Умение решать алгебраические уравнения первой и второй степени входит в “прожиточный” минимум любого выпускника средней общеобразовательной школы. А как быть с уравнениями выше второй степени? Такие уравнения называются уравнениями высших степеней, изучение их в общем виде выходит за рамки программы средней школы. На самом деле для уравнений третьей и четвертой степени есть формулы корней (формулы Кордано и Феррари), выведенные итальянскими математиками в 1545 году, но в силу своей громоздкости эти формулы используют очень редко в школьной программе. После того, как были выведены формулы корней для уравнений третьей и четвёртой степени, на протяжении почти 300 лет, учёные-математики пытались вывести формулы для нахождения корней уравнений пятой степени и выше, но труды их оказались безуспешными. В 1826 году норвежский математик Абель доказал, что нельзя вывести формулы для решения уравнений пятой степени и выше. Но всё же есть хорошие уравнения, которые решаются различными методами и способами.
В последнее время уравнения выше второй степени являются частью выпускных экзаменов за курс средней школы, они встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, а также являются неотъемлемой частью ЕГЭ. Основными методами решения таких уравнений являются следующие:
- Разложение многочлена на множители,
- Метод замены переменной.
- Функционально-графический метод.
- Метод перехода от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы.
Одним из распространённых методов решения уравнений выше второй степени является метод замены переменной. Суть этого метода заключается в том, что путём замены некоторого выражения, входящего в уравнение, понижается его степень. Основными способами реализации этого метода являются:
- Использование основного свойства дроби.
- Выделение квадрата двучлена.
- Переход к системе уравнений.
- Раскрытие скобок парами.
- Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения на х 0.
- Двойная замена.
- Понижение степени уравнения.
Один из уроков по теме “Решение уравнений выше второй степени я прилагаю ниже.
Цели:
Оформление доски: число, тема, запись уравнений в общем виде.
Урок-семинар
Урок начинается с вступительного слова, в котором напоминаю задачу семинара, порядок его проведения. Напоминаю учащимся основные методы решения алгебраических уравнений (метод замены переменных, функционально-графический, метод разложения многочлена на множители). Ставлю цель реализовать метод замены переменных четырьмя способами.
I группа – раскрытие скобок парами.
II группа – раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения на х2 0.
III группа – применение основного свойства дроби.
IV группа – выделение квадрата двучлена.
На доске написаны уравнения в общем виде:
- (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = m;
- (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = Eх2;
- ;
- ;
- ;
- .
У каждой группы в карточке два уравнения, одно из них с параметром.
Представитель каждой группы находит на доске свое уравнение, записанное в общем виде, и раскрывает суть его решения (сначала решаются обычные уравнения).
I группа показывает решение уравнения
х(х + 1)(x + 2)(x + 3) = 24
Решение. Воспользуемся симметрией левой части (0 + 3 = 3, 1 + 2 = 3). Перемножим первый и четвертый множители, второй и третий. Получим: (х2 + 3х)(x2 + 3x + 2) = 24
Вводим замену: x2 + 3x = t, тогда t(t + 2) = 24, t2 + 2t – 24 = 0, t1 = -6? t2 = 4. Возвращаемся к “старой” переменной, получим: x2 + 3x = -6, x2 + 3x + 6 = 0, D < 0, уравнение не имеет действительных корней.
Уравнение x2 + 3x = 4 имеет корни х1 = -4, х2 = 1.
Ответ: х1 = -4, х2 = 1.
Комментарий. Задаю вопрос: можно ли это уравнение решить другим способом?
Ответ: Можно, для этого нужно использовать симметрию относительно .
Идет выступление второй группы.
Ученица этой группы решает уравнение, а остальные записывают в тетради.
(х – 4)(х2 + 15 + 50)(х – 2) = 18х2
Решение. Разложим на множители х2 + 15 + 50.
х2 + 15 + 50 = 0, х1 = -5, х2 = -10, тогда х2 + 15х + 50 = (х + 5)(х + 10). Уравнение примет вид: (х – 4)(х + 5)(х + 10)(х – 2) = 18х2
Так как (-4)•5 = -20, 10•(-2) = -20, то перемножая первую скобку со второй, третью с четвертой, будем иметь: (х2 + х – 20)( х2 + 8х – 20) = 18х2
Поскольку х = 0 не корень, разделим обе части уравнения на х2 ? 0. Получим:
Вводим замену: , тогда (t+1)(t+8)=18, т.е. t2+9t-10=0, t1= -10, t2 = 1.
Вернемся к исходной переменной:
Решим первое уравнение х2 + 10х – 20 = 0, D = 180,
Решим второе уравнение х2 - х – 20 = 0, D =81, х3 = - 4, х4 = 5.
Ответ: , , х3 = - 4, х4 = 5.
Ученица III группы показывает решение уравнения
, используя основное свойство дроби.
Решение. х = 0 не является корнем уравнения, поэтому числитель и знаменатель каждой дроби делим на х 0. , вводим замену: , тогда
Решим это уравнение
Вернемся к “старой” преременной:
Решаем первое уравнение уравнение х2 – 14х + 15 = 0
; .
Второе уравнение не имеет действительных корней.
Ответ: ;
Комментарий: Можно ли решить уравнение по другому?
Ответ: Можно, если ввести замену х2 + 15х = t.
Ученик четвертой группы для решения уравнения
выбирает способ выделения квадрата двучлена. Приведу решение этого уравнения.
Решение. В левой части выделим полный квадрат разности:
Сгруппируем первый, второй и четвертый члены:
Вводим замену: t2 + 18t – 40 = 0; t1 = -20, t2 = 2.
Вернемся к “старой” переменной, получим:
Ответ: , .
Задаю вопрос: А есть ли ещё способ решения этого уравнения? Ответ: Да. Уравнение легко решается переходом к системе уравнений
заменив .
Вторая часть урока отводится на решение алгебраических уравнений высших степеней с параметрами. Учащиеся показывают, как эти же способы реализуются при решении уравнений с параметрами.
I группа докладывает.
“Найдите все действительные значения параметра а, при которых уравнение х(х+1)(х+а)(х+1+а) = а2 имеет четыре действительных корня.
Решение. Используя специфику решения уравнения
(х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = m
будем иметь х(х+1+а)(х+1)(х+а) = а2, (х2+х+ах)(х2++х+ах+а) = а2
вводим замену х2+х+ах = t, тогда t(t+a) = a2; t2 +at – a2 = 0.
Решим уравнение относительно t.
D = a2 + 4a2 = 5a2; ; .
Подставляя вместо t найденные значения, получим совокупность двух уравнений:
Рассмотрим первое уравнение:
;
D1 = (a+1)2 - 4.
Рассмотрим второе уравнение:
;
D2 = (a+1)2 - 4.
Чтобы исходное уравнение имело четыре действительных корня, необходимо чтобы т.е.
Решим первое неравенство:
, D = 16,
,
т.е. а >, a <.
Решим второе неравенство:
, D = 16,
,
т.е. а >, a <.
В итоге получим
a>, <a<, a<
При |a| >, |a| < уравнение имеет 4 действительных корня, но ещё проверяется, при каком а, корни уравнения совпадают, при а = 0.
Ответ: |a| >, |a| <
Ученица II группы комментирует: Необходимо решить уравнение
(х + 2а)(х +3а)(x + 8а)(x +12а) = 4а2х2,
где а – параметр.
Решение. Используя специфику решения уравнения, будем иметь:
(х2 +14ах +24а2)(x2 + 11аx +24а2) = 4а2х2,
исследуем уравнение: если а = 0, то х = 0; если а 0, то х 0.
Разделим обе части уравнение на а2х2 0, тогда
Введем замену и получим уравнение: (t+14)(t+11)=4, решая это уравнение, получим t1 = -15, t2 = 10. Таким образом, получим два уравнения:
и .
Решим первое уравнение: х2 + 15ах + 24а2 = 0, D = 129а2, тогда
.
Решим второе уравнение х2 + 10ах + 24а = 0, D = 4а2, тогда
.
Ответ: если, а = 0, то х = 0; если, а 0, то , х3 = -6а; х4 = -4а.
Ученица третьей группы показывает решение уравнения
Решение. Уравнение – дробно-рациональное, при а = 0 уравнение не имеет действительных корней. Рассмотрим а ? 0, х ? 0, найдем дискриминант квадратного трехчлена х2 –ах + а2, D = -3a2, значит х2 –ах + а2 > 0 при х R.
Перейдем теперь к уравнению-следствию, получим:
х4 + ах3 +а2х2 = а2х2 – а3х + а4;
(х4 – а4) + (ах3 + а3х) = 0;
(х2 – а2)(х2 +а2) + ах(х2 + а2) = 0;
(х2 + а2)(х2 +ах – а2) = 0; х2 + а2 ? 0,
тогда х2 +ах – а2 = 0, D = 5a2,
Ответ: если а = 0, то уравнение не имеет действительных корней; если а 0, то .
Заканчивается урок – семинар выступлением ученика 4 группы. У него задание:
В зависимости от значений параметра а решить уравнение
.
Решение.
если а=0, то х=0; если а=1, то х=0; если 0<a<1, то уравнение не имеет действительных корней. Далее, используя специфику решения этого уравнения будет иметь:
;
; .
Вводим замену, , тогда будем иметь уравнение
t2 - t = a2 – a; t2 - t – (a2 – a) = 0; D = 1+4(a2 – a) = 4a2 – 4a + 1 = (2a – 1)2.
Находим корни: t1 = a; t2 = 1 – a.
Возвращаясь к “старой” переменной, будем иметь:
Рассмотрим уравнение
Исследуем уравнение
при а = 0, х = 0; при а = 2, уравнение не имеет действительных корней;
при , а > 2, а < 0 – уравнение имеет 2 действительных корня,
при 0 < a < 2 уравнение не имеет действительных корней.
Проверим, при каких значениях а
а = а-2, 0 = -2 (нет смысла), нет таких значений а, при которых
Рассмотрим уравнение
Исследуем уравнение
при а = 1 х = 0, при а = -1 - уравнение не имеет действительных корней
при , а > 1, a < -1 уравнение имеет два действительных корня,
при -1< a < 1 – нет действительных корней.
Проверим, при каких значениях а , а-1=а+1, 0 = 2 (нет смысла), нет таких значений а, при которых .
Проверим, сколько корней имеет уравнение при а = -2,
х2 = 3, два действительных корня.
Проверим, сколько корней имеет уравнение при а = -1
х2 = 1/3 – два действительных корня, далее собираем ответ
Ответ: при а < -1, a > 2 уравнение имеет 4 действительных корня
,
при -1 a < 0 – два действительных корня,
при а = 0, а = 1 – уравнение имеет корень х = 0; при 0 < a < 1 – нет действительных корней
при 1 < a 2 – уравнение имеет два действительных корня
Подводя итог урока, я отмечаю, что учащиеся проделали большую работу, показав 4 способа реализации метода замены переменной, увязав эти способы с уравнениями, содержащими параметр. Работа учащихся оценивается и задается домашнее задание.
- х3 - 4х2 + 5х - 2 = 0