Вид занятия: урок-игра.
Технология: на игровой основе.
Цели:
- Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
- Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Развивать речь.
- Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.
Задачи урока:
- Привитие интереса к чтению, литературе.
- Развивать познавательную активность, актерские способности.
- Способствовать развитию речи учащихся.
Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.
Литературный ряд:
- иллюстрации,
- вырезки из газет,
- стихи С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”
Музыкальный ряд: фонограммы с музыкой Шаинского
Ход урока
I. Организационный момент.
- Вступление. Пригласительный билет.
- Море вежливых.
- Аллея приветствий.
- Дворец извинений.
- Море поэтическое.
- Остров радости.
- Поляна земляничная.
Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в город “Добро-вежливо”. Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.
Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 3
(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)
Учитель: Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Первое море, которое мы должны переплыть – “Море вежливых”. Слайд 4
Стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.
|
|
“Аллея приветствий”. Слайд 5
Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу. (Аутогенная зарядка) - “ Аллея приветствий ” Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим
(УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХ.)
Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.
Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость” И. Кульская
Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
Вопросы:
- Какие вежливые слова произносил Петрусь?
- Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?
- Что бы вы ему посоветовали?
Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.
Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу извинений” Слайд 6
Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)
Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…“Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?
Игра “Вежливо-невежливо”. Слайд 7
Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .
Учитель:
- Поздороваться при встрече
- Толкнуть и не извиниться
- Свистеть. кричать, шуметь в школе.
- Уступить место старшим.
- Не вставать на обращение учителя.
- Помочь подняться по лестнице.
- Попрощаться уходя.
Учитель: О доброте и вежливости много пословиц, поговорок и мудрых мыслей.
А какие пословицы и поговорки знаете вы.
(Дети читают высказывания) Слайд 8
- Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ)
- Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Де-Монтень)
- Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. (Ш. Руставели)
“Море поэтическое” Слайд 9
Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
- Когда нас старшие бранят за шалости
Мы говорим …………(простите нас пожалуйста) - И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)
Теперь попробуем стать писателями. Подберем нужную строчку к высказыванию мудрецов.
Cлайд 10,11 (детям раздаются корточки образца слайда для работы в парах)
- Гёте. Душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому, доброта обезоруживает большинство людей
- Монтень: Если человек в течении дня услышит одно доброе слово, увидит один добрый поступок и сделает одно доброе дело, то проживет этот день не напрасно.
- Руссо: Отнимите у нашего сердца любовь к добру и вы отнимите всю прелесть жизни
- Стерн: Мы не столько любим людей за то добро которое они нам сделали, сколько за то добро которое мы им сделали
- Толстой: Живут лишь те, кто творит добро. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе потому, что это единственно верное средство быть счастливым
Учитель: Стихотворение А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка добрая душа.
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему не ловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком
Он краснел при этом слове
Стал стесняться доброты
Он, чтоб выглядеть суровей
Дергал кошек за хвосты
Знайте все, что он недобрый:
Злее волка, злее кобры
Берегись, не то убью! –
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой
Но расстроился потом.
Закопал её украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше
Затаившись, чуть дыша,
Лишь бы только не услышать:
Вовка добрая душа!
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй.
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
Телеграмма! СОС с острова Радости “Подумай-ка” Слайд 12
Текст телеграммы “Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 13
ГРУБОСТЬ НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ ЖАДНОСТЬ ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА ЖЕСТОКОСТЬ ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЗАВИСТЬ СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ ДЕРЗОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ
Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.
Мы оказались на земляничной поляне. Слайд 14
1 ряд: каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,
2 ряд: Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)
3 ряд: Называет добрые и вежливые слова по цепочке.
Впереди мы видим станцию “Отдыхай-ка” Сценка.
Составим правила добрых поступков. Слайд 15
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Не погибни во мне доброта!
Слайд 16
Клятва
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.