Урок-обобщение "Простые механизмы"

Разделы: Физика


1 этап (5-6 классы).

Форма работы: Коллективная и групповая.

Ключевые задания:

  1. Система творческих домашних заданий (придумай рассказ, подбери пословицы, стихи, картины художников по данной теме).
  2. Система творческих заданий на уроках (опиши, придумай рассказ по данной теме, проведи исследование).
  3. Выполнение практических заданий в группах.
  4. Изготовление приборов и устройств.
  5. Работа учащихся совместно со старшеклассниками над проектами.

2 этап (7-9 классы).

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Формы уроков: урок-аукцион, урок-суд, урок творческая лаборатория.

Ключевые задания:

  1. Система заданий для работы в группах (исследовательских, по решению задач, по составлению таблиц, по решению качественных задач).
  2. Система индивидуальных творческих заданий (изучение явления смачивания, определение выигрыша в силе простых механизмов).
  3. Включение всех учащихся в выполнение творческого проекта по выбранной теме.

3 этап (10-11 классы)

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Формы уроков: урок-семинар (ролевая игра), урок-презентация.

Ключевые задания:

  1. Выполнение в 10 классе обязательного творческого задания.
  2. Подготовка рефератов.
  3. Выполнение домашней контрольной работы.
  4. Подготовка материалов к урокам семинарам.
  5. Подготовка презентаций к урокам.
  6. Работа учащихся с подборками задач “Эксперимент”, “Олимпиада”.

Мною разработана серия различных уроков для активного включения учащихся в деятельность.

Далее предлагаю к рассмотрению урок-обобщение в 7 классе по теме: “Простые механизмы для нас и вокруг нас”.

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Продолжительность: 45 минут.

Дата проведения: март, 2007 г.

Особенности: Использование презентации (слайды презентации прилагаются далее), составление обобщающих таблиц, выполнение творческих заданий в группах, проведение рефлексии.

Цели:

Обучающая:

  1. 1) Проверить умения учащихся определять выигрыш в силе.
  2. 2) Систематизировать полученные знания через составление обобщающей таблицы “Простые механизмы”.
  3. Проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.

Развивающая:

  1. Продолжить развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.
  2. Продолжить развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Воспитательная:

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  2. Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

План урока:

Этапы урока № задания Вид деятельности Форма работы время
1 1 Практическое задание.

“Вычислить выигрыш в силе простых механизмов на столе”.

Групповая. 8 мин.
  2 Теоретики у доски должны обосновать выигрыш в силе простых механизмов теоретически. Индивидуальная. 8 мин..
  3 Заполнение обобщающей таблицы “Простые механизмы”. Групповая. 5 мин.
  4 Практическая работа: Определить выигрыш в силе

предплечья.

Групповая. 5 мин.
2 1 Обсуждение качественных вопросов. Групповая 8 мин.
3 1 Выполнения теста по теме. Индивидуальная 8 мин.
4 1 Рефлексия. Индивидуальная 3 мин

Слайд №1

Учитель: Добрый день. Тема нашего урока: “Простые механизмы для нас и вокруг нас”.

Возьмите на партах зелёные листы, вы видите шкалу, отметьте на ней галочкой, где вы сейчас. Отложите листы в сторону.

Учитель: с незапамятных времён человек использует для совершения работы различные предметы и приспособления – простые механизмы.

Как вы думаете, какое инженерное решение было принято древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой срок поднять и установить на своё место миллионы тяжёлых блоков? На этот счёт существует множество гипотез. Вероятнее всего для поднятия блоков ими использовались простые механизмы.

Выдающийся учёный древнего мира Архимед в своих работах излагает законы рычага и делает вывод о том, что теоретически с помощью рычага можно поднять любое тело, в том числе и землю.

Вспомните, какие бывают простые механизмы?

Ученики: рычаг, ворот, блок, наклонная плоскость.

Слайд №2

 

Учитель: Зачем они нужны?

Ученики: Чтобы получить выигрыш в силе.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним, какие простые механизмы бывают, и где мы с ними встречаемся.

Задания вы будете выполнять в группах, а в конце урока будет оценен результат вашей работы.

Задание №1. На доске по 1 человеку от группы (теоретики) должны обосновать выигрыш в силе различных механизмов.

Задание № 2. Остальные члены групп выполняют экспериментальное задание по вычислению выигрыша в силе простых механизмов (ножницы, кусачки, блок, наклонная плоскость).

Слайд №3

Слайд № 4

Проводится обсуждение выполненных заданий 1, 2.

Задание № 3. Теперь проведём обобщение полученных знаний, заполнив таблицу “Простые механизмы”.

Слайд №5

Учитель: Проверим заполненные таблицы.

Слайд № 6

 

Учитель: Давайте сделаем вывод. Зачем нам нужны простые механизмы?

Ученики: Механизмы нужны нам для получения выигрыша в силе или расстояния, выигрыш в работе мы при этом не получим.

2. Учитель: Простой механизм- рычаг обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах животных и человека являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев человека.

Назовите, где в нашем организме мы встречаемся с данным рычагом?

Череп в сагиттальной плоскости. Ось вращения – точка сочленения черепа с первым позвонком,R- сила тяжести головы, F- сила тяги мышц.

Кость предплечья. О – точка опоры в кости предплечья, F- сила мышц, сгибающих предплечье, R – вес груза.

Стопа ноги. F– сила, действующая со стороны голени на верх лодыжки,

R – сила, действующая со стороны ахиллова сухожилья на пятку.

Слайд №6

Слайд №7

Задание 4. Вычислите выигрыш в силе вашей руки.

Учитель: Какой выигрыш в силе вы получили? Зачем нужен такой механизм?

Слайд №7

3. Учитель: различные простые механизмы, которые нас окружают, позволяют получить выигрыш в силе или расстоянии, делают нашу жизнь удобнее.

Поэтому нам необходимо знать и учитывать особенности их действия.

Давайте попробуем применить наши имеющиеся знания для решения задач.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему дверную ручку прикрепляют не в середине двери, а у ее края.
  2. Если на доске перекинутой через бревно качаются 2 мальчика различной массы, то следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры.
  3. Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть веревку с силой 150 Н.
  4. Для чего гайка-барашек имеет лопасти.
  5. Почему труднее переломить 1/4 часть спички, чем целую?

Что покажет динамометр?

Слайд №8

Верное решение задачи:

Слайд №9

4. Подведём итог работы в группах. Молодцы… , остальным нужно подтянуться. Теперь работа будет выполняться каждым индивидуально, возьмите белые листы и выполните тест. По окончании работы сдаёте листы и каждый из вас за выполненную работу, получит ещё одну оценку.

Слайд № 10

Теперь обратите внимание на верное решение теста:

Слайд № 11

Обсуждаются полученные результаты.

Учитель: Домашнее задание предлагаю выполнить творческое. Запишите:

5.Учитель: Подведём итог деятельности за урок. Возьмите зелёные листы и отметьте двумя плюсами место, где вы сейчас. Заполните ниже таблицу рефлексии урока.

Учитель: На этом урок закончен. Всем спасибо!

________________________________________________
_______________________

Лист рефлексии:

Фамилия, имя_____________________________________
_______________________

1. Моё настроение:

2. Ценности для вас данной работы:

  1. Самое важное – 1
  2. Важное – 2
  3. Не очень важное – 3
  4. Совсем не важное – 4
Получение для вас новой информации  
Процесс личной деятельности  
Полученный результат  
Деловое общение во время работы  
Возможность проявить себя и услышать слова одобрения  
Получение оценки  

Приложение