Цели:
- Развиватие детского творчества.
- Развиватие коммуникативно-речевых умений.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора – интервью.
- Учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям.
- Развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания.
- Развивать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения разных видов.
- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
- Развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа:
- Экскурсия в лес в начале осени, в середине, в конце.
- Чтение и заучивание стихов об осени разных поэтов: Е. Трутневой “Осень”, А. Плещеева “Осень наступила”, А. Пушкина “Уныла пора”, “Уж небо сенью дышало”
- Работа с пословицами, поговорками об осени; загадывание загадок.
- Чтение: Б. Заходер “Русачок”, Р. Каук “Медвежонок Мишка”, В. Белов “Родничок”; рассказов о животных, птицах, насекомых.
- Игры “Задавай вопрос”, “Корреспонденты”.
- Самостоятельное сочинение рассказов, сказок.
Материал:
- Конверт с письмом и карточками.
- Шапочки: березка, родничок, трава, солнце, ветер, белка, медведь, заяц, паучок.
- Репродукции картин осеннего леса.
- Фотографии
- Ворота в осенний лес
- Газета с рассказами детей.
- “Пенечки”
- Грибок (папье-маше) с брелочками
- Кисти, краски, пластилин, клейстер, бумага, открытки и т. д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Первая часть.
Подгруппа детей (6-8 человек) самостоятельно играет.
Воспитатель произносит закличку, приглашая детей к себе и заинтересовывая предстоящей деятельностью:
Таежная сказка всех зазывает:
На праздник леса вас приглашает.
Как чудесны, как красивы сегодня
Сосны, ели, ивы!
Прибегайте все ребята,
Собирайтесь, дошколята!
Лес сибирский поздравлять –
Многолетия желать.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо от Тома и Джерри, которые работают в редакции. Кто знает, что такое редакция?
(Место, где работают корреспонденты, журналисты, редакторы. Это помещение, где составляют газеты, журналы. Потом это печатают в типографии, а мы получаем их по почте и покупаем в магазинах, киосках).
Дети открывают письмо, воспитатель читает:
- Дорогие ребята, пишут вам ваши друзья Том и Джерри. Мы приглашаем вас принять участие в конкурсе на лучшую газету об осеннем лесе и его обитателях.
Для этого мы предлагаем вам отправиться в осенний лес на прогулку. Но это будет непростая прогулка. Вы пойдете в лес, как журналисты, на работу. Журналистам необходимо взять интервью у осеннего леса.
Свои интервью вы напечатаете в газете и отправите к нам в редакцию. Желаем успехов!
Воспитатель:
- Принимаем предложение? Будем делать газету?
Пояснение:
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель:
- Кто знает, что такое интервью?
(Это разговор, беседа корреспондента или журналиста с каким-нибудь человеком, для того, чтобы узнать что-то интересное.)
Воспитатель:
- У кого или чего можно взять интервью в осеннем лесу?
(У белки, зайца, ежа, медведя; у березки, травы, солнышка, ветра…)
Воспитатель:
- Посмотрите, что еще есть в конверте?
(Карточки с точками)
- Как вы думаете, для чего?
(Наверное, это подсказка, у кого можно взять интервью, может знаки, как вести себя в лесу, а может еще что-то, чтобы узнать, надо прорисовать эти точки)
Пояснение:
Выслушиваю ответы детей, предлагаю взять карандаши, карточки и рассмотреть, что же получилось.
Дети выбирают карточку, соединяют по контуру точки, получаются разные рисунки: поезд, ракета, самолет, верблюд, теплоход, танк, человек.
Воспитатель:
- Как вы думаете, чтобы это значило?
(На этом можно отправиться в путешествие в лес).
Пояснение:
Если ребенок предлагает и настаивает только на своем варианте, воспитатель предлагает определиться, каким образом легче и быстрее попасть в лес:
- Ракета улетит в космос, для поезда необходимы рельсы, для теплохода вода, верблюду нужна пустыня, танку полигон. А лес находится у нас рядом, пойдем пешком (карточка – человек).
Воспитатель:
- Что возьмем с собой в дорогу?
(Хорошее настроение, умные головы, правила хорошего тона, песню и т. д.)
Физминутка (стихотворная)
Нужно в лес нам отправляться,
Ума, разума набраться.
Чтоб газету сочинить, мозги надо зарядить.
Вправо-влево посмотри,
Что увидишь – назови!
Все в пути случиться может
Надо быть внимательным.
Все у нас получится,
Будет замечательно!
Воспитатель запевает песню, дети подпевают. Все подходят к “лесным воротам”.
Пояснение:
Перед входом в “лес” стоят лесные ворота, обвитые листьями разных цветов.
Вторая часть.
“Гриб Боровик” встречает детей (магнитофонная запись):
- Я приветствую начинающих журналистов в нашем лесу. Вход в ворота закрыт. Чтобы пройти, надо что-то рассказать об осени: пословицу, поговорку, стихотворение, загадать загадку. Ответы не должны повторяться.
Дети по желанию рассказывают что-нибудь об осени.
Предлагаю детям, знающим и стихи и загадки дать еще дополнительный ответ.
“Гриб Боровик” продолжает (магнитофонная запись):
- Вас в свой лес я пропускаю, и брелочки вам вручаю.
Дети выбирают брелочек и проходят в ворота. Звучит музыка, дети
(минуту) самостоятельно рассматривают репродукции осеннего леса.
Воспитатель:
- Давайте с вами вспомним правила, по которым будем брать интервью, присаживайтесь на полянку:
(Что-то дети называют самостоятельно, о чем-то напоминает воспитатель с помощью наводящих вопросов):
- Кто задает вопросы? (журналист)
- Какие надо задавать вопросы и сколько?
(На которые хочешь получить ответ… Не длинные и понятные…Вопросов должно быть немного…Пользоваться вежливыми словами… и т. д.)
- Какие должны быть ответы на вопросы?
(Говорить только про то, о чем спрашивают…. Не длинные… Использовать интересные красивые слова…и т. д.)
- Как должны вести себя журналист и его собеседник?
(Не перебивать друг друга…. Слушать друг друга, чтобы не повторяться и не задать один вопрос два раза… Благодарить за ответ…Смотреть друг на друга при беседе…)
Воспитатель:
- Вы, ребята, не зевайте, себе дружочка выбирайте:
Кому – вопросы задавать, а кто – будет отвечать.
На брелочки вы взгляните, быстро парочку найдите.
Дети выбирают себе пару (воспитатель напоминает, что один из них – журналист).
Воспитатель:
- Полина, почему ты выбрала себе в пару Сашу? Саша, ты согласен с тем, что Полина выбрала пару правильно?
(У меня на брелке человечек в шапочке белочки, а у Саши – белка. Если у меня человек – значит, я буду задавать вопросы, а Саша – отвечать от имени белочки).
Пояснение:
Если все дети выбрали пары верно, можно спросить еще одну – две пары, чтобы объяснили принцип выбора. Если была ошибка, воспитатель привлекает ребят:
- Посмотрите внимательно на карточки друг у друга. Все согласны, что пары выбраны правильно или есть другие мнения?
Воспитатель:
- Те ребята, которые будут обитателями леса, могут выбрать себе шапочку или какой-нибудь элемент, указывающий на героя интервью.
- Время на подготовку 3 минуты, пока “бегут песочные часы”.
- Выберите себе удобное место для разговора.
Третья часть. Самостоятельное составление детьми интервью.
В ходе самостоятельной работы воспитатель проводит индивидуальную работу (в зависимости от того, в чем нуждается конкретный ребенок):
- Костя, не забудь, ты только спрашиваешь (или только отвечаешь).
- Наташа, подумай, какими красивыми словами можно сказать про солнце (белочку, ветер…)? (У ребенка бедный словарный запас).
- Слава, не надо задавать много вопросов, иначе интервью получится длинное и другие дети не успеют высказаться. Задай три – четыре вопроса, этого будет достаточно. (Мальчик много говорит, не всегда по теме, может по ходу ответа изменять план и т. д.)
- Полина, не торопись задавать все вопросы сразу, Дождись, пока Юля ответит. (Полина активная девочки, любит рассказывать, а Юля робкая, медлительная, хотя придумывает интересно.) А ты, Юля, постарайся отвечать коротко, с огоньком, чтобы тебя интересно было слушать, улыбайся.
- Артур, не забудь поблагодарить за интересный рассказ, не забывай, что ты журналист.
Воспитатель:
- Время на подготовку закончилось, приглашаю всех на полянку. А я буду записывать ваши интервью для газеты.
- От пары к паре переходит микрофон, журналисты задают вопросы, а обитатели осеннего леса рассказывают о своих заботах.
Пояснение:
- Первыми воспитатель спрашивает пару Полины и Юли (у детей хорошая четкая речь, грамотное составление рассказа).
После интервью коротко:
- Молодцы! Так мало, но очень интересные вопросы задала Полина, а какие красивые слова о ветерке использовала Юля! И т. д.
Воспитатель:
- Журналисты взяли интервью у всех обитателей осеннего леса, все герои поделились своими рассказами, а я записала их для газеты. Нам пора возвращаться оформлять газету на конкурс.
Физминутка (стихотворная)
Четвертая часть.
Воспитатель:
- Что вы почувствовали в лесу? Какое у вас настроение?
(Немного грусти, восхищение, удивление…)
- Давайте об этом расскажем в нашей газете. Выбирайте материал и каждая пара оформляет свое интервью.
Пояснение:
Приготовлен большой лист обоев (бумага тонирована под “осень”), написан заголовок “Интервью в осеннем лесу”.
Дети выбирают любой материал: кисти, краски, мелки, пластилин, картинки животных, карандаши, листья, шишки и т. д. и оформляют свою историю.
Воспитатель наклеивает на газету написанное интервью каждой пары.
Воспитатель:
- Вот наша газета и готова! Давайте рассмотрим ее, и каждая пара расскажет, что они сделали в этой большой газете.
Высказывания детей о своей работе.
Воспитатель:
- Мы сразу отправим газету в редакцию? Или будут еще предложения?
Дети вывешивают газету в приемную, чтобы ее могли почитать родители и сотрудники детского сада, и только потом газету отправят в “редакцию”.
Литература:
1. Волочкова В. Н. , Степанова Н. В. “Развитие речи”, ТЦ “Учитель”, г. Воронеж, 2006 г. – тема занятия.