Конспект занятия "Интервью у осеннего леса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Развиватие детского творчества.
  2. Развиватие коммуникативно-речевых умений.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора – интервью.
  2. Учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям.
  3. Развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания.
  4. Развивать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения разных видов.
  5. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
  6. Развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах.
  7. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в лес в начале осени, в середине, в конце.
  2. Чтение и заучивание стихов об осени разных поэтов: Е. Трутневой “Осень”, А. Плещеева “Осень наступила”, А. Пушкина “Уныла пора”, “Уж небо сенью дышало”
  3. Работа с пословицами, поговорками об осени; загадывание загадок.
  4. Чтение: Б. Заходер “Русачок”, Р. Каук “Медвежонок Мишка”, В. Белов “Родничок”; рассказов о животных, птицах, насекомых.
  5. Игры “Задавай вопрос”, “Корреспонденты”.
  6. Самостоятельное сочинение рассказов, сказок.

 Материал:

  1. Конверт с письмом и карточками.
  2. Шапочки: березка, родничок, трава, солнце, ветер, белка, медведь, заяц, паучок.
  3. Репродукции картин осеннего леса.
  4. Фотографии
  5. Ворота в осенний лес
  6. Газета с рассказами детей.
  7. “Пенечки”
  8. Грибок (папье-маше) с брелочками
  9. Кисти, краски, пластилин, клейстер, бумага, открытки и т. д.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть.

Подгруппа детей (6-8 человек) самостоятельно играет.

Воспитатель произносит закличку, приглашая детей к себе и заинтересовывая предстоящей деятельностью:

Таежная сказка всех зазывает:
На праздник леса вас приглашает.
Как чудесны, как красивы сегодня
Сосны, ели, ивы!
Прибегайте все ребята,
Собирайтесь, дошколята!
Лес сибирский поздравлять –
Многолетия желать.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо от Тома и Джерри, которые работают в редакции. Кто знает, что такое редакция?

(Место, где работают корреспонденты, журналисты, редакторы. Это помещение, где составляют газеты, журналы. Потом это печатают в типографии, а мы получаем их по почте и покупаем в магазинах, киосках).

Дети открывают письмо, воспитатель читает:

- Дорогие ребята, пишут вам ваши друзья Том и Джерри. Мы приглашаем вас принять участие в конкурсе на лучшую газету об осеннем лесе и его обитателях.

Для этого мы предлагаем вам отправиться в осенний лес на прогулку. Но это будет непростая прогулка. Вы пойдете в лес, как журналисты, на работу. Журналистам необходимо взять интервью у осеннего леса.

Свои интервью вы напечатаете в газете и отправите к нам в редакцию. Желаем успехов!

Воспитатель:

- Принимаем предложение? Будем делать газету?

Пояснение:

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель:

- Кто знает, что такое интервью?

(Это разговор, беседа корреспондента или журналиста с каким-нибудь человеком, для того, чтобы узнать что-то интересное.)

Воспитатель:

- У кого или чего можно взять интервью в осеннем лесу?

(У белки, зайца, ежа, медведя; у березки, травы, солнышка, ветра…)

Воспитатель:

- Посмотрите, что еще есть в конверте?

(Карточки с точками)

- Как вы думаете, для чего?

(Наверное, это подсказка, у кого можно взять интервью, может знаки, как вести себя в лесу, а может еще что-то, чтобы узнать, надо прорисовать эти точки)

Пояснение:

Выслушиваю ответы детей, предлагаю взять карандаши, карточки и рассмотреть, что же получилось.

Дети выбирают карточку, соединяют по контуру точки, получаются разные рисунки: поезд, ракета, самолет, верблюд, теплоход, танк, человек.

Воспитатель:

- Как вы думаете, чтобы это значило?

(На этом можно отправиться в путешествие в лес).

Пояснение:

Если ребенок предлагает и настаивает только на своем варианте, воспитатель предлагает определиться, каким образом легче и быстрее попасть в лес:

- Ракета улетит в космос, для поезда необходимы рельсы, для теплохода вода, верблюду нужна пустыня, танку полигон. А лес находится у нас рядом, пойдем пешком (карточка – человек).

Воспитатель:

- Что возьмем с собой в дорогу?

(Хорошее настроение, умные головы, правила хорошего тона, песню и т. д.)

Физминутка (стихотворная)

Нужно в лес нам отправляться,
Ума, разума набраться.
Чтоб газету сочинить, мозги надо зарядить.
Вправо-влево посмотри,
Что увидишь – назови!
Все в пути случиться может
Надо быть внимательным.
Все у нас получится,
Будет замечательно!

Воспитатель запевает песню, дети подпевают. Все подходят к “лесным воротам”.

Пояснение:

Перед входом в “лес” стоят лесные ворота, обвитые листьями разных цветов.

Вторая часть.

“Гриб Боровик” встречает детей (магнитофонная запись):

- Я приветствую начинающих журналистов в нашем лесу. Вход в ворота закрыт. Чтобы пройти, надо что-то рассказать об осени: пословицу, поговорку, стихотворение, загадать загадку. Ответы не должны повторяться.

Дети по желанию рассказывают что-нибудь об осени.

Предлагаю детям, знающим и стихи и загадки дать еще дополнительный ответ.

“Гриб Боровик” продолжает (магнитофонная запись):

- Вас в свой лес я пропускаю, и брелочки вам вручаю.

Дети выбирают брелочек и проходят в ворота. Звучит музыка, дети

(минуту) самостоятельно рассматривают репродукции осеннего леса.

Воспитатель:

- Давайте с вами вспомним правила, по которым будем брать интервью, присаживайтесь на полянку:

(Что-то дети называют самостоятельно, о чем-то напоминает воспитатель с помощью наводящих вопросов):

- Кто задает вопросы? (журналист)

- Какие надо задавать вопросы и сколько?

(На которые хочешь получить ответ… Не длинные и понятные…Вопросов должно быть немного…Пользоваться вежливыми словами… и т. д.)

- Какие должны быть ответы на вопросы?

(Говорить только про то, о чем спрашивают…. Не длинные… Использовать интересные красивые слова…и т. д.)

- Как должны вести себя журналист и его собеседник?

(Не перебивать друг друга…. Слушать друг друга, чтобы не повторяться и не задать один вопрос два раза… Благодарить за ответ…Смотреть друг на друга при беседе…)

Воспитатель:

- Вы, ребята, не зевайте, себе дружочка выбирайте:

Кому – вопросы задавать, а кто – будет отвечать.

На брелочки вы взгляните, быстро парочку найдите.

Дети выбирают себе пару (воспитатель напоминает, что один из них – журналист).

Воспитатель:

- Полина, почему ты выбрала себе в пару Сашу? Саша, ты согласен с тем, что Полина выбрала пару правильно?

(У меня на брелке человечек в шапочке белочки, а у Саши – белка. Если у меня человек – значит, я буду задавать вопросы, а Саша – отвечать от имени белочки).

Пояснение:

Если все дети выбрали пары верно, можно спросить еще одну – две пары, чтобы объяснили принцип выбора. Если была ошибка, воспитатель привлекает ребят:

- Посмотрите внимательно на карточки друг у друга. Все согласны, что пары выбраны правильно или есть другие мнения?

Воспитатель:

- Те ребята, которые будут обитателями леса, могут выбрать себе шапочку или какой-нибудь элемент, указывающий на героя интервью.

- Время на подготовку 3 минуты, пока “бегут песочные часы”.

- Выберите себе удобное место для разговора.

Третья часть. Самостоятельное составление детьми интервью.

В ходе самостоятельной работы воспитатель проводит индивидуальную работу (в зависимости от того, в чем нуждается конкретный ребенок):

- Костя, не забудь, ты только спрашиваешь (или только отвечаешь).

- Наташа, подумай, какими красивыми словами можно сказать про солнце (белочку, ветер…)? (У ребенка бедный словарный запас).

- Слава, не надо задавать много вопросов, иначе интервью получится длинное и другие дети не успеют высказаться. Задай три – четыре вопроса, этого будет достаточно. (Мальчик много говорит, не всегда по теме, может по ходу ответа изменять план и т. д.)

- Полина, не торопись задавать все вопросы сразу, Дождись, пока Юля ответит. (Полина активная девочки, любит рассказывать, а Юля робкая, медлительная, хотя придумывает интересно.) А ты, Юля, постарайся отвечать коротко, с огоньком, чтобы тебя интересно было слушать, улыбайся.

- Артур, не забудь поблагодарить за интересный рассказ, не забывай, что ты журналист.

Воспитатель:

- Время на подготовку закончилось, приглашаю всех на полянку. А я буду записывать ваши интервью для газеты.

- От пары к паре переходит микрофон, журналисты задают вопросы, а обитатели осеннего леса рассказывают о своих заботах.

Пояснение:

- Первыми воспитатель спрашивает пару Полины и Юли (у детей хорошая четкая речь, грамотное составление рассказа).

После интервью коротко:

- Молодцы! Так мало, но очень интересные вопросы задала Полина, а какие красивые слова о ветерке использовала Юля! И т. д.

Воспитатель:

- Журналисты взяли интервью у всех обитателей осеннего леса, все герои поделились своими рассказами, а я записала их для газеты. Нам пора возвращаться оформлять газету на конкурс.

Физминутка (стихотворная)

Четвертая часть.

Воспитатель:

- Что вы почувствовали в лесу? Какое у вас настроение?

(Немного грусти, восхищение, удивление…)

- Давайте об этом расскажем в нашей газете. Выбирайте материал и каждая пара оформляет свое интервью.

Пояснение:

Приготовлен большой лист обоев (бумага тонирована под “осень”), написан заголовок “Интервью в осеннем лесу”.

Дети выбирают любой материал: кисти, краски, мелки, пластилин, картинки животных, карандаши, листья, шишки и т. д. и оформляют свою историю.

Воспитатель наклеивает на газету написанное интервью каждой пары.

Воспитатель:

- Вот наша газета и готова! Давайте рассмотрим ее, и каждая пара расскажет, что они сделали в этой большой газете.

Высказывания детей о своей работе.

Воспитатель:

- Мы сразу отправим газету в редакцию? Или будут еще предложения?

Дети вывешивают газету в приемную, чтобы ее могли почитать родители и сотрудники детского сада, и только потом газету отправят в “редакцию”.

Литература:

1. Волочкова В. Н. , Степанова Н. В. “Развитие речи”, ТЦ “Учитель”, г. Воронеж, 2006 г. – тема занятия.