
- Рациональный режим жизнедеятельности;
- свободу движений;
- достаточное время пребывания на свежем воздухе;
- рациональное питание;
- правильную организацию сна и отдыха;
- Личностно-ориентированную модель взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников;
- Оказание помощи детям в налаживании контакта со сверстниками
- Использовать новые организационные способы привлечения родителей будущих воспитанников к сотрудничеству с детским садом.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду.
- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
- Обеспечивать комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
I. | Организационная работа | ||
1. Беседа с родителями.
Знакомство с документами, регламентирующими
деятельность ДОУ. Заключение родительского
договора. 2. Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ. 3. Работа с фотоальбомом “Как мы весело живем и танцуем и поем!” 4. Приглашение детей и родителей на праздник “Давайте познакомимся!” (Приложение 1). 5. Знакомство с программой работы клуба “Дружная семейка” для родителей и детей, впервые поступающих в детский сад. (Приложение 2). 6. Экскурсия по детскому саду. Цель: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями. 7.Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду. 8. Медико-педагогическое совещание по итогам адаптации |
Заведующая
старш. воспит.
Педагоги-психологи врач, ст. м/с психолог, воспитатели групп раннего возраста |
Перед поступлением
ребенка в ДОУ Июль, август
после праздника “Давайте познакомимся” перед поступлением ребенка в ДОУ ноябрь |
|
II. | Медико-оздоровительная работа | Ответственные |
Сроки |
1. Знакомство с ребенком на
основе документов (анамнез, диспансерный лист). 2. Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных 3. Составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы
4. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе. Наблюдение за состоянием его здоровья (сон, аппетит, самочувствие, физическое здоровье). 5. Организация утреннего фильтра 6.Реализация общеукрепляющих мероприятий для детей всей ясельной группы.
7. Контроль за динамикой физического развития. 8. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
9. Организация полноценного питания с включением в рацион свежих овощей и фруктов. 10. Оздоровление часто и длительно болеющих детей |
Врач, ст. м/с Врач, ст. м/с Участковый врач, врач ДОУ
врач, ст. м/с
ст. м/с медсестра
врач врач, ст. медсестра
ст. м/с м/с ЧБД |
Перед поступлением ребенка
в ДОУ в течение адапт.
в течение периода адаптации
постоянно в течение периода адаптации
постоянно постоянно
постоянно по плану м/с ЧБД |
|
III. | Психологическое обеспечение адаптационного периода. | Ответственные |
Сроки |
1. Работа с родителями.
2. Работа с воспитателями
- проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации - Круглый стол “Детский сад глазами маленьких детей” Цель: Анализ готовности детей к детскому саду, выдача рекомендаций по профилактике дезадаптации. - обучение воспитателей приемам психопрофилактики
1. Работа с детьми.
|
психологи Контроль – зав. д/с, ст. воспитатели |
по мере поступления в
детский сад
перед поступлением в ДОУ перед поступлением в д/с, в течение ад. периода, по мере необходимости сентябрь по плану
сентябрь октябрь
в течение адапт. периода
по мере необходимости (индивидуально) по мере поступления в течение периода адаптации 2 раза в неделю сентябрь по мере необходимости октябрь, ноябрь |
|
IV. |
|
Ответственные |
Сроки |
1. Изучение семей,
установление контакта с её членами в целях
согласования воспитательных воздействий на
ребенка.
2. Организация благоприятной предметно-развивающей среды: - уголок “Я пришел”, “Позвони маме” -создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности. 3. Построение педагогического процесса:
4. Работа с детьми
|
воспитатели 1 мл. гр.
воспитатели
воспитатели воспитатели, психологи музыкальные руководители, ст. воспитатели педагог по худ. труду воспитатели
воспитатели контроль - зав д/с, ст. воспит. воспитатели контроль - зав д/с, ст. воспит. воспитатели контроль - зав д/с, ст. воспит., психологи воспитатели контроль - зав д/с, ст. воспит., врач, ст. м/с воспитатели воспитатели воспитатели, психолог
|
по мере поступления
сентябрь, ноябрь
август май
апрель
август
постоянно
постоянно
постоянно постоянно
постоянно постоянно постоянно
по мере поступления в течение периода адаптации сентябрь, октябрь |
|
V. | План работы клуба
“Дружная семейка” Задачи работы:
|
||
“Вместе весело шагать!”
(игры с детьми, беседы с родителями) Развлечение “Сильные, смелые, здоровые, умелые!”, консультирование родителей Развлечение “Мы танцуем и поем – вместе весело живем”, консультирование родителей. Кукольный театр, игры с детьми “Волшебный сундучок”, консультирование родителей.
Развлечение “Много красок у меня – выбирай любую!”, консультирование родителей. |
12 мая 10.00
19 мая 10.00 15 июня 10.00
14 июля 10.00
4 августа 10.00 |
психолог, врач, ст. м/с инструктор по физкультуре музыкальный руководитель педагог по театрализованной деятельности педагог по изодеятельности |