Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе – ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых.
Самостоятельная работа школьника может быть эффективной лишь в том случае, когда она хорошо подготовлена работой выполняемой под непосредственным руководством учителя. Такая подготовка может касаться:
а) конкретного вида самостоятельной работы;
б) нескольких однотипных видов СР;
в) СР как таковой – в любом ее виде и разновидности.
По мере того как учащиеся овладевают умениями учебного труда в ходе самостоятельной работы, затрачивая на нее все меньше времени и добиваясь большей результативности, центр тяжести переносится на СР дома (в зависимости от этапа обучения). Недостатком в организации внеурочной СР является то, что школьникам нередко даются упражнения, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Непременным условием успешного выполнения домашних заданий должно быть соответствие упражнений, выполняемых дома, с учетом структуры формируемого навыка.
Важная составная часть подготовки учащихся СР – это формирование у них общеучебных умений: умение планировать свое время; ориентироваться в учебном материале в частности выделять в нем главное; выполнять работу в определенной последовательности; работать с книгой, справочной литературой, осуществлять само- и взаимоконтроль. Данные умения формируются при условии системной организации СР, когда один вид самостоятельной деятельности готовит школьников к другому.
Необходимо сделать ученика главным действующим лицом на уроке, чтобы он настойчиво овладевал иностранным языком в совместной деятельности с товарищами при помощи учителя.
В своей работе я стараюсь применять такие приеме обучения, которые способствуют поддержанию интереса у учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока.
Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые я называю “полутворческими” и которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала. Приведу примеры этих упражнений по теме “Театр. Кино”.
Работа начинается с ознакомления учеников с некоторыми разговорными клише (положительная реакция: That’s a good idea – хорошая мысль; I’m all for it – Я “за”; That suits me very well – это меня вполне устраивает и т. д.; отрицательная реакция: I’m afraid I can’t – Боюсь, что не смогу; I object to it – я возражаю; Why should I go there? – зачем мне идти туда?; It’s out of the question – об этом не может быть и речи и т. д.).
Затем выполняется упражнение, в процессе которого ученики не только употребляют новые речевые клише, но и добавляют свои реплики – объяснения, дополнения и т. д.:
Give replies to the proposals, adding a few words to the formulas of agreement or disagreement.
T.: We are free tonight. What about going to the cinema?
P1: That’s a good idea. I’ve not been there for several weeks.
P2: I’d love to. Let’s meet at 5 p. m.
P3: I’m all for it. Let’s choose seats not far from the screen. My eyesight is rather poor, you know.
P4: Why should I go there? I’ve got plenty of video films at home.
P5: I’m afraid I can t. I’m busy tonight.
И т.д.
Другим упражнением, в процессе которого происходит постепенный переход речевой инициативы от учителя к ученику, является задание Find the pair. Я подробно объясняю, как его следует выполнять. Каждому ученику дается карточка, на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т.е. ученика с ответной репликой.
Еще одно упражнение, развивающее инициативную речь учащихся – рассказ по картинке с усложненной неразвернутой ситуацией (главным в данном случае является не изображенное, а “внутренняя” наглядность, собственный домысел, фантазия, а также языковые возможности каждого учащегося). Например, я показываю картинку, на которой изображены три ученика, сидящие в креслах кинотеатра. Упражнение может выполнятся в следующих рамках:
а) рассказ от лица одного из изображенных на картинке ребят;
б) рассказ от 3-го лица;
в) рассказ по цепочке;
г) рассказ учителя с остановкой для запроса дополнительной информации.
Таким образом, знакомя учащихся с новым языковым материалом, я пытаюсь постепенно усложнять “полутворческие” задания, помогающие развивать речь учащихся. В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал.
Каждый учитель знает, что процесс самостоятельной работы школьника зависит прежде всего от его готовности к этому виду деятельности. А готовность к самостоятельному труду предполагает определенный уровень его лингвистической подготовленности, наличие у него сформированных навыков и умений, а также его желание учиться.
Мотивационная готовность учащихся является одним из важнейших аспектов проблемы самостоятельной работы школьников. Все мы знаем, что учение протекает более успешно, если у учащихся сформирована положительная мотивация: познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, чувство долга, ответственности.
На начальном этапе ученикам нравится говорить, читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух. У учащихся доминирует интерес к содержанию предмета и способам познания. Так, учащиеся 5-6 классов с интересом осваивают учебный материал видя возможность его практического применения, охотно включаются в его речевую деятельность при обсуждении особо интересных для них тем: “People in the Family”, “Food”, “Sports and Games”, “Seasons” и т.д.
Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, ключей, познавательных игр, создание учебных ситуаций общения с личностной направленностью стимулируют самостоятельную работу у учащихся, поддерживают интерес к изучению иностранного языка.
Особые трудности вызывает у учащихся самостоятельная работа над чтением. Поэтому большое внимание необходимо уделять в 5-6 кл. воспитанию культуры учебного труда, целенаправленному планированию СР школьников, шире использовать карточки для чтения; индивидуальную работу с учащимися.
Домашнее чтение играет важную роль в овладении учащимися умения осмысленного чтения, помогает повторить и закрепить лексический и грамматический материал, увеличивает потенциальный словарь учеников. Правильно организованная самостоятельная работа над текстами книги для чтения, а также регулярное чтение их позволяет ученикам систематически находиться в атмосфере иностранного языка.
Еще в сентябре знакомлю всех ребят со следующей памяткой:
- Для того, чтобы овладеть английским языком, надо много читать.
- Старайся прочесть все тексты “Книги для чтения”. Ты узнаешь много нового и интересного.
- Читай ежедневно, а не накануне урока.
- Если при чтении текста ты встречаешь незнакомое или забытое тобою слово, не прерывай чтение, а читай дальше, стараясь понять значение этого слова по контексту.
- Прочитай задание к тексту, если что – то будет не ясно, прочти текст еще раз.
Регулярное обсуждение прочитанных дома текстов в значительной степени способствует и формированию навыков говорения.
Целенаправленная работа по формированию навыков чтения, предварительное снятие предполагаемых трудностей позволяют не только успешно учить школьников рациональным приемам самостоятельного учебного труда, но и поддерживать интерес к изучению иностранного языка.
Воспитательные возможности СР возрастают в том случае, если организовать школьников по принципу контактных групп, куда входят ученики с различными учебными возможностями, но одинаковыми интересами. Такая группа выполняет одно и то же задание, которое распределяется между учащимися в соответствии с их интересами и языковыми возможностями. Так, при изучении темы “My Country” (7 класс) школьники, интересующиеся историей, готовят самостоятельное монологическое высказывание, о его прошлом; увлекающиеся искусством – о его достопримечательностях; те, кто увлекаются спортом, рассказывают какими видами спорта занимаются его жители. Работа координируется учеником, выполняющим функцию помощника учителя.
Управление СР может быть эффективным лишь при условии осуществления дифференцированного подхода к группам учащихся разного уровня обученности. Простейший случай реализации такого подхода: использование дополнительных опор для ребят со слабой языковой подготовкой при выполнении задания, единого для всей группы. Например, при работе в парах со слабым учеником, задающим вопросы, даю схему вопросительного предложения и варианты начала соответствующих вопросов на английском языке.
Решая вопрос об организации учебной деятельности учащихся на уроке, часто использую парную и групповую формы работы. Для организации групповой работы готовлю специальные карточки с заданиями, которые позволяют вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспечить оперативный контроль за работой каждого, эффективно управлять деятельностью всего класса. Например: класс делится на две группы: одна представляет американскую делегацию, другая – российскую. Внутри каждой группы 3-4 человека получают карточку с опорными словами.
Представители групп готовят сообщения по теме: рассказывают о жизни в сельской местности в России и в Америке. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.
У ребят в процессе групповой формы работы появляется ответственность за порученное дело, возникает чувство взаимопомощи. Работая в группах, школьники учатся аргументировать свою точку зрения, логично строить высказывания. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. А главное – групповая работа учит школьников самостоятельности.
Общеизвестно, что школьники легко и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приемы и виды работы при этом интересны для них. В своей работе я широко использую игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме учащиеся легко и с интересом выполняет такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом. Возьмем простейший пример:
- Excuse me.
- Yes.
- Can you tell me the time, please?
- Certainly. It is four o’ clock.
- Thanks.
- Not at all.
Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Если ребята привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумывают много оригинальных вариантов. Вот некоторые ситуации, придуманные учениками:
- Две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются.
Телефонный разговор двух деловых людей.
- Девочка разговаривает со своей собакой. Она играет и свою роль, и роль собаки и т.д.
Далее работу над этим диалогом можно продолжить. Задание учащимся: расширить диалог, добавив пять-шесть своих реплик, в зависимости от ситуации.
В старших классах, при проведении творческих упражнений, стараюсь, чтобы ребята использовали реальные факты из жизни школы, класса, высказывали свое отношение, свое мнение по тому или иному вопросу.
Использование учебной ситуации на уроке может служить разным целям обучения: развивать навыки диалогической и монологической речи, способствовать усвоению лексического и грамматического материала, служить средством проверки понимания прочитанного и т.д. Хотелось бы напомнить те требования, которые предъявляются к учебной ситуации.
Она должна быть по возможности адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной учащимся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам или собеседникам в общении; чувство инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнять.
Предлагая ситуации общения, я учитываю языковую подготовку учащихся, решаю вопрос о том, какая помощь будет оказана слабым ученикам. Например: в 6 классе предлагаю ситуацию:
“You have a new flat. Help your father and mother to arrange all the furniture in the living-room”
Для слабых учащихся готовлю карточки с планом: Say what you put on the left; on the right; in the middle of the room; between the sofa and the bookcase; in front of the television.
И таким образом все школьники справляются с заданием.
Навыки диалогической и монологической речи по теме “Семья” (6 кл) отрабатываю с помощью таких ситуаций:
You have a new friend and he (she)
wants to know about your family
Учащиеся работают в парах.
Все описанные приемы обучения и виды работы помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.