Пояснительная записка.
Цель: воспитание и развитие личности: свободной, талантливой, физически здоровой, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению через классные часы.
Задачи: использовать классные часы как уроки для общения; через них воспитывать полноценную личность, развивать физически и духовно.
На протяжении многих лет, школа была озабочена тем, чтобы вложить в ученические головы как можно больше информации, которую то и дело подбрасывал ей научно-технический прогресс. Делая ставку на интеллект, упуская из виду труд души. Труд, который только и возможен как коллективное соучастие: классный руководитель-учащиеся-родители.
Явно недооценивается классными руководителями потенциал классного часа. Использовать его для создания в классе атмосферы содружества, общей заинтересованности друг в друге и сплочении классного коллектива.
Чтобы достичь главной цели, необходимо планировать классные часы, продумывая содержание и объем информации, применяя разнообразные формы проведения: беседа, деловая игра, дискуссии, диспут, практикум.
Существует много путей выбора темы классного часа: опрос ребят, тестирование или анкетирование, совместное обсуждение.
И, если смысл всей воспитательной работы классного руководителя – помогать становлению личности человека растущего, то вполне естественно, что время, отведенное классному часу, должно работать на эту задачу. И оно будет работать, если станет временем духовного общения, которое каждому создает равные условия для самовыражения. Уроками общения пусть будут классные часы.
Тематическое планирование классных часов на учебный год с 5 по 11 класс.
Название классного часа | Форма проведения | Цели и задачи | Классы | Участники |
Взаимодействие | ||||
Посвящение в пятиклассники | Игра | Содействовать успешному протеканию процесса и адаптации учащихся по обучению на второй ступени формирования у них уважения к нормам, ценностям жизни школы. Способствовать сплочению классного коллектива, развитию у пятиклассников умений планировать, осуществлять, анализировать и оценивать совместную деятельность. | 5 | Учащиеся, родители, классный руководитель, старшеклассники. |
Сорока-сорока кашу варила | Творческий отчет | Подвести итоги жизнедеятельности классного коллектива за учебный год; содействовать формированию у учащихся умений и навыков самоанализа своих действий, поступков, достижений. | 5 | Учащиеся, классный руководитель, родители, старшеклассники. |
Наш класс. | Коллективное творческое дело с элементами игры | Выявление лидеров в классе, определение организационной структуры, выявление генераторов идей и исполнителей. | 6 | Учащиеся, классный руководитель. |
Мы составляем наш автопортрет | Час творчества | Поближе познакомиться с классом; наладить контакт с классом и установить благоприятный психологический климат. | 6 | Учащиеся, классный руководитель. |
Веселья час | КВН | Воспитание творческих способностей, умений и навыков коллективной творческой деятельности. | 7, 8, 9 | Учащиеся, жюри, классный руководитель. |
Анализируем, оцениваем, планируем | Круглый стол | Определить задачи на новый учебный год, оценить эффективность деятельности классного коллектива путем сопоставления достигнутых результатов. | 7 | Учащиеся, классный руководитель. |
Какой мы коллектив? | Игра-эксперимент | Проанализировать различные способы взаимодействия в классе, выбрать организаторскую структуру класса. | 8 | Учащиеся, классный руководитель. |
И этот год всех сблизил нас | Пресс-конференция | Подвести итоги работы коллектива класса за учебный год; наметить дела на новый учебный год; способствовать укреплению атмосферы дружбы и взаимопонимания в классе; развивать умение учащихся высказывать и отстаивать свою точку зрения. | 8 | Учащиеся, родители, классный руководитель. |
Мы счастливы потому что мы вместе | Тестирование, диспут. | Помочь учащимся разобраться в себе. Сформировать твердые понятия о дружбе, о коллективе, его необходимости, осознать свои обязанности перед друзьями. | 9 | Учащиеся, классный руководитель. |
Какой мы коллектив? | Круглый стол | Составить коллективный портрет выпускного класса, проанализировать творческий путь своего коллектива и отметить свой вклад в жизнь класса. | 10, 11 | Учащиеся, классный руководитель. |
Нравственное воспитание |
||||
Здравствуй, мир, здравствуй друг! | Беседа с элементами игры (проигрываются все ситуации, обычаи, о которых идет речь). | Продолжать работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, расширять. | 5 | Учащиеся. классный руководитель и гости. |
Вот это -стол, за ним едят | Дискуссия. | Содействовать развитию культурному поведению за столом во время еды; познакомить с правилами этикета. | 6 | Учащиеся, классный руководитель. |
Милосердие. | По типу телепередачи “Тема”. | Формирование чуткого отношения к окружающим, воспитание доброты к людям, животным. | 7 | Учащиеся, классный руководитель. |
О вкусах не спорят , о манерах надо знать. | Тематический вечер. | Формировать эстетический вкус, воспитывать стремление совершать красивые поступки. | 8 | Учащиеся, классный руководитель. |
Он и она. | Конкурс. | Способствовать воспитанию чувств уважения друг к другу, желание оьщаться дружить. Поддерживать добрые отношения, помогать друг другу. | 9 | Учащиеся, классный руководитель. |
Современное чувство любовь. | Дискуссия. | Способствовать формированию и проявлению нравственных качеств учащихся, содействовать развитию коммуникативных навыков. | 9 | Учащиеся, классный руководитель. |
Счастье – жить. | Дискуссия. | Помочь разобраться в сложной философской категории и предложить модель понимания счастья выдающимися людьми. | 9 | Учащиеся. Классный руководитель. |
Карманные деньги. | Ток-шоу | Развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры веления дискуссии, воспитания чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься и выбор жизненной перспективы. | 10 | Учащиеся, классный руководитель. |
Разговор на тему “Семья”. | Откровенный разговор. | Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений. | 10-11 | Учащиеся, классный руководитель. |
Трудовое воспитание. |
||||
Ты и твоя будущая профессия. | Практикум. | Дать учащимся представление о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности. | 8-10 | Учащиеся, классный руководитель. |
Выбор профессии. | Практикум, игровая деятельность. | Помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, а также внутригрупповых ролей. | 9-11 | Учащиеся, классный руководитель. |
Мой профессиональный выбор. | Презентация (встреча с выпускниками). | Познакомить с профессией, которые они выбрали, доказательно рассказать о ее значимости жизни своей, семьи, страны. | 9-11 | Учащиеся, классный руководитель, выпускники. |
Физическое воспитание. |
||||
Веселые старты. | Конкурсы. | Использовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры воспитывать качества: сила, ловкость. | 5, 6, 7 | Учащиеся, классный руководитель, преподаватель физкультуры. |
Сильные, смелые, ловкие, умелые. | Соревнование. | Создание атмосферы взаимовыручки и товарищества, воспитывать качества: сила, ловкость, быстроту. | 6-7 | Учащиеся, классный руководитель. |
Лучший бомбардир. | Игра. | Развивать умения играть в волейбол, формировать навыки коллективного поведения. | 8-11 | Учащиеся, классный руководитель, преподаватель физкультуры. |
Праздник зимних забав. | Игра | Создать атмосферу праздника, воспитывать чувство соперничества, взаимовыручки. | 5-11 | Учащиеся, классный руководитель, организатор-педагог, преподаватель физкультуры. |
Используемая литература:
- Н.И. Дереклеева Справочник классного руководителя.
- И.С. Артюхова Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.
- В.А. Ведерникова, Н.В. Огородникова, Н.А. Девятьярова, Л.А. Малинина, Н.С. Леонтьева, Л. Протасова, М. Шестакова, Ф.И. Ташкова, О.В. Желонкина, Н.А. Заплатина. Сценарии классных часов и вечеров.
- Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина, Т.В. Ганина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина. Сценарии классных часов.
- И.А. Тисленкова Эстетическое воспитание в средней школе.
- Е.И. Ромашкова С новым учебным годом.
- Э.Н. Большакова Сценарии школьных праздников.
- Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина 50 сценариев классных часов.
- Н.И. Билык Спутник классного руководителя (5-7 классы).
- О.С. Казеева Наши любимые праздники в школе.
- О.В. Лебедева Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности.
- Е.Н. Степанова, М.А. Александрова Классные классные дела.
- Н.А. Касаткина Уроки знаний классные часы.
- Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко Классные часы.
- В.А Герасимова Классный час играючи выпуск 2, выпуск 5.
- Л.А. Побединская Классный час играючи выпуск 4.