Использование мультимедиатехнологий на уроке информатики в школе глухих

Разделы: Информатика


В связи с началом стремительного роста популярности информационных технологий в середине 80-х гг. содержание школьного образования дополнилось комплексом новых знаний и умений, обеспечивающих так называемую “компьютерную грамотность”. За прошедший период компьютеризации школьного образования смысл этого термина более или менее устоялся и предполагает, в частности, достаточный уровень подготовки школьников к использованию некоторого набора прикладных программ, список которых постоянно меняется в соответствии с требованиями времени.

Применительно к специальной школе, цель уроков информатики более приближена к общеобразовательной и коррекционной задачам (Витухина И.А., 1991). Школьная информатика имеет выраженный межпредметный характер, поэтому пользовательская содержательная линия информатики может и должна реализовываться на материале других учебных предметов. Информатика для массовой школы в этом смысле “замкнута” на себя, поскольку предусматривает решение задач, связанных по содержанию только с самой информатикой. Столь узкое применение методов информатики является, на наш взгляд, непозволительной роскошью в коррекционном обучении, призванном систематически, постоянно сочетать и реализовывать обучающие, развивающие и коррекционные цели.

Как показал длительный опыт (с 1990 г.) применения информационных технологий в коррекционной педагогике, компьютер при правильном и продуманном подходе к его использованию может предоставить педагогу-дефектологу неоценимые возможности в качестве эффективного средства решения ряда коррекционных, педагогических и даже организационных, технических задач.

Вместе с тем на огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней школы, практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся.

Учителя специальных школ испытывают острую нехватку специальных учебников, методических пособий и рекомендаций, а их неслышащие ученики – существенные трудности при изучении информатики. Особенно остро эта проблема ощущается в среднем и старшем звене. С помощью приложений WINDOWS педагоги создают адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся. При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями слуха является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям младшего и среднего школьного возраста сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.

Процесс обучения в школе глухих выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Руководствуясь идеей о единстве развитии мышления и речи, сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления.

Таким образом, все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Мышление глухого ребенка развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности глухого ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.

При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования глухих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:

  1. Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
  2. Рациональное дозирование учебного материала;
  3. Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
  4. Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
  5. Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);
  6. Растянутость во времени периода школьного обучения на 12-13 лет.

При этом за школами для глухих и слабослышащих детей сохраняется статус цензовых образовательных учреждений, т.е. подразумевается подготовка выпускников в соответствии с общими для всех программными требованиями, сдача государственных экзаменов на общих основаниях и получение аттестата зрелости общего образца.

Большие, и пока малоизученные возможности для успешного изучения предмета информатики (и других общеобразовательных предметов) в специальной школе содержат так называемые мультимедиа технологии в силу того, что позволяет сочетать одновременно различные формы представления информации, а это, в свою очередь – позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохранные анализаторы.

Понятие “мультимедиа” все чаще упоминается в связи с компьютерами, компьютерной периферией, с теми или иными программными продуктами и даже в связи с телевидением и пр. Точного определения понятия “мультимедиа” в литературе не существует и по сей день, но можно попытаться выработать некое описание данного понятия.

Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Технология мультимедиа прочно вошла в повседневную жизнь и успешно применяется во многих пользовательских приложениях.

Обучающие программы занимают одно из ведущих мест среди различных мультимедийных продуктов, уступая по числу только игровым программам. Именно внедрение СD и мультимедиа позволили объединить в обучающих программах речь, музыку и графику высокого разрешения.

В литературе описан опыт использования развивающих компьютерных игр в целях коррекции и диагностики при работе с умственно отсталыми детьми (Синева Е.П.). Учащиеся младших классов обнаружили способность к усвоению несложных приемов работы на компьютере и переносу этих приемов на аналогичные ситуации. Одновременно с игровой индустрией лавинообразно развивается направление создания чисто учебных мультимедиа-курсов для школ и вузов. Например, цикл мультимедиа-курсов типа “Открытая физика”, “Открытая химия”, “Открытая астрономия” и пр. (ООО ФИЗИКОН).

К мультимедийным средствам нового поколения относятся интерактивные доски. В 1991 году компания SMART Technologies Inc. выпустила первую электронную интерактивную доску. С тех пор оборудование SMART пользуется неизменным успехом у профессионалов всего мира: в школах и ВУЗах, проектных организациях, государственных и бизнес-структурах, силовых ведомствах.

Интерактивная доска (рис.1) – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Рисунок 1

Сегодня интерактивная доска имеет признание профессионалов во всем мире, в том числе и в нашей стране. Причем, она используется уже и в специальных школах для детей с нарушениями развития.

Неоценимые методические возможности в плане обеспечения коррекционного обучения имеет программа Microsoft PowerPoint, овладеть которой может практически каждый пользователь. Кроме того, она входит в школьную программу по информатике и ученики сами могут использовать ее в своей учебной и внеучебной работе.

Рассмотрим подробнее возможности данной программы для обеспечения полноценного обучения информатике детей с нарушениями слуха и другими нарушениями в развитии.

Microsoft PowerPoint относится к классу так называемых мультимедиа технологий в силу того, что позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. Сейчас эта программа широко используется в рекламе, при проведении презентаций и конференций. Применительно к условиям коррекционного обучения, столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохранные анализаторы.

Методическая ценность Microsoft PowerPoint этим не ограничивается. Как уже говорилось, это программа служит для создания презентаций. Презентация представляет собой последовательность слайдов, или “электронных страниц” (по аналогии с книгой). При этом алгоритмы (или схемы) построения презентации, ее структура, могут задаваться произвольно, так, как требуется создателю презентации. Структура презентации может быть линейной (рис.2), разветвленной (рис.3), циклической (рис.4) и смешанной.

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3

 

Рисунок 4

Таким образом, изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возврата к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости.

Microsoft PowerPoint изучается в цензовой специальной школе в соответствии с программой курса информатики. При этом используются различные учебники для массовой школы, ни один из которых не соответствует ни возможностям учащихся с нарушениями развития, ни целям уроков информатики в специальной школе. Поэтому при изложении учебного материала учитель информатики вынужден создавать адаптированные тексты.

Возможности Microsoft PowerPoint позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом пользователь располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций. Во многих случаях иллюстрации помогают снять трудности работы учителя по развитию речи учащихся, связанные с различиями в содержании их словарного запаса.

Особенно эффективно использование анимации для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой. Кстати, среди многих преимуществ компьютерных средств, одним из наиболее значимых для коррекционного обучения, является именно динамичность предоставляемой ими наглядности. Все предшествующие средства наглядности (плакаты, макеты, рисунки, предметы) были статичными и не раскрывали полностью смысл терминов, связанных с движением, с временными характеристиками (навстречу, в одном направлении, в противоположных направлениях, быстрее, одновременно, встретились, догнал и т.д.).

Возможность совмещения текста и графики в Microsoft PowerPoint позволяет учителю предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию текстов. Целью таких заданий является развитие всех мыслительных операций (в частности, обобщения и классификации), обеспечение продуктивной творческой деятельности учащихся, формирование у них письменной речи (в частности, ее смысловой стороны и причинно-следственных связей), развитие воображения и эстетической сферы. Для сочинений выбираются актуальные темы, связанные с жизненным опытом учащихся, например: “Летние каникулы”, “Празднование Нового Года”, “Мой распорядок дня”, “День космонавтики” и т.д. Учащиеся создают последовательность слайдов, на которых размещают отдельные фрагменты текста. Затем к каждому фрагменту подбирается картинка из библиотеки готовых рисунков и добавляется эффект анимации. Библиотека содержит очень большое количество рисунков, поэтому простой перебор практически невозможен. Для поиска иллюстрации, соответствующей тексту, необходимо задать ключевое слово, по которому компьютер совершает отбор и сужает круг поиска. Это слово, как правило, не единственно возможное, к тому же на одном слайде часто приходится совмещать несколько рисунков, соответственно менять их размер и создавать из них композицию.

Конечно, урок не ограничивается лишь просмотром заранее подготовленной презентации. По ходу показа слайдов учитель ведет диалог с учащимися, задает им вопросы, просит прочитать текст и пр.

Проиллюстрируем на опыте преподавания информатики в Центре образования № 1406, как программа Microsoft PowerPoint может быть одновременно и объектом изучения и средством обучения и коррекции нарушенных сфер познавательной деятельности учащихся.

Для этого приведем фрагменты уроков информатики в 7-8 классах. Почти все учащиеся этих классов имеют глухоту в сочетании с другими нарушениями развития (ДЦП, ЗПР и др.). Состояние речи, как письменной, так и устной, у большинства учащихся ниже среднего уровня. При этом их словарный запас существенно различается.

Например, при первом знакомстве с мультимедийными технологиями учитель изменяет текст учебника информатики следующим образом:

“Компьютерная презентация похожа на обычную книгу. Книга состоит из страниц. Презентация состоит их электронных страниц. Электронные страницы называются слайдами. Компьютерная презентация – это последовательность слайдов, содержащих текст, числа, рисунки, анимацию, видео и звук. То, что вы видите на экране – тоже компьютерная презентация.”. (Приложение 1).

Сравните с учебником: “Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов… Проведем аналогию с обычной книгой… Презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать также мультимедийные объекты” (Угринович Н., стр.304-305).

Как видим, тексты слайдов представлены короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Цветовое решение слайдов предусматривает (помимо внешней привлекательности) смысловое выделение наиболее значимых частей текста (в данном случае – новых терминов).

Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов. Образцы ответов на вопросы появляются на экране после ответов учащихся. Таким образом, во-первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во-вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепить новый материал. Например, см. Приложение 2.

Рассказ об анимационных возможностях программы Microsoft PowerPoint был бы мало полезен глухим учащимся без одновременной демонстрации этих возможностей. Например, это можно сделать следующим образом (см. Приложение 3). По нажатию кнопки эти предложения появляются соответственно: целиком, по отдельным словам и по отдельным буквам (эффект “пишущая машинка”).

До начала обучения и по окончании экспериментального обучения мы провели проверочные работы по темам: “Компьютерные презентации” и “Текстовый редактор”.

Результаты выполнения проверочных работ показали заметную положительную динамику по уровню сформированности проверяемых знаний и умений.

Надеемся, что описанный в данной статье практический опыт преподавания информатики в специальной школе будет полезен учителям-дефектологам и поможет частично восполнить пробел в методическом обеспечении столь важного направления коррекционной педагогики, как компьютеризация специального образования.

Литература.

  1. Витухина И.А. Методология курса информатики в школе для глухих детей// Дефектология. 1991. №6.
  2. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании// Коррекционная педагогика. 2004. №2.
  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. М. 2001.