Урок по химии "Гигиена питания"

Разделы: Химия


Тип занятия: Мастерская построения знаний

Цель: Обеспечить условия для развития умений проводить различные исследования при изучении веществ или природных объектов, при решение задач по собственной безопасности.

Задачи:

  1. Научить школьников разбираться в составах продуктов питания.
  2. Формировать навык проведения химического анализа доступными средствами.
  3. Вооружить знаниями о пищевых добавках и экологически чистых упаковках.

Межпредметные связи:

  • Обеспечивающие – биологические знания (питательные вещества, заболевания человека),
  • Обеспечиваемые – основы безопасности, жизнедеятельности и трудовое обучение (применение веществ по инструкциям).

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия:

  • Таблицы “Пищевые добавки”, “Пищевые добавки, опасные для здоровья человека”,
  • Рисунки упаковочных символов.

Раздаточный материал: Инструктивные карты, различные упаковки продуктов питания.

Реактивы: Сливочное масло или спред.

Презентация

Организационный момент

Современный мир имеет большие возможности, создаёт огромные проблемы, связанные с обеспечением продуктами питания населения. На Российском рынке появилось множество товаров, в которых применяются различные добавки, красители, разрыхлители и тд. Бытует мнение, что это плохо, но как сохранить продукты в течении длительного периода времени?

Какие консерванты безопасны и что такое Е на упаковках? Эти и другие вопросы встают перед нами, когда мы отправляемся в магазин.

Наша задача научиться разбираться в составах продуктов питания, формировать навык проводить анализ доступными средствами, вооружиться знаниями о вредных добавках

  • Что представляет собой пища?
  • Зачем знать её состав?
  • Почему необходимо разбираться в ингредиентах?

Первый этап

Не зря ёще в древние времена философы говорили “Мы суть то, что едим”.

Даже благородных девиц в гимназии обучали начальному курсу гигиены. Например:

  • В топленое масло для увеличения веса подмешивали известь. Как её обнаружить?
  • Молоко разбавили водой, а чтобы оно не было слишком прозрачным, добавили крахмал. Как распознать фальсификацию?

Нечестные производители встречаются и сейчас.

Конечно, мы не пойдем в магазин с минилабораторией, но внешне рассмотреть продукт мы можем. Например – сливочное масло. Каждое утро мы используем этот продукт на завтрак. Опишите его. Какие свойства вы охарактеризовали?

  • Самый простой анализ называется органолептический. Анализ проводится по нескольким критериям.

Таблица 1 “Качество сливочного масла”

Признаки Характеристики
Состояние Крошливость Мягкость Избыточная мягкость Повышенная липкость
Цвет Белый Светло-желтый Желтый Ярко желтый
Распределение цвета Равномерный Неравномерный
Запах Силоса Полыни Молока Сливок

Второй этап

Проведите анализ выданного вам образца сливочного масла. Сравним результаты теста.

Масло должно быть мягкое, светло-желтое, иметь равномерный цвет, запах кисловатый.

Сливочное масло соседствует с новыми продуктами, так называемыми спредами – “миксы” смесь растительных и животных жиров. Казалось бы, ничего плохого в этом нет, так как сбалансирован состав, но некоторые производители не печатают, что продают спред или печатают очень мелким шрифтом, где-то в самом низу упаковки.

Отчет о домашнем задании: Анализ упаковки масло “Кремлевское”.

Вывод: Лучше покупать продукт в упаковке, чем на развес.

Третий этап

Мы привыкли, что у каждого продукта свой неповторимый вкус и запах. Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или нет. Так было всегда, но не сегодня.

Мы живем в век внедрения новых технологий в пищевую промышленность, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и задать сроки хранения. В качестве таких волшебных порошков выступают пищевые добавки.

Когда вы покупаете продукт, всегда ли обращаете внимание на состав продукта?

Часто рядом с известным названием стоит сложное или загадочное Е. Индекс Е означает систему кодификации, разработанную в Европе. Именно благодаря пищевым добавкам, продукт не очень высокого качества, приобретает выигрышный вкус, цвет, запах. На сегодняшний день ПД около 500, некоторые добавки запрещены или разрешены с ограничением.

Практическая работа: “Читаем состав продукта”.

Самый популярный напиток в буфете – лимонад.

Прочитайте состав продукта на этикетке.

Обнаружили в составе пищевые добавки и какие. (Для ответа используйте приложение, Таб. Пищевые добавки.)

Рассмотрим таблицу.

Е 100-182 – красители – применяются для окраски некоторых пищевых продуктов

Е 200-299 – консерванты – применяются для продления сроков хранения пищевых продуктов

Е 300-399 – антиокислители – замедляют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи

Е 400-499 – стабилизаторы – сохраняют заданную консистенцию пищевых продуктов

Е 500-599 – эмульгаторы – поддерживают определённую структуру продуктов питания

Е 600-699 – усилители вкуса усиливают свойства пищевых продуктов

Е 800-899 – антифламинги – понижают пенистость пищевых продуктов

См. приложение таб. 2

ПД, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности ПД, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться а также от частоты поступления в организм. Иногда малые дозы часто поступающих более опасны, чем опасные, но редко поступающие.

“ВСЕ есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза.” (Царь Соломон).

Четвёртый этап.

Упаковка продуктов питания.

Теперь вы сможете по этикетке определить, не только где товар произведен, его срок хранения и реализации, а также из чего он состоит.

Как вы думаете, почему чипсы и сухарики запрещено продавать в школе?

Мы живем в современном мире и должны владеть и использовать информацию, чтобы обезопасить себя.

Знаки на упаковках:

Экологическая упаковка.

Вы уже знаете, каким огромным количеством вредных веществ “обогащается” практически любой продукт на пути от производства до магазина. Но есть еще одна причина неблагоприятного воздействия пищи на наше здоровье – загрязнение ее вредными веществами из упаковочных материалов. По идее все они должны до употребления проходить санитарную проверку, исключающую использование вредных компонентов. Основные гигиенические требования к изделиям, соприкасающимся с пищевыми продуктами, заключаются в том, что материал не должен оказывать влияния на органолептические свойства пищевого продукта, т.е. изменять цвет, придавать посторонний запах или привкус пище; отдавать в пищевой продукт составные части упаковочных материалов в количествах, опасных для здоровья.

Однако это не всегда так. Сегодня всем известно, что недостаточно иметь полную информацию о продукте, который собираешься съесть. Его упаковка также может угрожать здоровью.

Современное производство продуктов питания не может исключить перехода в пищевой продукт опасных веществ из соприкасающихся с ним предметов. Существуют и нормы допустимых количеств перехода веществ в продукты. Однако во всех странах гигиенисты встречаются с проблемой появления на рынке упаковки, разрешенной стандартами, но на самом деле непригодной по качеству для контакта с пищей.

Обзор упаковки продуктов питания. (рисунок 1)

Самое дорогое, что есть у человека – это жизнь. Долголетие зависит от здоровья. Здоровый образ жизни должен стать нормой, и я вам предлагаю составить памятку покупателя.

Пример памятки покупателя:

  • внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
  • не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.
  • не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
  • пейте свежеприготовленные соки.
  • обходитесь без подкрашенной газировки.
  • не употребляйте супы и лапшу из пакетиков.
  • откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
  • в питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.

Приложение

Тема занятия: “Гигиена питания”.

Цель: научиться разбираться в составах продуктов питания, формировать навык проводить анализ доступными средствами и вооружиться знаниями о вредных привычках

Карточка инструкция:

Таблица 1 “Качество сливочного масла”

Признаки Характеристики
Состояние Крошливость Мягкость Избыточная мягкость Повышенная липкость
Цвет Белый Светло-желтый Желтый Ярко желтый
Распределение цвета Равномерный Неравномерный
Запах Силоса Полыни Молока Сливок

Таблица 2 “Пищевые добавки, опасные для здоровья человека”

Степень воздействия на организм человека Тест на упаковке Е …
Очень опасен 103,121,123,126,152
Запрещен 510,513,527,952
Опасен 102,110,120,124,127,129,155, 220,222,233,242,400,401,404,501,620,636
Ракообразующий 131,142,153,209,211,215,240,250,280,320,330,954
Вреден для кожи 151,231,239,951,1105
Вызывает расстройство кишечника 154,250,343,626,630,634
Вызывает расстройство желудка 338,340,450,461,465
Вызывает сыпь 310,321,907
Опасен для детей 270
Подозрителен 1о4,122,141,150,171,173,241,477

Литература:

  1. Учебник “Химия 10” автор ОС Габриелян, ФН Маскаев.
  2. Учебник по органической химии. Автор С. Юнг.
  3. Публикации в журнале “Добрые советы”.
  4. Журнал “Химия в школе” № 7 , 2006; №1, 2007.