Комплексный подход к организации работы по профилактике дезадаптации детей к ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед работниками дошкольных образовательных учреждений.

Именно поэтому в Центре развития ребенка “Кристаллик” - детский сад № 30 организована целенаправленная работа с вновь поступающими детьми, способствующая адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, формированию положительного отношения к детскому саду, навыков общения с будущими воспитателями, со сверстниками.

Разработан комплексный план работы, реализация которого позволяет сотрудникам учреждения успешно решать следующие задачи:

  1. Создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  2. Обеспечивать систему организации жизни детей, направленную на предотвращение у них психического стресса.
  3. Использовать новые организационные способы привлечения родителей будущих воспитанников к сотрудничеству с детским садом.
  4. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду.
  5. Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
  6. Обеспечивать комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.

В структуре плана выделены следующие разделы:

  1. Организационная работа
  2. Лечебно-оздоровительная работа
  3. Психологическое обеспечение адаптационного периода
  4. Социально-педагогическая деятельность

В реализации плана задействованы все службы учреждения.

В рамках этой работы организован клуб родителей и детей “Дружная семейка”, в котором специалисты учреждения оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблемам воспитания детей, их развития и адаптации, организуют мероприятия для малышей, способствующие профилактике дезадаптации при поступлении в детский сад.

С программой работы клуба знакомит родителей заведующая во время первого посещения детского сада. В назначенный день специалисты ДОУ (психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги по театрализованной, изобразительной деятельности) с детьми и родителями проводят игры, беседы.

Опыт работы показывает, что первое знакомство ребенка с дошкольным учреждением в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке позволяет избежать стрессовых ситуаций в адаптационный период. Дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь.

В результате проводимой работы удалось значительно уменьшить число детей с тяжелой степенью адаптации.

Задачи:

  1. Создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  2. Обеспечивать систему организации жизни детей, направленную на предотвращение у них психического стресса, предусматривающую:
    • Рациональный режим жизнедеятельности;
    • свободу движений;
    • достаточное время пребывания на свежем воздухе;
    • рациональное питание;
    • правильную организацию сна и отдыха;
    • Личностно-ориентированную модель взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников;
    • Оказание помощи детям в налаживании контакта со сверстниками
  3. Использовать новые организационные способы привлечения родителей будущих воспитанников к сотрудничеству с детским садом.
  4. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду.
  5. Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
  6. Обеспечивать комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

I. Организационная работа      
  1. Беседа с родителями. Знакомство с документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Заключение родительского договора.

2. Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ.

3. Работа с фотоальбомом “Как мы весело живем и танцуем и поем!”

4. Приглашение детей и родителей на праздник “Давайте познакомимся!” (Приложение 1).

5. Знакомство с программой работы клуба “Дружная семейка” для родителей и детей, впервые поступающих в детский сад. (Приложение 2).

6. Экскурсия по детскому саду. Цель: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями.

7.Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду.

8. Медико-педагогическое совещание по итогам адаптации

Заведующая

 

 

 

 

 

 

 

старш. воспит.

 

Педагоги-психологи

врач, ст. м/с психолог, воспитатели групп раннего возраста

Перед поступлением ребенка в ДОУ

Июль, август

 

 

 

 

 

после праздника “Давайте познакомимся”

перед поступлением ребенка в ДОУ

ноябрь

II. Медико-оздоровительная работа

Ответственные

Сроки

  1. Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).

2. Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных

3. Составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы

  • новопассит
  • настойка пустырника, валерианы
  • аскорутин
  • иммунал
  • мультитабс
  • экс. эхинацеи

4. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе. Наблюдение за состоянием его здоровья (сон, аппетит, самочувствие, физическое здоровье).

5. Организация утреннего фильтра

6.Реализация общеукрепляющих мероприятий для детей всей ясельной группы.

  • настойка элеутерококка
  • витаминизация
  • успокоительные сборы
  • оксолиновая мазь

7. Контроль за динамикой физического развития.

8. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм

  • соблюдение режима дня
  • организация режима проветривания
  • кварцевание
  • режим прогулок
  • санитарное состояние групп

9. Организация полноценного питания с включением в рацион свежих овощей и фруктов.

10. Оздоровление часто и длительно болеющих детей

Врач, ст. м/с

Врач, ст. м/с

Участковый врач, врач ДОУ

 

 

 

 

врач, ст. м/с

 

ст. м/с

медсестра

 

 

 

 

 

врач

врач, ст. медсестра

 

 

ст. м/с

м/с ЧБД

Перед поступлением ребенка в ДОУ

в течение адапт.

 

 

 

 

 

в течение периода адаптации

 

постоянно

в течение периода адаптации

 

 

 

 

постоянно

постоянно

 

 

постоянно

по плану м/с ЧБД

III. Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Ответственные

Сроки

  1. Работа с родителями.
  • Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком; знакомство родителей со спецификой адаптационного периода
  • анкетирование родителей “Готов ли ребенок к поступлению в детский сад” Цель: прогнозирование течения адаптации.
  • Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода (памятки для каждого родителя, для родителей тяжело адаптирующихся детей).
  • Выпуск газеты “Я уже детсадовец”
  • Участие в работе клуба “Дружная семейка”.

2. Работа с воспитателями

  • Психологическое просвещение:

- проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации

- Круглый стол “Детский сад глазами маленьких детей” Цель: Анализ готовности детей к детскому саду, выдача рекомендаций по профилактике дезадаптации.

- обучение воспитателей приемам психопрофилактики

  • помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
  • Разработка рекомендаций по работе с тяжело адаптирующимися детьми

1. Работа с детьми.

  • Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
  • Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации.
  • Занятия, игры для профилактики дезадаптации, коррекции эмоционально-личностной сферы (Приложение 3).
  • Коммуникативный тренинг. Цель: формирование навыков общения.
  • Индивидуальная коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми.
  • Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
психологи

Контроль – зав. д/с, ст. воспитатели

по мере поступления в детский сад

 

перед поступлением в ДОУ

перед поступлением в д/с, в течение ад. периода, по мере необходимости

сентябрь

по плану

 

сентябрь

октябрь

 

в течение адапт. периода

 

 

 

 

по мере необходимости (индивидуально)

по мере поступления

в течение периода адаптации

2 раза в неделю

сентябрь

по мере необходимости

октябрь, ноябрь

IV.

Социально-педагогическая деятельность.

Ответственные

Сроки

  1. Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • диагностика микросоциума, сбор данных о составе семьи (ФИО родителей, место работы, родные, сведения о социальном статусе семьи, социально-бытовых условиях)
  • направленные беседы
  • анкетирование
  • индивидуальное консультирование
  • посещение семей воспитанников Цель: познакомиться с микросредой и условиями быта.
  • родительские собрания Цель: ознакомление родителей с системой работы с детьми, деятельностью специалистов ДОУ, знакомство с результатами адаптации.
  • Оформление информационных материалов в приемной комнате.
  • Проведение “Дня открытых дверей”: праздник “Давайте познакомимся”, встреча с воспитателями групп, специалистами, экскурсия по детскому саду, чаепитие.

Изготовление поделок в подарок малышам детьми подготовительных групп и дарение их на празднике.

2. Организация благоприятной предметно-развивающей среды:

- уголок “Я пришел”, “Позвони маме”

-создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности.

3. Построение педагогического процесса:

  • Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников
  • Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
  • Организация благоприятного психологического климата в группе.
  • Гибкий режим дня, правильная организация сна и отдыха
  • Организация рационального режима жизнедеятельности
  • Обеспечение свободы движений;

достаточного времени пребывания детей на свежем воздухе

  • Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

4. Работа с детьми

  • анализ сведений о детях: социальный анамнез.
  • сбор и регистрация наблюдений за ребенком в адаптационном периоде.
  • Расширение социальных контактов детей со взрослыми и сверстниками (проведение адаптационных игр)
 

 

 

 

воспитатели 1 мл. гр.

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

воспитатели

воспитатели, психологи

музыкальные руководители, ст. воспитатели

педагог по худ. труду

воспитатели

 

воспитатели

контроль - зав д/с, ст. воспит.

воспитатели

контроль - зав д/с, ст. воспит.

воспитатели

контроль - зав д/с, ст. воспит., психологи

воспитатели

контроль - зав д/с, ст. воспит., врач, ст. м/с

воспитатели

воспитатели

воспитатели, психолог

 

 

 

 

 

по мере поступления

 

 

 

 

 

сентябрь, ноябрь

 

август

май

 

апрель

 

 

 

август

 

постоянно

 

постоянно

 

постоянно

постоянно

 

постоянно

постоянно

постоянно

 

по мере поступления

в течение периода адаптации

сентябрь, октябрь

V. План работы клуба “Дружная семейка”

Задачи работы:

  1. Организовывать и осуществлять взаимодействие с детьми, не посещающими ДОУ, будущими воспитанниками детского сада, их родителями.
  2. Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по проблемам воспитания детей, их развития и адаптации.
     
   “Вместе весело шагать!” (игры с детьми, беседы с родителями)

Развлечение “Сильные, смелые, здоровые, умелые!”, консультирование родителей

Развлечение “Мы танцуем и поем – вместе весело живем”, консультирование родителей.

Кукольный театр, игры с детьми “Волшебный сундучок”, консультирование родителей.

 

Развлечение “Много красок у меня – выбирай любую!”, консультирование родителей.

12 мая 10.00

 

19 мая 10.00

15 июня 10.00

 

14 июля 10.00

 

4 августа 10.00

психолог, врач, ст. м/с

инструктор по физкультуре

музыкальный руководитель

педагог по театрализованной деятельности

педагог по изодеятельности