1 этап (5-6 классы).
Форма работы: Коллективная и групповая.
Ключевые задания:
- Система творческих домашних заданий (придумай рассказ, подбери пословицы, стихи, картины художников по данной теме).
- Система творческих заданий на уроках (опиши, придумай рассказ по данной теме, проведи исследование).
- Выполнение практических заданий в группах.
- Изготовление приборов и устройств.
- Работа учащихся совместно со старшеклассниками над проектами.
2 этап (7-9 классы).
Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы уроков: урок-аукцион, урок-суд, урок творческая лаборатория.
Ключевые задания:
- Система заданий для работы в группах (исследовательских, по решению задач, по составлению таблиц, по решению качественных задач).
- Система индивидуальных творческих заданий (изучение явления смачивания, определение выигрыша в силе простых механизмов).
- Включение всех учащихся в выполнение творческого проекта по выбранной теме.
3 этап (10-11 классы)
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Формы уроков: урок-семинар (ролевая игра), урок-презентация.
Ключевые задания:
- Выполнение в 10 классе обязательного творческого задания.
- Подготовка рефератов.
- Выполнение домашней контрольной работы.
- Подготовка материалов к урокам семинарам.
- Подготовка презентаций к урокам.
- Работа учащихся с подборками задач “Эксперимент”, “Олимпиада”.
Мною разработана серия различных уроков для активного включения учащихся в деятельность.
Далее предлагаю к рассмотрению урок-обобщение в 7 классе по теме: “Простые механизмы для нас и вокруг нас”.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Продолжительность: 45 минут.
Дата проведения: март, 2007 г.
Особенности: Использование презентации (слайды презентации прилагаются далее), составление обобщающих таблиц, выполнение творческих заданий в группах, проведение рефлексии.
Цели:
Обучающая:
- 1) Проверить умения учащихся определять выигрыш в силе.
- 2) Систематизировать полученные знания через составление обобщающей таблицы “Простые механизмы”.
- Проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.
Развивающая:
- Продолжить развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.
- Продолжить развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Воспитательная:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).
План урока:
Этапы урока | № задания | Вид деятельности | Форма работы | время |
1 | 1 | Практическое задание. “Вычислить выигрыш в силе простых механизмов на столе”. |
Групповая. | 8 мин. |
2 | Теоретики у доски должны обосновать выигрыш в силе простых механизмов теоретически. | Индивидуальная. | 8 мин.. | |
3 | Заполнение обобщающей таблицы “Простые механизмы”. | Групповая. | 5 мин. | |
4 | Практическая работа: Определить
выигрыш в силе предплечья. |
Групповая. | 5 мин. | |
2 | 1 | Обсуждение качественных вопросов. | Групповая | 8 мин. |
3 | 1 | Выполнения теста по теме. | Индивидуальная | 8 мин. |
4 | 1 | Рефлексия. | Индивидуальная | 3 мин |
Слайд №1
Учитель: Добрый день. Тема нашего урока: “Простые механизмы для нас и вокруг нас”.
Возьмите на партах зелёные листы, вы видите шкалу, отметьте на ней галочкой, где вы сейчас. Отложите листы в сторону.
Учитель: с незапамятных времён человек использует для совершения работы различные предметы и приспособления – простые механизмы.
Как вы думаете, какое инженерное решение было принято древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой срок поднять и установить на своё место миллионы тяжёлых блоков? На этот счёт существует множество гипотез. Вероятнее всего для поднятия блоков ими использовались простые механизмы.
Выдающийся учёный древнего мира Архимед в своих работах излагает законы рычага и делает вывод о том, что теоретически с помощью рычага можно поднять любое тело, в том числе и землю.
Вспомните, какие бывают простые механизмы?
Ученики: рычаг, ворот, блок, наклонная плоскость.
Слайд №2
Учитель: Зачем они нужны?
Ученики: Чтобы получить выигрыш в силе.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним, какие простые механизмы бывают, и где мы с ними встречаемся.
Задания вы будете выполнять в группах, а в конце урока будет оценен результат вашей работы.
Задание №1. На доске по 1 человеку от группы (теоретики) должны обосновать выигрыш в силе различных механизмов.
Задание № 2. Остальные члены групп выполняют экспериментальное задание по вычислению выигрыша в силе простых механизмов (ножницы, кусачки, блок, наклонная плоскость).
Слайд №3
Слайд № 4
Проводится обсуждение выполненных заданий 1, 2.
Задание № 3. Теперь проведём обобщение полученных знаний, заполнив таблицу “Простые механизмы”.
Слайд №5
Учитель: Проверим заполненные таблицы.
Слайд № 6
Учитель: Давайте сделаем вывод. Зачем нам нужны простые механизмы?
Ученики: Механизмы нужны нам для получения выигрыша в силе или расстояния, выигрыш в работе мы при этом не получим.
2. Учитель: Простой механизм- рычаг обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах животных и человека являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев человека.
Назовите, где в нашем организме мы встречаемся с данным рычагом?
Череп в сагиттальной плоскости. Ось вращения – точка сочленения черепа с первым позвонком,R- сила тяжести головы, F- сила тяги мышц.
Кость предплечья. О – точка опоры в кости предплечья, F- сила мышц, сгибающих предплечье, R – вес груза.
Стопа ноги. F– сила, действующая со стороны голени на верх лодыжки,
R – сила, действующая со стороны ахиллова сухожилья на пятку.
Слайд №6
Слайд №7
Задание 4. Вычислите выигрыш в силе вашей руки.
Учитель: Какой выигрыш в силе вы получили? Зачем нужен такой механизм?
Слайд №7
3. Учитель: различные простые механизмы, которые нас окружают, позволяют получить выигрыш в силе или расстоянии, делают нашу жизнь удобнее.
Поэтому нам необходимо знать и учитывать особенности их действия.
Давайте попробуем применить наши имеющиеся знания для решения задач.
Ответьте на вопросы:
- Почему дверную ручку прикрепляют не в середине двери, а у ее края.
- Если на доске перекинутой через бревно качаются 2 мальчика различной массы, то следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры.
- Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть веревку с силой 150 Н.
- Для чего гайка-барашек имеет лопасти.
- Почему труднее переломить 1/4 часть спички, чем целую?
Что покажет динамометр?
Слайд №8
Верное решение задачи:
Слайд №9
4. Подведём итог работы в группах. Молодцы… , остальным нужно подтянуться. Теперь работа будет выполняться каждым индивидуально, возьмите белые листы и выполните тест. По окончании работы сдаёте листы и каждый из вас за выполненную работу, получит ещё одну оценку.
Слайд № 10
Теперь обратите внимание на верное решение теста:
Слайд № 11
Обсуждаются полученные результаты.
Учитель: Домашнее задание предлагаю выполнить творческое. Запишите:
5.Учитель: Подведём итог деятельности за урок. Возьмите зелёные листы и отметьте двумя плюсами место, где вы сейчас. Заполните ниже таблицу рефлексии урока.
Учитель: На этом урок закончен. Всем спасибо!
________________________________________________
_______________________
Лист рефлексии:
Фамилия, имя_____________________________________
_______________________
1. Моё настроение:
2. Ценности для вас данной работы:
- Самое важное – 1
- Важное – 2
- Не очень важное – 3
- Совсем не важное – 4
Получение для вас новой информации | |
Процесс личной деятельности | |
Полученный результат | |
Деловое общение во время работы | |
Возможность проявить себя и услышать слова одобрения | |
Получение оценки |